ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2064/20 от 01.07.2020 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Геленджик 01 июля 2020 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Соловьяновой С. В.,

при секретаре Мозымове В. В.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

заинтересованного лица члена территориальной избирательной комиссии Геленджикская ФИО3,

помощника прокурора г. Геленджика Зиненко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края о включении в дополнительный список участников голосования,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения № 2 участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края от 30.06.2020 года, которым отказано во включении в список участников голосования, поскольку адрес места жительства не включен в границы избирательного участка.

ФИО1 постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, в настоящее время проживает на территории г. Геленджика по адресу: <адрес>. Считает отказ необоснованным и просит обязать участковую избирательную комиссию включить в дополнительный список участников голосования.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала, пояснила, что заявление на голосование не подавала, т.к. была занята другими делами. Рассчитывала, что получит разрешение на голосование через суд, как это было два года назад.

В судебном заседании представитель административного ответчика требования не признал, поскольку порядок подачи заявления о голосовании размещен в свободном доступе, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заинтересованное лицо в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.

Помощник прокурора г. Геленджика в судебном заседании полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку административным истцом не приняты меры к соблюдению установленного порядка голосования по месту пребывания.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав мнение прокурора, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений.

Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежит гражданам Российской Федерации (ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ст.1 данного Закона вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Статьей 2 Закона предусмотрено, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно.

Указом Президента Российской Федерации от 17.03.2020 года №188 установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определяется отдельным указом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2020 года №354 дата 01.07.2020 года определена в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определен Постановлением Центральной избирательной Комиссии России от 20.03.2020 года № 244/1804-7.

Пунктом 1.2 указанного акта предусмотрено, что общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с данным Порядком.

Разделом 5 Порядка определено, что списки участников голосования составляются на основании данных, содержащихся в ГАС «Выборы».

В списки участников голосования включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании.

Основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.

Участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии его в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников голосования. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо включить участника голосования в список участников голосования, устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Пунктом 2.3.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 244/1809-7 «Об инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» установлено, что участник голосования, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, в том числе в месте временного пребывания, может принять участие в голосовании по месту своего нахождения в случае подачи им заявления о голосовании по месту нахождения.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в ППЗ, а именно:

- в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - с 16 июня (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года;

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - с 5 июня до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с 5 июня до 14.00 по московскому времени 21 июня 2020 года.

Как установлено в судебном заседании, административный истец является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает по адресу: <адрес>, в настоящее время проживает на территории г. Геленджика по адресу: <адрес>.

Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших административному истцу своевременно обратиться за реализацией своих прав на участие в голосовании в материалы дела не представлено.

Административный истец заблаговременно имела возможность подать заявление о включении её в список избирателей в городе Геленджике, однако данным правом не воспользовалась.

Согласно ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с ч.2 ст.244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Основываясь на изложенном, суд находит, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований в рамках указанного административного иска.

Руководствуясь ст. 239-244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения №2 участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 г. Геленджика Краснодарского края от 30.06.2020 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 5 дней со дня его вынесения.

Судья