ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2072/19 от 22.03.2019 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2072/2019 (УИД 18RS0003-01-2019-000619-09)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2019 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре Державиной Е.Е.,

рассмотрев административное дело по административному иску ФИО2 О,А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 о признании отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды УР о признании отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 03 октября 2018 года № 14-01-10/4481 незаконным.

Требования мотивированы тем, что административный истец через портал Региональных государственных услуг подал заявление о выдаче разрешения на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики.

Заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 в выдаче разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики отказано.

Административный истец считает указанный отказ незаконным, поскольку при распределении охотничьих ресурсов была нарушена очередность рассмотрения поданных разными способами заявлений, что привело необоснованному отказу в выдаче разрешения.

Определением от 22 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6

Определением от 22 февраля 2019 года привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО1

В судебное заседание ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1, не явились, о причинах неявки не сообщили, дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает необоснованным требования административного искового заявления, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление. При этом пояснила, что все разрешения были выданы в порядке очередности, заявление истца также рассматривалось в порядке очередности. В деле имеются сведения о времени поступления заявления ФИО2, при этом время поступления заявления поставлено сотрудником министерства исходя из времени фактического открытия заявления ФИО2 поданного через Региональный портал государственных услуг.

Выслушав явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

02.10.2018 года ФИО2 обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением о выдаче разрешения на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики, заявление было подано в электронной форме через региональный портал государственных услуг Удмуртской Республики и принято ведомством в 01 час 30 минут 09 секунд.

Заявление ФИО2 зарегистрировано нач.сектора Минприроды УР 02.10.2018 года в 10 ч. 26 мин., входящий номер 4481.

03.10.2018 года ФИО2 заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 в выдаче разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики отказано, в связи с превышение квоты добычи, установленной Указом Главы Удмуртской Республики № 139 от 11 ноября 2018 года «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике в период с 1 августа 2018 года до 1 августа 2019 года».

02.10.2018 года ФИО3, ФИО4, ФИО5, (через личный прием) ФИО6 (по почте) обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики.

Заявление ФИО3 зарегистрировано зам. начальника отдела Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., входящий номер 4058.

Заявление ФИО4 зарегистрировано специалистом-экспертом Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., входящий номер 4108.

Заявление ФИО5, зарегистрировано инспектором Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., входящий номер 4211.

Заявление ФИО6 зарегистрировано в Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., входящий номер 4259.

03.10.2018 года ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выданы разрешения на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики, сроки охоты с 01.11.2018 года по 31.12.2018 года, вид охоты «любительская спортивная».

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и участниками процесса не оспариваются.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что административные исковое заявления поданы в суд с соблюдением установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ от 24.07.2009 года N 209-ФЗ) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Согласно преамбуле Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР от 22.06.2012 N 31-РЗ) настоящий Закон в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 22.06.2012 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике.

В силу ст.1 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), на основании поданных заявлений на выдачу разрешений.

Таковым уполномоченным органом, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Положение), утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2017 N 554 является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Так, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в сфере лесных отношений, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений (п. 1 Положения).

Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Удмуртской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в установленном порядке. Министерство вправе иметь символику - эмблему (логотип), вымпел, флаг. Местонахождение Министерства: 426051, <...>. (п. 6, 7 Положения).

В соответствии с п.п.73 п.9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики – ФИО8 имеет право подписи писем, содержащих мотивированный отказ в выдаче разрешений физическим лицам на добычу охотничьих ресурсов (п.п. 14 п. 2 Распределения обязанностей по руководству деятельностью в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики).

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики – ФИО1 исполняет дополнительные обязанности первого заместителя министра в случае отсутствия ФИО8, первого заместителя министра (п.п. 45 п. 3 Распределения обязанностей по руководству деятельностью в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики).

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 24.09.2018 года ФИО8, первому заместителю министра предоставлен отпуск с 01.10.2018 года по 02.11.2018 года.

Вследствие чего оспариваемое административным истцом решения об отказе в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов подписано уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике (далее - заявители), в уполномоченный орган не ранее чем за тридцать дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов.

