ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2066/2021 от 25.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

УИД: 51RS0003-01-2021-002759-71

Дело № 2а-2066/2021

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,

при секретаре Волкогоновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 51:20:0003201:1547. ФИО исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 4 004 рубля. Ответчику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о начислении налога за 2018 год в размере 4 004 рубля. В связи с неоплатой административным ответчиком обязательных платежей, инспекцией в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 4 004 рубля, пени в размере 12 рублей 95 копеек. Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ через ФССП России оплачена задолженность по налогу в размере 4 050 рублей, что покрыло задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год (3964 руб.), а также часть задолженности за 2018 год (остаток 3918 руб.).

Просит взыскать с ФИО задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере 3 918 рублей, пени в размере 12 рублей 95 копеек.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила письменные возражения, в которых указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 2013 года, то есть относится к числу налогоплательщиков имеющих налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Просила в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а- 1165/2020, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Решение Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» установлено, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования составляют: до 300000 рублей (включительно) – 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – 0,3%; свыше 500000 рублей – 0,45%.

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Законом Мурманской области от 18.11.2016 № 2057-01-ЗМО «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Судом установлено, что ФИО на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год по объекту налогообложения - квартира, расположенная по адресу: <адрес> размере 4 004 рубля со сроком уплаты позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям административного истца, ФИО в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.

По информации административного истца, ФИО произведено гашение налоговой задолженности в сумме 4 050 рублей, которая распределена в счет погашения налоговой задолженности за 2017 год (3964 руб.), а также частично за 2018 год (остаток 3918 руб.).

Таким образом, принимая во внимание, что административный ответчик в налоговый период 2018 года являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, требования МИФНС России № 9 по <адрес> в целом являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 15 августа 2013 года, что подтверждается удостоверением , выданным УПФР в <адрес>.

В силу положений статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 октября 2018 года N 378-ФЗ) право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (пункт 10) и физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пункт 10.1).

При этом по общему правилу, установленному пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В то же время, согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, введенному Федеральным законом N 63-ФЗ от 15 апреля 2018 года и распространяющему свое действие на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Как следует из пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

При этом согласно абзацу 5 пункта 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации в случае непредставления налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что ФИО является получателем страховой пенсии по старости с 2013 года, то есть имеет право на налоговые льготы, а в налоговом уведомлении, сформированным налоговым органом, фигурирует лишь один объект недвижимого имущества, в отношении которого ФИО исчислен налог за 2018 год, налоговый орган обязан был применить налоговую льготу и осуществить перерасчет исчисленного налога на имущество физических лиц за 2018 год.

При этом, суд отмечает, что на налоговая инспекция в силу норм действующего налогового законодательства, а также руководящих разъяснений, изложенных в Письме ФНС России от 23.01.2020 № БС-4-21/945 «Об использовании сведений ПФР, полученных по запросам, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества», Письме ФНС России от 25.06.2019 № БС-4-21/12286@ «О «беззаявительном» порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц» обязана, начиная с налогового периода 2018 года предоставлять налоговые льготы в беззаявительном порядке на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

На основании изложенного, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.Н. Тищенко