ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206/19 от 04.04.2019 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-206/2019

Решение

Именем Российской Федерации

04 апреля 2019 года г. Карачаевск КЧР

Судья Карачаевского районного суда КЧР Байрамкулова М.К., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства в помещении Карачаевского районного суда КЧР административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия администрации Джингирикского сельского поселения, выразившееся в виде не принятия муниципального нормативного правового акта, определяющего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и обязании администрацию Джингирикского сельского поселения в течение 1 (одного) месяца после принятия судом решения принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

установил:

Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР о признании бездействия администрации Джингирикского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, определяющего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и обязании администрацию Джингирикского сельского поселения в течение 1 (одного) месяца после принятия судом решения принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Карачаевского района КЧР во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015г. № 167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции органами местного самоуправления Карачаевского района КЧР.

Проверкой установлено, что согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального, закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», (далее по тексту - Закон) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона правовую основу противодействия коррупции, в том числе составляют муниципальные правовые акты.

В силу ст.12 Закона предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового договора. В целях реализации данной нормы права органы местного самоуправления устанавливают перечни должностей муниципальной службы, которые в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы:

а) имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимости более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

б) обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч.1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах сельского поселения.

Таким образом, применение действия данной статьи законодатель неразрывно связывает с установлением указанного перечня должностей.

Между тем, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации вышеуказанный перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст.12 Закона до настоящего времени администрацией Джингирикского сельского поселения не установлен, что подтверждается сообщением администрации Джингирикского сельского поселения.

При этом, подзаконным нормативным актом, Указом Президента РФ от 21707.2010г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в пункте 4 рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечень должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Непринятие нормативно-правового акта, утверждающего перечень должностей муниципальной службы, с целью соблюдения требований статьи 12 Закона, создает предпосылки для злоупотребления органами местного самоуправления своими полномочиями, что прямо согласно п. 1 ст.1 Закона отнесено к нормативному толкованию понятия «коррупция». Отсутствие данного перечня не влечет за собой определенных правовых последствий для граждан, замещавших должности муниципальной службы и работодателей при заключении трудовых договоров с ними, не выполнившие требования, предусмотренные ст. 12 Закона, в том числе прекращения трудового договора, привлечения к дисциплинарной, административной и иным видам ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Кроме того, наличие административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ прямо зависит от перечня должностей муниципального служащего, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства не отвечают требованиям антикоррупционного законодательства России и создают предпосылки к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям.

Администрацией Джингирикского сельского поселения не разработан и не принят муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст.12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Выявленный пробел в муниципальном нормотворчестве связан с ненадлежащей реализацией требований вышеуказанного законодательства администрацией Джингирикского сельского поселения.

Вышеуказанные факты способствуют проявлению коррупционно - составляющих факторов в сельском поселении, что является не допустимым.

Прокурор Карачаевского района КЧР просит суд признать бездействие администрации Джингирикского сельского поселения, выразившееся в виде непринятия муниципального нормативного правового акта, определяющего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст.12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязать администрацию Джингирикского сельского поселения в течение 1 месяца после принятия судом решения принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст.12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебное заседание представители прокуратуры и администрации Джингирикского сельского поселения, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела не явились, в деле имеются ходатайства о рассмотрении дела без их участия в порядке упрошенного (письменного) производства.

В соответствии с п.2 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Судья определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, судья считает заявленные требования прокурора Карачаевского района КЧР, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Прокуратурой Карачаевского района КЧР во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 № 167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции органами местного самоуправления Карачаевского района.

Проверкой установлено, что согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального, закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», (далее по тексту - Закон) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона правовую основу противодействия коррупции, в том числе составляют муниципальные правовые акты.

В силу ст.12 Закона предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового договора. В целях реализации данной нормы права органы местного самоуправления устанавливают перечни должностей муниципальной службы, которые в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы:

а) имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимости более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

б) обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч.1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах сельского поселения.

Применение действия данной статьи законодатель неразрывно связывает с установлением указанного перечня должностей.

В нарушение действующего законодательства Российской Федерации вышеуказанный перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст.12 Закона до настоящего времени администрацией Джингирикского сельского поселения не установлен.

При этом, подзаконным нормативным актом, Указом Президента РФ от 21707.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в пункте 4 рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Непринятие нормативно-правового акта утверждающий перечень должностей муниципальной службы, с целью соблюдения требований статьи 12 Закона, создает предпосылки для злоупотребления органами местного самоуправления своими полномочиями, что прямо согласно п. 1 ст.1 Закона отнесено к нормативному толкованию понятия «коррупция». Отсутствие данного перечня, не влечет за собой определенных правовых последствий для граждан, замещавших должности муниципальной службы и работодателей при заключении трудовых договоров с ними, не выполнившие требования, предусмотренные ст. 12 Закона, в том числе прекращения трудового договора, привлечения к дисциплинарной, административной и иным видам ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Наличие административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ прямо зависит от перечня должностей муниципального служащего, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства не отвечают требованиям антикоррупционного законодательства России и создают предпосылки к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям.

Установлено, что администрацией Джингирикского сельского поселения не разработан и не принят муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Выявлен пробел в муниципальном нормотворчестве, связанный с ненадлежащей реализацией требований вышеуказанного законодательства администрацией Джингирикского сельского поселения.

Вышеуказанные факты способствуют проявлению коррупционно - составляющих факторов, в сельском поселении, что является не допустимым.

Указанные обстоятельства подтверждаются также объяснением заместителя главы администрации Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района Семеновой Е.Х.

Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и РФ и законы.

Руководствуясь ст. 293 КАС РФ, судья

решил:

Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия администрации Джингирикского сельского поселения, выразившееся в виде непринятия муниципального нормативного правового акта, определяющего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и обязании администрацию Джингирикского сельского поселения в течение 1 (одного) месяца после принятия судом решения принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» удовлетворить.

Признать бездействие администрации Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, выразившееся в виде непринятия муниципального нормативного правового акта, определяющего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным.

Обязать администрацию Джингирикского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР в течение 1 (одного) месяца после принятия судом решения принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по апелляционному рассмотрению административных дел Верховного суда КЧР через Карачаевский районный суд.

Судья Карачаевского

районного суда КЧР: М.К. Байрамкулова.