Дело №2а-2073/2020
УИД 26RS0010-01-2020-003889-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2020 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Палатовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным иском к Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ», в котором просит признать ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Общественная организация «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» (учетный №) зарегистрирована в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Общим собранием учредителей 16.04.2008 года принято решение о создании Организации (протокол от 16.04.2008).
14.05.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение № от 14.05.2008).
22.05.2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице (ОГРН №).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 38 Закона № 82-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», распоряжением Главного управления от 22.05.2019 № 462-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ»», в период с 12.08.2019 года по 06.09.2019 года проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации.
Главным управлением 24.05.2019 года в адрес организации и на домашний адрес руководителя направлено уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения о проведении проверки (исх.№ 26/03-4332 24.05.2019).
По материалам учетного дела, имеющимся в распоряжении Главного управления, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти, а так же документов, представленных Организацией для проверки, проведена плановая документарная проверка Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ». 06.09.2019 года Главным управлением составлен Акт проверки.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений устава:
Согласно изменениям, внесенными в Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» положения Устава Организации утвержденного собранием учредителей от 16.04.2008 года, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В связи с внесением изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учредительные документы Организации, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлен протокол о продлении полномочий Председателя.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие правовое использование Организацией данного помещения. Данный факт является нарушением ст. 161 Гражданского Кодекса российской Федерации, в соответствии с которой сделки юридических лиц должны быть заключены в письменной форме. Также является необходимостью заключение договора в соответствие со ст. 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор аренды здания) или со ст.689 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор безвозмездного пользования помещения).
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены протоколы Общего собрания.
В нарушении п.4 ст.20 Закона № 82-ФЗ в Уставе не прописан срок созыва Правления.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены протоколы Правления.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлен протокол о продлении полномочий Ревизионной комиссии.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены акты ревизионной комиссии.
В нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
На основании ст. 38 Закона № 82-ФЗ Главным управлением в адрес Организации, и на домашний адрес руководителя вынесено предупреждение, обязывающие устранить выявленные при проведении проверки нарушения законодательства в срок до 22.10.2019 года (исх. № 26/03- 7748 от 06.09.2019).
В установленные сроки нарушения не устранены.
В нарушение положений ст. 29 Закона, Организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2019 год и Организацией не представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОНОООЗ, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019 год.
Срок представления отчетности за 2019 год - 01.07.2020 (Приказ Минюста России от 26.05.2020 №122).
28.10.2019 в Главное управление поступило заявление Перькова Д.А. с просьбой прекратить деятельность Организации и исключить из ЕГРЮЛ по решению суда. Нарушения законодательства организацией не могут быть устранены, так как Организация не осуществляет свою деятельность.
В связи с отсутствием членов, принять решение о добровольной ликвидации Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» Общим собранием членов не представляется возможным.
Нарушения законодательства до настоящего времени Организацией не устранены, установленная законодательством информация за 2019 год не представлена.
В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ - непредставление Организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения Главного управления, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона № 82-ФЗ, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.
Таким образом, указанные нарушения действующего законодательства являются основанием для обращения Главного управления в суд с иском о признании данной Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца - Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, извещенный в соответствии со статьей 36 КАС РФ своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705; подпункт 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26).
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Статьей 8 названного федерального закона определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть первая).
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (часть десятая этой же статьи).
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общественная организация «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» (учетный №) зарегистрирована в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Общим собранием учредителей 16.04.2008 года принято решение о создании Организации (протокол от 16.04.2008).
14.05.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение № от 14.05.2008).
22.05.2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице (ОГРН №
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 38 Закона № 82-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», распоряжением Главного управления от 22.05.2019 № 462-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ»», в период с 12.08.2019 года по 06.09.2019 года проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации.
Главным управлением 24.05.2019 года в адрес организации и на домашний адрес руководителя направлено уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения о проведении проверки (исх.№ 26/03-4332 24.05.2019 года).
По материалам учетного дела, имеющимся в распоряжении Главного управления, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти, а так же документов, представленных Организацией для проверки, проведена плановая документарная проверка Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ». 06.09.2019 года Главным управлением составлен Акт проверки.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений устава:
Согласно изменениям, внесенными в Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» положения Устава Организации утвержденного собранием учредителей от 16.04.2008 года, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В связи с внесением изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учредительные документы Организации, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлен протокол о продлении полномочий Председателя.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие правовое использование Организацией данного помещения. Данный факт является нарушением ст. 161 Гражданского Кодекса российской Федерации, в соответствии с которой сделки юридических лиц должны быть заключены в письменной форме. Также является необходимостью заключение договора в соответствие со ст. 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор аренды здания) или со ст.689 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор безвозмездного пользования помещения).
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены протоколы Общего собрания.
В нарушении п.4 ст.20 Закона № 82-ФЗ в Уставе не прописан срок созыва Правления.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены протоколы Правления.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлен протокол о продлении полномочий Ревизионной комиссии.
В нарушение ст.29 Закона № 82-ФЗ к проверке не представлены акты ревизионной комиссии.
В нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
На основании ст. 38 Закона № 82-ФЗ Главным управлением в адрес Организации, и на домашний адрес руководителя вынесено предупреждение, обязывающие устранить выявленные при проведении проверки нарушения законодательства в срок до 22.10.2019 года (исх. № 26/03- 7748 от 06.09.2019).
В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ Организация обязана: ежегодно информировать Главное управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ Организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2019 год и Организацией не представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019 год.
Срок представления отчетности за 2019 год - 01.07.2020 (Приказ Минюста России от 26.05.2020 года №122).
28.10.2019 года в Главное управление поступило заявление председателя правления Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» Перькова Д.А. с просьбой прекратить деятельность Организации и исключить из ЕГРЮЛ по решению суда. Нарушения законодательства организацией не могут быть устранены, так как Организация не осуществляет свою деятельность.
В связи с отсутствием членов, принять решение о добровольной ликвидации Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» Общим собранием членов не представляется возможным.
Нарушения законодательства до настоящего времени Организацией не устранены, установленная законодательством информация за 2019 год не представлена.
Согласно ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ, непредставление Организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п. 27 Постановления № 64 неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства
Поскольку судом достоверно установлено, что ответчик не исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях", а следовательно имеются основания для признания Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства, соответствует общеправовыми принципами юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.
Признание Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, является основанием для исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» о признании общественного объединения прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Признать Общественную организацию «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ», зарегистрированную Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю Министерства Юстиции Российской Федерации на основании распоряжения № от 14 мая 2008 года (учетный номер №), прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Общественную организацию «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» (ОГРН №, ИНН №, КПП № дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Общественной организации «Ставропольское краевое общество содействия развития боевых искусств «РУСИЧ» в бюджет Георгиевского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2020 года.
Судья Ю.В. Курбанова