Указом Президента УР от 20.09.2012 N 164 "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Удмуртской Республики" определены виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Удмуртской Республики, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, согласно которым промысловая, любительская и спортивная охота на лося (все половозрастные группы) осуществляется с 1 ноября по 31 декабря.

Таким образом, первым днем подачи заявлений физическими лицами на выдачу разрешений на добычу лосей являлось 02.10.2018 года.

Указом Главы Удмуртской Республики № 139 от 11 ноября 2018 года «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике в период с 1 августа 2018 года до 1 августа 2019 года» утверждены лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики на период с 1 августа 2018 года до 1 августа 2018 и квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов, для ООУ Красногорского района установлена квота, объём добычи лося старше 1 года – 7 особей.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.

При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.

Согласно ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:

1) 50 процентов разрешений распределяется между заявителями:

осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;

осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;

проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;

2) 50 процентов разрешений распределяется между иными заявителями.

Из материалов дела следует, что ФИО2 не относится к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ.

Следовательно, при подаче заявления в уполномоченный орган ФИО2, наряду с другими заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 №31-РЗ, мог претендовать на участие в распределении 50 процентов разрешений на добычу лося старше одного года в пределах установленных Указом Главы Удмуртской Республики № 139 от 11 ноября 2018 года квот добычи лося для ООУ Красногорского района 4 особи.

Таким образом, в ООУ Красногорского района между заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, Минприроды УР могло быть распределено не более 4 разрешений на добычу лося старше одного года.

Материалами дела подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на добычу лося в ООУ Красногорского района УР подано в Минприроды УР ФИО2 02.10.2018 года в электронной форме через региональный портал государственных услуг Удмуртской Республики и принято ведомством в 01 час 30 минут 09 секунд, при этом зарегистрировано нач.сектора Минприроды УР 02.10.2018 года в 10 ч. 26 мин., входящий номер 4481.

Между тем, материалами дела подтверждается, что на момент регистрации нач.сектора Минприроды заявления от административного истца Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики уже были приняты заявления от ФИО3 зарегистрировано зам. начальника отдела Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., входящий номер 4058, от ФИО4 зарегистрировано специалистом-экспертом Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., входящий номер 4108, от ФИО5, зарегистрировано инспектором Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., входящий номер 4211, от ФИО6 зарегистрировано в Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., входящий номер 4259.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ "Об охоте" порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

На территории Удмуртской Республики порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен законом Удмуртской Республики от 22 июня 2012 года N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике".

Согласно ст. 2 Закона УР от 22.06.2012 №31-P3 «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике», заявления на выдачу разрешений подаются не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов. Заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, подаются в уполномоченный орган после их утверждения.

Как указывалось выше на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики между иными заявителями, к категории которых относится административный истец, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 4 разрешений на добычу лося.

В соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Приказу Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" заявление подписывается заявителем и подается в уполномоченный орган, природоохранное учреждение либо охотпользователю:

- лично либо его уполномоченным представителем;

- по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения;

- в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, охотпользователя или природоохранного учреждения, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов представляет из себя деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий и является государственной услугой.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно части 1 статьи 12 которого, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Порядок предоставления вышеуказанной государственной услуги физическим лицам установлен Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 204 (далее – Регламент).

Данный административный регламент регулирует отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которая должна быть доступной и качественной.

Информация о месте нахождения (адресе), контактных телефонах (телефонах для справок, консультаций), адреса официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адреса электронной почты уполномоченных органов приведены в приложении 1 к Регламенту, а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru)" (далее - Единый портал). Графики приема посетителей уполномоченных органов размещаются на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при их наличии) указанных органов (п. 3 Регламента).

Согласно п. 19 приложения № 1 к Регламенту уполномоченным органом на предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (далее - государственная услуга) на территории Удмуртской Республики является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, расположенное по адресу: 426051, <...>, режим работы понедельник - четверг с 8.30 ч. до 17.30 ч., пятница с 8.30 ч. до 16.30 ч., перерыв с 12.00 ч. до 12.48 ч.

Для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявитель в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц", представляет заявление (п. 20 Порядка).

