УИД 22RS0015-01-2020-003356-02
Дело № 2а-2070/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 07 октября 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барышникова Е.Н.,
при секретаре Матюшенко Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к Шатунова Н.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Шатунова Н.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу за 2018 год и пени. В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик в 2018 году являлся собственником жилого дома, квартиры, земельного участка и в срок, установленный требованием налогового органа, им не уплачены соответственно налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2018 год. Как следствие, образовалась задолженность за данный период: по налогу на имущество – 1080 рублей, по земельному налогу – 2396 рублей, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму указанных неуплаченных налогов начислены пени в размере 3,94 рубля, 8,75 рублей соответственно.
Представители административного истца в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Административный ответчик Шатунова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения административного дела.
При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотрение административного дела по существу.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 396, пункты 1, 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодека Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество физических лиц устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункты 1 - 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно пунктам 1-2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункты 2-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Представленными в материалы административного дела выписками из ЕГРН №КУВИ-002/2020-17844170, №КУВИ-002/2020-17850825, №КУВИ-002/2020-17850025, №КУВИ-002/2020-17837892, №КУВИ-002/2020-17843931, №КУВИ-002/2020-17840476 подтверждается принадлежность административному ответчику в 2018 году на праве собственности земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, жилого дома с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по ранее указанному адресу, а также квартиры с кадастровым номером НОМЕР (3/4 доли) по адресу: АДРЕС.
Шатунова Н.В. (ИНН 226321654124) имеет личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями с соответствующего федерального ресурса на сайте ФНС России. Шатунова Н.В. через личный кабинет были направлены: 02.08.2019 - налоговое уведомление НОМЕР, 25.12.2019 - требование НОМЕР (имеется отметка о просмотре). Налоговое уведомление и требование содержат сведения по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018 год (о взыскании которой просит административный истец). В установленный срок (до 17.01.2020) требование административным ответчиком не исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 04.11.2014 N 347-ФЗ) личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.
С 02.06.2016 вступила в силу новая редакция ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ), согласно которой налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При этом, налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования личного кабинета или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (Письмо ФНС России от 22.08.2016 N БС-4-11/15377@).
Для получения документов на бумажном носителе налогоплательщику необходимо до 01.09.2016 направить уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, подписанное усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью. (Письмо ФНС России от 16 августа 2016 г. N ЗН-4-6/14974@).
Таким образом, налогоплательщикам, не направившим в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе до 01.09.2016 и получившим доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
При этом, в силу пунктом 22-23 Приказа датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Направление налоговых уведомлений и требований через личный кабинет соответствует требованиям пункта 4 статьи 52, статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд принимает во внимание наличие заявления Шатунова (Демиденко) Н.В. о доступе к личному кабинету налогоплательщика, сведения о смене первичного пароля, входах в личный кабинет. Уведомление о получении документов на бумажном носителе Шатунова Н.В. в налоговый орган не направлялось.
Суд (с учетом ставок налогов, определенных решением Совета депутатов Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 06.11.2014 №23 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края», решением того же представительного органа от 29.05.2012 №19 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края» (с последующими изменениями), кадастровой и инвентаризационной стоимости земельного участка, жилого дома, квартиры полагает расчет земельного налога и налога на имущество верным:
земельный участок: 798534,72 рубля:100%*0,30:1 месяцев= 2396 рублей;
жилой дом: 143147,24 рубля*1,481 (коэффициент-дефлятор в 2018 году согласно приказу Минэкономразития России):100%*0,30%:1= 636 рублей;
квартира: 133140,54 рублей*1,481 (коэффициент-дефлятор в 2018 году согласно приказу Минэкономразития России):100%*0,30%:3/4= 444 рубля.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно требованию и административному иску заявлено требование об уплате пени за период со 03.12.2019 года по 15.12.2019 года (13 дней) и за период с 16.12.2019 года по 19.12.2019 года (4 дня). С учетом ставок рефинансирования, установленных Банком России и действовавших в указанные временные интервалы (6,50% и 6,25% соответственно), суд находит расчет пени верным:
размер пени по земельному налогу составит: за период 03.12.2019 года по 15.12.2019 года – 6,75 рубля (2396 рублей:100%*6,50%:300*13), за период за период с 16.12.2019 года по 19.12.2019 года – 2 рубля (2396 рублей:100%*6,25%:300*4), итого: 8,75 рублей;
размер пени по налогу на имущество составит: за период 03.12.2019 года по 15.12.2019 года – 3,04 рубля (1080 рублей:100%*6,50%:300*13), за период за период с 16.12.2019 года по 19.12.2019 года – 0,90 рубля (1080 рублей:100%*6,25%:300*4), итого: 3,94 рубля.
Требование содержало указание на срок своего исполнения (до 17.01.2020 года), в течение шестимесячного срока со дня истечения срока выполнения требования налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа (05.03.2020 года). Определением мирового судьи судебного участка №2 Первомайского района от 14.04.2020 года судебный приказ отменен, административное исковое заявление (по которому возбуждено настоящее административное дело) поступило в Новоалтайский городской суд Алтайского края 29.07.2020 года. Как следствие, установленные статьей 48 НК РФ сроки соблюдены.
Таким образом, инспекцией соблюден установленный порядок взыскания задолженности по налогу и пени, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку судом удовлетворяются исковые требования о взыскании недоимки по налогам и пени в размере 3488,69 рубля, постольку с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Шатунова Н.В. (ИНН 226321654124, проживает по адресу: АДРЕС) задолженность по оплате земельного налога за 2018 года в размере 2396 рублей, пеню 8,75 рубля, задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1080 рубль, пеню 3,94 рубля с зачислением в доход местного бюджета.
Взыскать с Шатунова Н.В. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Барышников
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2020 года