ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2067/20 от 19.06.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-2067/2020

УИД: 48RS0001-01-2020-001830-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2020 года Советский районный суд г. Липецка в составе:

судьи Кацаповой Т.В.,

при секретаре Фроловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой грамотности» к Управлению образования и науки Липецкой области о признании незаконным бездействия,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой грамотности» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований указано, что административным истцом в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтёрских) организаций, включенных в Перечень поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, организовывалось патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заем 1942-1945». Административный ответчик отказался от межсекторного взаимодействия, бездействие привело к срыву данного мероприятия, запланированного на 09 мая 2020 года, тем самым Управление образования и науки Липецкой области не исполняет поручения Президента Российской Федерации и распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, нарушает права неопределённого круга лиц из числа детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, на получение благотворительной помощи.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. Административный истец в заявлении просил рассмотреть бело без участия своего представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 данного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Судом установлено, что административный истец обратился в Управление образования и науки Липецкой области с письмом от 09 марта 2020 года № 04831 «Военный заем 1942-1945», в котором сообщалось о проведении в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне благотворительного просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» на платформе УРФИНГРАМ, а также содержалась просьба об обеспечении участия в данном интерактивном мероприятии не менее 100 человек из целевой аудитории.

Административный ответчик направил в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой грамотности» 15 мая 2020 года ответ на обращение исх. № ЛЗ-1268, в котором сообщалось о невозможности принять участие в мероприятии в связи с введенным в Липецкой области 10 марта 2020 года режима повышенной готовности по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Также ответчик указал, что после отмены ограничительных мероприятий готовы осуществлять дальнейшее взаимодействие.

Факт направления в адрес административного истца ответа на обращение подтверждается документально.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление такими органами принадлежащих им полномочий (пункт «ж»).

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (подпункт 6); благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства) (подпункт 8).

Согласно Положению об управлении образования и науки Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 09 июня 2008 года N 246-р, управление образования и науки Липецкой области (далее – управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области. Управление обладает правом юридического лица. Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, нормативными-правовыми актами главы администрации области, администрации области и областного Совета депутатов, а также настоящим Положением. Управление вправе выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Липецкой области, органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образованием, общественными объединениями и иными организациями. Управление в числе прочего осуществляет функции учредителя областных государственных учреждений, закрепленных за Управлением (далее - подведомственные организации); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных организациях; организует предоставление дополнительного образования детей, общего и дополнительного профессионального образования в подведомственных организациях; осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Липецкой области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что административный ответчик, являясь отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.

Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами при реализации своих полномочий действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена.

Вопреки доводам административного истца пунктом 25 Предложений добровольческих (волонтёрских) организаций (Перечень поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы" такая обязанность на административного ответчика не возлагается. Указанные акты носят рекомендательный характер. Как указано выше, Управление образования и науки Липецкой области в рамках исполнения указанных поручений вправе самостоятельно определять порядок их реализации.

Также суд не усматривает нарушения прав как истца, так и неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, в иске надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой грамотности» к Управлению образования и науки Липецкой области о признании незаконным бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2020 года.