Заявление в электронной форме оформляется в соответствии с пунктом 20 Регламента (п. 21 Регламента).

Заявители имеют право представить заявление и документы лично, направить заявление и документы по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или направить в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявления на Едином портале или на официальном сайте уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров. При представлении заявления и документов лично заявителем уполномоченное должностное лицо делает отметку о приеме заявления. Отметка о приеме заявления и документов проставляется на копии заявления, указывается дата и время приема, фамилия, имя, отчество принявшего заявление и документы, контактные и справочные телефоны. Копия заявления с отметкой о приеме заявления передается заявителю (50, 51, 52 Регламента).

Заявитель вправе представить заявление в электроном виде с использованием Единого портала или официальных сайтов уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для направления заявления в электронном виде на Едином портале и на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивается доступность для копирования и заполнения в электроном виде заявления, в том числе с использованием электронной подписи. При подаче заявления в электронном виде документы, указанные в пункте 20 Регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера). После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа (далее - уполномоченное должностное лицо) (п. 42, 43, 44 Регламента).

Согласно п. 45 Регламента на Едином портале и на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивается возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги. По запросу заявителя ему предоставляется информация о следующих этапах предоставления государственной услуги: поступление заявления в уполномоченный орган; передача документов на рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа, ответственному за рассмотрение заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Из вышеуказанных положений регламента следует, что при подаче заявления в электроном виде с использованием Единого портала или официальных сайтов уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оно поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера), а после регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа, то есть при поступлении заявления ему присваивается только входящий номер, а информация о подаче и поступлении заявления содержится на Едином портале и на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом отметка о приеме заявления делается только при представлении заявления и документов лично заявителем.

Исходя из информации регионального портала государственных услуг Удмуртской Республики заявление ФИО2 о выдаче разрешения на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики принято ведомством, то есть Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, 02.10.2018 года в 01 час 30 минут 09 секунд. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заявление ФИО2 создано на сайте РПГУ УР в 01 час 30 минут 12 секунд.

При таких обстоятельствах, на начало рабочего дня, то есть 8 часов 30 минут 02 октября 2018 года заявление ФИО2 о выдаче разрешения на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики поступило в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, при этом поступившему заявлению было необходимо присвоить только входящий номер без указания времени его поступления.

При этом следует отметить, что заявления от ФИО3 зарегистрировано 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., от ФИО4 зарегистрировано 02.10.2018 года в 08 ч. 54 мин., от ФИО5, зарегистрировано 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., от ФИО6 зарегистрировано в Минприроды УР 02.10.2018 года в 08 ч. 57 мин., то есть после поступления заявления от ФИО2

Искусственное создание препятствий, путем указания на заявлении времени поступления заявления, а именно времени фактического открытия заявления сотрудником Министерства, дает возможность для злоупотребления при установлении очередности и соответственно выдачу разрешений определенному кругу лиц, то есть приводит к нарушениям установленных принципов доступности и открытости предоставления данной государственной услуги.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение принципов открытости и доступности граждан РФ на добычу охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики, предусматривающий выдачу разрешений исключительно в порядке очередности поступления заявлений, а также нарушения прав административного истца на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно ст. 3 п. 1 Закона УР «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в УР» распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.

Нарушения данного принципа, изложенного в ст. 3 п. 1 Закона УР «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в УР» при распределении разрешений влечет незаконность действий должностных лиц.

Таким образом, по данному административному делу установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики при распределении и выдаче разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики на период с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года действовало вопреки требованиям законодательства, соответственно заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики незаконно отказано в выдаче разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики административному истцу.

При наличии оснований в силу ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено нарушение принципов открытости и доступности на добычу охотничьих ресурсов, но поскольку распределение и выдача разрешений на добычу 1 взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики была возможна только в период с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года, то восстановление нарушенных прав в настоящее время не возможно.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца, то с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО2 О,А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 о признании отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным удовлетворить.

Признать незаконным отказ заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Красногорского района Удмуртской Республики ФИО2 О,А..

Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу ФИО2 О,А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2019 года.

Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.