ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206/19 от 30.07.2019 Егорьевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-206/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новоегорьевское 30 июля 2019 года

Егорьевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шмидт Е.А.

при секретаре Бабкуновой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Государственной инспекции гостехнадзора Егорьевского района ФИО2 об оспаривании решения должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения должностного лица, указывая в обоснование требований, что 05.12.2011 приобрел у ФИО7, проживающего в <адрес> в <адрес>, трактор марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий, между ними 05.12.2011 заключен договор купли-продажи, согласно которому стоимость данного трактора составила 25000 рублей и уплачена административным истцом в день покупки. С 05.12.2011 по настоящее время он добросовестно, открыто и непрерывно владеет трактором как собственным, содержит его в технически исправном состоянии. 08.07.2019 он обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора с заявлением о постановке на учет трактора, однако в постановке на учет ему было отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины. Считает, что решение начальника инспекции гостехнадзора Егорьевского района ФИО2 об отказе в постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности трактора является незаконным и нарушает его права как собственника в полной мере распоряжаться и эксплуатировать данный трактор. Непредставление технического паспорта на данный прицеп для постановки на учет не может являться основанием для отказа в его регистрации, поскольку обязанность по выдаче технических паспортов возложена на инспекцию гостехнадзора. Просит признать незаконным отказ от 08.07.2019 начальника инспекции гостехнадзора по Егорьевскому району в постановке на регистрационный учет трактора марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий, и обязать инспекцию гостехнадзора по Егорьевскому району Алтайского края произвести выдачу паспорта на трактор и произвести государственную регистрацию приобретенного трактора.

Административный истецФИО1 в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Административный ответчик начальник Государственной инспекции гостехнадзора Егорьевского района ФИО2 в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду отзыв, в котором указал, что отказ в постановке на учет техники ФИО1 вызван отсутствием у заявителя документов, предусмотренных п. 2.8.6. Правил регистрации. Постановка данной категории машин на учет, в соответствии с п. 2.8.6.4. Правил регистрации, возможна только на основании решения суда.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, 08.07.2019 административный истец обратился в инспекцию гостехнадзора Егорьевского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему трактора марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: 155906, изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий.. Решением начальника инспекции гостехнадзора Егорьевского района Алтайского края ФИО2 в регистрации техники отказано в связи с отсутствием у заявителя паспорта самоходной машины.

В силу ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно действующему законодательству регистрация транспортных средств имеет исключительно учетное значение.

Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 15.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

По смыслу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», раздела 2 Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ от 28.06.1995, Минсельхозпродом РФ от 28.06.1995, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см., независимо от их принадлежности, подлежат регистрации в органах Гостехнадзора.

Для этих органов Правилами государственной регистрации тракторов самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники в РФ (Гостехнадзор), разработанными в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 13.12.1993 № 1921 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и зарегистрированными в Минюсте РФ от 27.01.1995 № 785 (пункт.1.10), устанавливается обязанность по регистрации и проведению технического осмотра самоходных машин, выдаче паспортов транспортных средств на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, при предъявлении таких машин к осмотру.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют: регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Согласно п. 1.14, 1.15 Правил регистрации регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными и владельцы тракторов и машин вправе их обжаловать в суде.

В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация тракторов за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2, справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы и иные самоходные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с п. 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с п. 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма в полной мере распространяется на транспортные средства, поскольку их отчуждение не подлежит государственной регистрации (пункт 2 указанной статьи).

На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из приведенной нормы Закона следует, что одно из правомочий собственника, закрепленных в пункте 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, по пользованию транспортным средством, законодателем ограничено. Возможность использования транспортного средства по назначению обусловлена его обязательной регистрацией и выдачей соответствующих документов.

Таким образом, собственник законно приобретенного и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы Гостехнадзора для его регистрации и получения соответствующих документов.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 05.12.2011 ФИО1 и ФИО7 заключили договор купли-продажи, предметом которого является транспортное средство - трактор марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий. Стоимость имущества определена соглашением сторон и составляет 25000 рублей, на момент подписания договора покупатель полностью оплатил указанную сумму.

Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником указанного в иске имущества на основании договора купли-продажи от 05.12.2011. Доказательств обратного суду не представлено.

08.07.2019 начальником инспекции гостехнадзора Егорьевского района ФИО2 произведен осмотр трактора марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий. По состоянию на 08.07.2019 данный трактор в федеральной базе угона и в краевой базе зарегистрированной техники отсутствует. Данный трактор не имеет регистрации.

Исходя из вышеизложенного, суд находит, что отказ в регистрации принадлежащего административному истцу ФИО1 транспортного средства не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, административные исковые требования ФИО3 суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод должностного лица о том, что постановка на учет данной категории машин возможна только на основании решения суда является несостоятельным, поскольку в соответствии с п.2.8.6.4. Правил регистрации судебные решения, являются документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат. В данном случае право собственности на прицеп подтверждено договором купли-продажи.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.174-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ начальника Государственной инспекции гостехнадзора Егорьевского района Алтайского края в постановке на регистрационный учет принадлежащего ФИО1 транспортного средства - трактор марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий.

Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора Егорьевского района Алтайского края произвести выдачу паспорта на транспортное средство, принадлежащее ФИО1 транспортное средство - трактор марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий.

Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора Егорьевского района Алтайского края произвести государственную регистрацию принадлежащего ФИО1 транспортного средства - трактор марки Беларусь 82.1, заводской номер (шасси/рамы): ), двигатель: , коробка передач: , изготовленный на Минском тракторном заводе, 2006 года выпуска, цвет: синий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Егорьевский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.А. Шмидт

Верно

Судья Е.А. Шмидт