УИД 38RS0031-01-2020-002752-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Чупановой А.Г.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2068/2020 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить программы комплексного развития инфраструктуры
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации ФИО1 муниципального образования, в котором просит: признать незаконным бездействие администрации ФИО1 муниципального образования, выразившееся в непринятии программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; признать незаконным бездействие администрации ФИО1 муниципального образования, выразившееся в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения; обязать администрацию ФИО1 муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного ФИО1 разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры; обязать администрацию ФИО1 муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного ФИО1 разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
В обоснование административного иска, прокурор указал, что ФИО1 муниципального образования от **/**/****№/дсп утвержден Генеральный план ФИО1 муниципального образования. ФИО1 Молодежного муниципального образования от **/**/****№/дсп внесены изменения в ФИО1 муниципального образования от **/**/****№/дсп «Об утверждении генерального плана ФИО1 муниципального образования».
Согласно ответу и.о. главы ФИО1 муниципального образования программа комплексного развития транспортной инфраструктуры не разработана. Сведения по программе комплексного развития социальной инфраструктуры отсутствуют.
Таким образом, бездействием администрации ФИО1 муниципального образования, полагал выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по разработке, утверждению и принятию программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Администрация ФИО1 муниципального образования в судебном заседании не явилась, извещена надлежащим образом, о месте и времени судебного заседания, представителей не направили, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившего административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО3, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В силу требований части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при оспаривании ФИО1, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их незаконными при наличии двух условий, их не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения поселений относятся вопросы в части социальной и транспортной инфраструктуры поселения.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях ФИО1 вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в пункте 8 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур поселений.
В силу требований частей 5.1 и 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур поселений, разрабатываются и подлежат утверждению органами местного самоуправления поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений; содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения в силу требований пунктов 27 и 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной и социальной инфраструктур поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения и в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Во исполнение требований п. 4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/****№ утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/****№ утверждены Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.
Пунктом 6 Требований № 1050 и пунктом 5 Требований № 1440 установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Программы социальной инфраструктуры в силу п. 7 Требований № 1050 включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
Программы транспортной инфраструктуры в силу п. 6 Требований № 1440 включают в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры; в) прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа; г) принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта; д) перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов); е) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; ж) оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; з) предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения, городского округа.
Кроме того, частью 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
В связи с чем, при разработке проектов программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и социальной инфраструктуры поселения необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте для свободного доступа.
В судебном заседании установлено, что Генеральный план ФИО1 муниципального образования утвержден ФИО1 муниципального образования от **/**/****№/ДСП. ФИО1 Молодежного муниципального образования от **/**/****№/дсп внесены изменения в ФИО1 муниципального образования от **/**/****№/дсп «Об утверждении генерального плана ФИО1 муниципального образования».
**/**/**** в прокуратуру Иркутского района поступила информация из Службы архитектуры Иркутской области, в которой указано, что в ФИО1 муниципальном образовании до настоящего времени не утверждены программы комплексного развития социальной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры.
Согласно ответу на запрос от Администрации ФИО1 муниципального образования сообщает, что программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры Уриковсеого муниципального образования находиться в стадии разработки и подготовке расчетов. Принятие программы будет рассмотрено на ближайшем заседании ФИО1 муниципального образования.
Из представленного в материалы дела возражений административного ответчика следует, что проводится планомерная работа по разработке и утверждению различных программ, в том числе и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. **/**/**** разработан проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры ФИО1 муниципального образования и передан на рассмотрение для утверждения в ФИО1 муниципального образования. Данный проект включен в повестку дня ФИО1 для рассмотрения на заседании в августе 2020 года. После утверждения указанной программы на ФИО1 муниципального образования, она будет размещена на сайте Федеральная государственная информационная система территориального планирования.
В материалы дела представлены доказательства, что ФИО1 муниципального образования от **/**/**** утверждена Программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры Иркутского районного муниципального образования Иркутской области на 2020 г. – 2030 г.г.
Представителем административного ответчика по доверенности ФИО4 представлены сведения о том, что согласно официального сайта администрации ФИО1 муниципального образования размещены сведения об утверждении программы программа комплексного развития транспортной инфраструктуры ФИО1 муниципального образования, которые находятся в общем доступе.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат, так как фактически исполнены административным ответчиком.
Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие сведений административного ответчика о проведенных мероприятиях, направленных на реализацию возложенных Федеральным законом №131-ФЗ и Уставом полномочиях, суд полагает обоснованными требования прокурора Иркутского района о признании незаконным бездействия администрации ФИО1 муниципального образования, выразившегося в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, поскольку доказательств исполнения обязанностей в течение установленного законом срока с момента утверждения Генерального плана административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд также полагает обоснованными требования прокурора Иркутского района о возложении на администрацию ФИО1 муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного ФИО1 разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить программы комплексного развития инфраструктуры - удовлетворить частично:
Признать незаконным бездействие администрации ФИО1 муниципального образования, выразившиеся в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Обязать администрацию ФИО1 муниципального образования в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного ФИО1 разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
В удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения отказать.
ФИО1 может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 ноября 2020 г.
Судья Суровцева Ю.В.