15RS0010-01-2021-002105-40 ДЕЛО№2а-2068/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2021 г. г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа в составе: председательствующего судьи Дзуцевой А.А., при секретаре судебного заседания Дзебисовой Л..Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по РСО-Алания о признании незаконным Приказ МВД РСО-Алания от <дата>.№ об утрате статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1, восстановлении срока обращения для продления статуса вынужденного переселенца,
С участием: административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2 (доверенность от <дата>., )
представителя административного ответчика МВД России по РСО-Алания, ФИО3, доверенность от <дата>
представитель Министерства строительства и Архитектуры РСО-А, ФИО4, доверенность <дата>. №
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РСО-Алания с требованием о признании незаконным Приказа от <дата>№ о прекращении статуса вынужденного переселенца.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1991 году был присвоен статус беженца, в <дата> году ему был присвоен статус вынужденного переселенца. В <дата> году в связи с принятием Постановления РСО-Алания от 21.02.2000г. № « О мерах по ускорению процесса отселения беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев «...» и «...», также утвердившим Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на обустройство в РСО-Алания беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта с 1991 года и временно проживавших в санаториях «...» и «...» ему была выплачена безвозмездная субсидия на обустройство в РСО-Алания. Согласно п.15 данного Положения, лица, получившие субсидию, снимаются с учета состоящих в списках на улучшение жилищных условий, что не дает права на продление статуса вынужденного переселенца.
Приказом от <дата>№ Министерства внутренних дел РСО-Алания статус вынужденного переселенца в отношении ФИО1 был прекращен в связи с истечением срока действия статуса.
ФИО1 неоднократно обращался в Миграционную службу с требованием о продлении статуса вынужденного переселенца, но ему отказывали в связи с оказанной ранее государственной поддержкой в соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания от <дата>№.
Кроме того, рыночная стоимость 1 кв.м. жилья, в 2000г. составляла 3200 рублей (Постановление Госстроя от <дата>. №), т.е. размер полученной им субсидии существенно меньше стоимости предполагаемого для приобретения жилья.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 требования поддержали и дополнительно пояснили, что истцу получившему безвозмездную субсидию по Постановлению Правительства РСО-Алания № от 21.02.2000г. было разъяснено, что он лишается статуса вынужденного переселенца. Учитывая положение беженца, не имеющего работы, близких родственников у которых возможно длительное проживание, отсутствие перспектив иного жилищного обустройства ФИО1, принял единственное возможно верное решение в сложившейся ситуации, получив субсидию. В действительности приобрести имущество на полученную сумму было невозможно, так как она составляла половину от стоимости предполагаемого для приобретения жилья, т.е. учитывая указанные обстоятельства административный истец не может считаться обустроенным жильем, как вынужденный переселенец. Несмотря на указанные обстоятельства, истец в последующее время не бездействовал, а обращался в разные инстанции с вопросом о восстановлении его в статусе вынужденного переселенца и обеспечении жильем, но ему всегда отказывали, устно разъясняя, что после получения субсидии, статус вынужденного переселенца прекращается, а им он утрачен по истечении срока установления данного статуса. Однако никто не учитывал, что заявление о продлении статуса им не подавалось во исполнение разъяснений при выселении из места временного проживания и предоставления субсидии. Обратили внимание, что ни в ответах, ни в устной форме не сообщалось что п.15 Порядка получения субсидии утвержденного … «Постановлением Правительства РСО-Алания от 21.03.2000г. №43», признан неконституционным, а 11.03.2013г. Постановлением Правительства РСО-Алания № 71 полностью признано утратившим силу, т.е. обстоятельствам явившимся основанием к не обращению ФИО1 с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца дана иная правовая оценка. Иной возможный источник получения данной информации, кроме официальных государственных органов ФИО1 не известен. В марте 2021г. ФИО1 обратился за продлением статуса вынужденного переселенца, получил письмо отказ с аналогичным указанием основания отказа в продлении статуса вынужденного переселенца. Не согласившись с ним, обратился к специалисту для его обжалования и только в марте 2021г. узнал, что имеется постановление Конституционного суда РСО-Алания. После полученной информации с указанием обстоятельства о признании п.15 «Порядка …» неконституционным, еще раз обратился с заявлением о продлении статуса, но в ответе Управления по вопросам миграции МВД России и в августе 2021 года, указано, что полученная субсидия является отказом в продлении статуса вынужденного переселенца. Учитывая описанные обстоятельствами считают, что приказ от 29.08.2005г. №544 МВД РСО-Алания в части касающейся ФИО1 является незаконным, так как ФИО1 в связи с указанными позициями государственных органов был лишен возможности своевременно заявить о восстановлении права на продление статуса вынужденного переселенца, следовательно, срок для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца пропущен им по уважительной причине и подлежит восстановлению.
