ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206/2021 от 02.06.2021 Александровского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0004-01-2021-000383-37

Дело № 2а-206/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Александровка 2 июня 2021 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Топильчук И.С.,

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Аристарховой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-ресурсах, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведен мониторинг информационной сети «Интернет», в результате которого установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» размещена информация о возможности приобретения фиктивных документов о факте проживания в жилых помещениях, гостиницах, во время направления в служебные командировки, с целью незаконного возмещения расходов на указанные нужды на следующих «Интернет-страницах»:

1) https://sheki-moscow.site/gostinichnye-cheki/;

2) https://checkees1-rf.ru/orenburg/;

3) https://newcheki1.ru/cheki-na-gostinicu/;

4) https://gostinichniychek.com/.

Ссылаясь на то, что в нарушение норм федерального законодательства, неограниченному числу пользователей предоставляется свободный доступ к вышеуказанным страницам в сети «Интернет», который предоставляет возможность пользователям сети «Интернет» ознакомиться, в том числе с информацией о возможности фиктивных документов о факте проживания в жилых помещениях, гостиницах, во время направления в служебные командировки, с целью незаконного возмещения расходов на указанные нужды.

Просил суд признать информацию, размещенную на Интернет-ресурсах:

1) https://sheki-moscow.site/gostinichnye-cheki/;

2) https://checkees1-rf.ru/orenburg/;

3) https://newcheki1.ru/cheki-na-gostinicu/;

4) https://gostinichniychek.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Аристархова М.И. административные исковые требования поддержала, привела доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав доказательства, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Понятие сайта дано в статьей 2 Федерального закона N 149-ФЗ, согласно которой сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".

В указанный выше реестр, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 вышеназванной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области в рамках проверки исполнения требований законодательства о государственной службе, в ходе мониторинга размещенной на сайтах в сети "Интернет" информации установлено, что на Интернет-сайтах: https://sheki-moscow.site/gostinichnye-cheki/; https://checkees1-rf.ru/orenburg/;

https://newcheki1.ru/cheki-na-gostinicu/; https://gostinichniychek.com/, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация, содержащая публичное предложение о приобретении фиктивных документов о факте проживания в жилых помещениях, гостиницах, во время направления в служебные командировки, с целью незаконного возмещения расходов на указанные нужды.

Данные обстоятельства указаны административным истцом, подтверждены материалами дела: скриншотами информации, отраженной на вышеуказанных Интернет-сайтах, протоколом осмотра «Интернет-страниц», содержащих информацию, доступ к которой подлежит ограничению.

Между тем, согласно главе 24 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель предоставляет гарантии при направлении работников в служебные командировки.

Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации приводит случаи возмещения расходов работнику, связанных со служебной деятельностью, одним из таких расходов является расход по найму жилого помещения.

В силу пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 года N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранения должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются, в том числе, расходы по найму жилого помещения.

Согласно пункту 18 Указа Президента РФ от 18 июля 2005 года N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.

Таким образом, приобретение фиктивных документов о факте проживания в жилых помещениях, гостиницах, во время направления в служебные командировки способно привести к незаконному возмещению расходов на указанные нужды и совершению государственным служащим противоправного деяния.

За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, за приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков, использование заведомо подложного документа в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (статья 327 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено изготовление и выдача водительских удостоверений иными способами, помимо личного обращения гражданина в соответствующую организацию.

Информация на Интернет-сайтах: https://sheki-moscow.site/gostinichnye-cheki/; https://checkees1-rf.ru/orenburg/; https://newcheki1.ru/cheki-na-gostinicu/; https://gostinichniychek.com/, находясь в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения об иных способах получения гражданами документов о факте проживания в жилых помещениях, гостиницах, во время направления в служебные командировки, что нарушает требования федерального законодательства, предусматривающего порядок получения данного вида документов.

Распространение такой информации может повлечь негативные социальные, экономические и иные последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц, соответственно, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Информация, размещенная на страницах указанных выше сайтов, адресована неограниченному кругу лиц и склоняет к совершению преступных действий, что запрещено законом, а потому данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Статьей 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайтов установить не представилось возможным.

На день рассмотрения настоящего административного искового заявления в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, не внесена, запрещенной не признана.

В соответствии с положениями статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно статье 265.4 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.

Руководствуясь статьями 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц -удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-ресурсах:

1) https://sheki-moscow.site/gostinichnye-cheki/;

2) https://checkees1-rf.ru/orenburg/;

3) https://newcheki1.ru/cheki-na-gostinicu/;

4) https://gostinichniychek.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить настоящее решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области для включения указателей страниц указанных сайтов в сети Интернет в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Топильчук

Решение в окончательной форме изготовлено 2 июня 2021 года