ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206/20 от 21.01.2020 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-206/2020

34RS0007-01-2019-004358-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ

в составе председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре судебного заседания Лихач О.В.,

с участием представителя административного истца - Центрального Банка РФ, в лице Отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального Банка РФ, действующей по доверенности от 28 марта 2019 года Родионовой А.Н.,

административного ответчика - Кобзевой Е.Ю.,

представителя административного ответчика – КПК «РЕЗОН», действующей на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц исполнительного директора Кобзевой Е.Ю.,

21 января 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России), в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) к кредитному потребительскому кооперативу «РЕЗОН», ФИО2 о ликвидации кредитного потребительского кооператива, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации КПК «РЕЗОН»; возложении на учредителя (исполнительного директора) Кобзеву Е.Ю. обязанности по осуществлению ликвидации КПК «РЕЗОН» в течении 6 месяцев. В обосновании исковых требований указав, что КПК «РЕЗОН» зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по АДРЕС ИЗЪЯТ. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы, КПК «РЕЗОН» является действующим юридическим лицом; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени КПК «РЕЗОН» является учредитель (исполнительный директор) Кобзева Е.Ю. В ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий административным истцом было установлено, что КПК «РЕЗОН» в нарушение статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» 25 апреля 2019 года прекратил членство в саморегулируемой организации «Народные кассы - Союзсберзайм», крайний день вступления в другую СРО – 24 июля 2019 года. Южным ГУ Банка России в адрес КПК «РЕЗОН» направлено электронное информационное письмо с указанием на необходимость вступления в СРО в установленный Федеральным законом №190-ФЗ срок. 25 октября 2019 года Южным ГУ Банка России направлено письмо в СРО о предоставлении информации о членстве в них КПК «РЕЗОН». В ходе анализа полученных ответов установлено, что по состоянию на 29 октября 2019 года КПК «РЕЗОН» не является членом ни одной СРО, действующих на территории Российской Федерации и включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций. В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях нарушения кредитным потребительским кооперативом установленного Федеральным законом №223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. В связи с этим административный истец просил ликвидировать КПК «РЕЗОН», возложить на его учредителя (исполнительного директора) Кобзеву Е.Ю. обязанность по осуществлению ликвидации кредитного кооператива, установить учредителю (исполнительному директору) Кобзевой Е.Ю. срок для осуществления ликвидационных действий – 6 месяцев.

Представитель административного истца - Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) по доверенности Родионова А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Административный ответчик - ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Представитель административного ответчика – исполнительный директор - КПК «РЕЗОН», действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица – Управление ФНС России по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений по существу исковых требований не представил, причины неявки суду неизвестны.

Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений по существу исковых требований не представил, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав представителя административного истца - Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика – исполнительного директора КПК «РЕЗОН», действующую на основании выписки из ЕГРЮЛ ФИО2, административного ответчика - ФИО2, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статей 76.1, 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе за кредитными потребительскими кооперативами, и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор ха соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона №190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

На основании части 2 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, осуществлением ими прав и обязанностей, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено, что саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения кредитным потребительским кооперативном установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Право Банка России на обращение в суд с заявление о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях нарушения кредитным потребительским кооперативом Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено пунктом 8 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Согласно пункта 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

На основании части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (часть 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (часть 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Частью 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по АДРЕС ИЗЪЯТ состоит КПК «РЕЗОН». Лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является учредитель (исполнительный директор) Кобзева Е.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 12 июля 2019 года и от 21 января 2020 года (л.д. 32-39,119-122).

Как усматривается из представленных документов, КПК «РЕЗОН» является действующим юридическим лицом, осуществляющим уставную деятельность, что также подтверждается копией Устава и копией выписки из ЕГРЮЛ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21 января 2020 года юридическим лицом 29 ноября 2019 года принято решение о ликвидации КПК «РЕЗОН», Кобзева Е.Ю. является руководителем ликвидационной комиссии (л.д.119-122).

Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании, в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий Южным ГУ Банка России установлено, что 25 апреля 2019 года КПК «РЕЗОН» прекратил членство в СРО «Народные кассы – Союзсберзайм», крайний день вступления в другую СРО – 24 июля 2019 года.

Исходя из распоряжения Банка России от 05 июня 2014 года № Р-462 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» КПК «Взаимопомощь» не является кооперативом второго уровня. Следовательно, нормы статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» обязательны для исполнения данным кооперативом в части вступления в СРО.

30 апреля 2019 года банком России в личном кабинете КПК «РЕЗОН» размещено информационное письмо с указанием на необходимость вступления в СРО в установленный Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» срок (л.д.65-67,68).

25 октября 2019 года Банком России в адрес действующих на территории Российской Федерации саморегулируемых организаций: Союз саморегулируемых организаций «Национальное объединение кредитных кооперативов», Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Губернское кредитное содружество», Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство кредитных кооперативов «Центральное Кредитное Объединение», Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Содействие», Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» были направлены запросы о предоставлении информации о членстве в саморегулируемой организации КПК «РЕЗОН» (л.д.69,70).

По сообщениям указанных саморегулируемых организаций КПК «РЕЗОН» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций и отсутствует в списках исключенных членов саморегулируемых организаций (л.д.76-79).

Тот факт, что КПК «РЕЗОН» не является членом какой-либо саморегулируемой организации, административными ответчиками в судебном заседании не оспаривался.

Учитывая в совокупности указанные обстоятельства, а также то, что КПК «РЕЗОН» 29 ноября 2019 года принял решение о ликвидации юридического лица, но по настоящее время КПК «РЕЗОН» не разрешил вопрос о членстве в саморегулируемой организации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации КПК «РЕЗОН».

В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 Гражданским кодексом Российской Федерации) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 Гражданским кодексом Российской Федерации).

Согласно частям 2, 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении административными ответчиками обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 35 Федерального закона "О кредитной кооперации", нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, допущенные нарушения в силу федерального законодательства могут служить основанием для ликвидации данной организации, поскольку носят длительный характер на протяжении всего периода с момента создания организации, в связи с чем, суд находит основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В соответствии с пунктом 11.2 Устава кредитного потребительского кооператива «РЕЗОН» кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания членов кооператива; по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О кредитной кооперации» и иными федеральными законами. Также Уставом установлено, что при решении о ликвидации кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кооператива (л.д.40-64).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Кобзева Е.Ю. – руководитель ликвидационной комиссии (л.д.119-122), в связи с чем, требование о возложении на неё обязанности по осуществлению ликвидационных мероприятий основано на законе и подлежит удовлетворению.

На основании статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Руководствуясь положениям указанной нормы, суд полагает возможным определить срок для осуществления процедуры ликвидации – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления, то на основании п. 8 ч. 1 ст.333.20 НК РФ, суд взыскивает государственную пошлину с КПК «РЕЗОН» в размере, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст.333.19 НК РФ.

При таких обстоятельствах, с КПК «РЕЗОН» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России), в лице отделения по АДРЕС ИЗЪЯТ Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение АДРЕС ИЗЪЯТ) к кредитному потребительскому кооперативу «РЕЗОН», ФИО2 о ликвидации кредитного потребительского кооператива, возложении обязанности - удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «РЕЗОН», расположенный по адресу: 400006, АДРЕС ИЗЪЯТ, площадь им.Дзержинского, 1 офис (квартира) 407, ИНН ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ОГРН ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

Возложить обязанность на учредителя (исполнительного директора) кредитного потребительского кооператива «РЕЗОН» ФИО2 по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «РЕЗОН» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с кредитного потребительского кооператива «РЕЗОН» государственную пошлину в доход бюджета городского округа город-герой АДРЕС ИЗЪЯТ в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Судья: Щелконогова С.С.