В судебном заседании представитель МВД России по РСО-Алания ФИО3 требования не признала и показала, что обжалуемый приказ МВД по РСО-Алания от 29.08.2005г. №544 издан в соответствии с требованиями закона о беженцах и вынужденных переселенцах. ФИО1 утрачен статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока на который он был установлен- пять лет. Сведений о том, что он обратился с заявлением о продлении статуса, и ему было отказано в связи с получением субсидии, в материалы дела не представлено. В соответствии с положениями ст. 219 КАС РФ срок обжалования решений государственного органа составляет три месяца. Одновременно указала, что форма заявления ФИО1 не соответствует требованиям регламента МВД при обращении с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, ему необходимо было получить формализованный бланк, приложить требуемый перечень документов, что в данном случае административным истцом сделано не было. Из представленного в суд ответа усматривается, что ФИО1 обращался с заявлением в Управление по вопросам миграции в порядке ФЗ от 2.05.2006 года №59 « О порядке рассмотрения заявлений граждан…», на что и получил разъяснительный ответ. Просила учесть сложившуюся судебную практику при рассмотрения данной категории дел и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО4 требования оставил на усмотрение суда.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела приходит следующему :
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I « О вынужденных переселенцах», установлено, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 в соответствии со статьей 5)
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось сторонами семья В-вых с <дата> года стояла на учете, как беженцы из <адрес>, с <дата> признаны вынужденными переселенцами. С 1991года проживали в санатории «...», «....».
Статьей 5 ФЗ от 19 февраля 1993 года N 4530-I в редакции действовавшей на 24.12.2004г.
«4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.»
В дальнейшем редакция ст.5 была изменена ( в действующей редакции)
«4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
5. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до <дата>; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до <дата>; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел следующие документы: заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; удостоверение вынужденного переселенца. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть предоставлено в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.»
Таким образом, предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Приведенные выше законоположения, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, обусловливают временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Учитывая изложенное ФИО1 должен был обратиться в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца до 24.12.2004г.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о то, что требования истца о признании Приказа МВД РСО-Алания от 29.08.2005г. № 544 недействительным, не основано на Статьей 5 ФЗ от 19 февраля 1993 года N 4530-I и подлежит отклонению.
Одновременно, ФИО1, пояснил, что не обратился в миграционную службу с таким заявлением, так как 21.02.2000г. Правительством РСО-Алания принято Постановление № 43, « О мерах по ускорению процесса отселения беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев «Редант», «Осетия», которым утверждено положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на обустройство в РСО-Алания и возвращение в места прежнего проживания беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991г., временно проживающих в санаториях «Осетия» и «Редант». Пунктом 15 данного положения Беженцы или вынужденные переселенцы, получившие субсидию, снимаются с учета на улучшение жилищных условий, утрачивают право на проживание по месту временного размещения, за день до получения субсидии обязаны освободить занимаемые ими места временного размещения.
Между тем, из материалов дела следует, что вынужденные переселенцы получившие субсидию в соответствии с Постановлением от 21.02.2000г. Правительства РСО-Алания №, не согласившись с суммой, неоднократно обращались за защитой своих прав, так как стоимость одного квадратного метра составляла 3200 рублей, (Постановление Госстроя от 31.05.2000г. №,) т.е. приобретение жилого помещения даже с минимальной площадью было невозможно, и просили отменить указанное постановление.
ФИО1 обратил внимание, что в 2008году начальник Управления федеральной миграционной службы по РСО-Алания в своем письме депутату Государственной Думы Федерального собрания РФ сообщил о том, что оснований для восстановления статуса вынужденному переселенцу получившему субсидию по Постановлению Правительства РСО-Алания от 21.02.2000г.№ нет, так как указанные граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ФИО2, обратил внимание на то, что в ходе изучения вопроса соблюдения прав ФИО1 при получении государственной поддержки, как вынужденного переселенца было установлено, что статус вынужденного переселенца им утрачен на основании приказа МВД РСО-Алании от 29.08.2005г., а не в связи с получением субсидии во исполнение Постановление Правительства РСО-Алания от 21.02.2000г. №43, как ему было разъяснено.
Одновременно было установлено, что 31.01.2006г. Постановлением Конституционного суда РСО-Алания, № 1-П п.15 Постановления Правительства РСО-Алания признан неконституционным.
Юридическим последствием постановления Конституционного Суда РСО-Алания о признании неконституционными акта или его отдельных положений, в том числе с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы, в частности, с момента провозглашения решения, это означает, что с указанного момента такие акты или их отдельные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Однако, в письме от 8.02.2008г Управление Федеральной миграционной службы по РСО-Алания на заявление о восстановлении срока вынужденного переселенца разъясняет, что оснований для восстановления статуса вынужденного переселенца гражданину, получившему субсидию в соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания от 21.02.2008г. №43 нет, но ответ дан без учета обстоятельств признания п.15 Порядка …, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания в данной части неконституционным.
Кроме того,11 марта 2013 г. Постановлением Правительства РСО-Алания N 71 в ходе приведения законодательства в соответствие с Конституцией Республики Северная Осетия-Алания и в связи с Постановлением Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 января 2006 г. N 1 Постановление Правительства РСО-Алания от 21.02.2000г. №43 признано утратившим силу.
Несмотря на указанные обстоятельства, Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания, в ответах на заявления ФИО5 об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца ссылается на признанный неконституционными и утратившими силу Постановление Правительства РСО-Алания от 21.02.2000г. №43.
Проанализировав и оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 срок на обращение о продлении статуса вынужденного переселенца пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
На основании изложенного и руководствуясь гл.15 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к МВД по РСО-Алания о признании незаконным приказа от <дата>. № об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1, восстановлении срока подачи заявления ФИО1 о продлении статуса вынужденного переселенца, удовлетворить в части.
Восстановить ФИО1, <дата> года рождения срок подачи заявления о продлении статуса вынужденного переселенца
Исковые требования ФИО1 к МВД по РСО-Алания о признании незаконным приказа от <дата>. № об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд РСО-Алания.
Судья Дзуцева А.А.