(номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Кальной Е.Г.
с участием старшего помощника прокурора (адрес обезличен)ПРОКУРОР
при секретаре СЕКРЕТАРЬ
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) об отмене регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва. В обоснование требований указывалось, что истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16, ответчик ФИО2 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16. Ссылался на то, что в сети «Интернет» была размещена аудиозапись совещания избирательного штаба партии «Единая Россия», из которой следует, что по просьбе кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва ФИО2, председатель Орловского областного Совета народных депутатов ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, дал указание Мэру города Орла МЭР и Главе администрации города Орла ГЛАВА, в целях избрания ФИО2 депутатом, включить в программу на 2021 год асфальтирование придомовых проездов возле (адрес обезличен); нанести разметку на пешеходном переходе по (адрес обезличен) услуг и выполнение работ муниципальными служащими и муниципальными учреждениями и предприятиями по поручению руководителя регионального отделения политической партии не является оказанием услуг на основании решений, принимаемых в соответствии с действующим законодательством. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, при проведении своей избирательной компании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимущество должностного или служебного положения понимается, в том числе, привлечение муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидатов. Полагал, что указанными выше действиями, лица, находящиеся в подчинении или служебной зависимости от МЭР, ГЛАВА, муниципальные служащие, сотрудники муниципальных учреждений, предприятий привлечены к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию ФИО2 кандидатом в депутаты. Нарушения закона, допущенные кандидатом ФИО2, нарушают также и права истца как зарегистрированного кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16. Нахождение ФИО2 в статусе зарегистрированного кандидата при указанных выше нарушениях означает предоставление ему преимущества в виде права безнаказанно использовать преимущества должностного и служебного положения. Просил регистрацию ФИО2 кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 отменить.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Ссылался на то, что по поручению (просьбе) кандидата в депутаты ФИО2, председатель (адрес обезличен) Совета народных депутатов ПРЕДСЕДАТЕЛЬ дал указание Мэру (адрес обезличен)МЭР и Главе администрации (адрес обезличен)ГЛАВА включить в программу на 2021 год асфальтирование придомовых проездов возле (адрес обезличен); нанести разметку на пешеходном переходе по (адрес обезличен), в целях избрания ФИО2 депутатом. Оказание услуг и выполнение работ муниципальными служащими и муниципальными учреждениями по поручению руководителя регионального отделения политической партии не является оказанием услуг на основании решений, принимаемых в соответствии с действующим законодательством. Полагал, что тем самым кандидат в депутаты ФИО2 использовал преимущества должностного положения посредством председателя (адрес обезличен) совета народных депутатов ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, а именно путем привлечения муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидата ФИО2 в депутаты. Также ссылался на то, что имеет место подкуп избирателей, поскольку включение в программу на 2021 год асфальтирование придомовых проездов в (адрес обезличен), и нанесение разметки на пешеходном переходе по (адрес обезличен) – является оказанием услуг, иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Также полагал, что административный иск заявлен в установленные законом сроки.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований. Ссылался на то, что какие-либо муниципальные или государственные служащие в его подчинении или зависимости от него отсутствуют, какие-либо государственные или выборные муниципальные должности он не занимает. Понятие подкупа содержится в ч.2 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Также полагал, что административным истцом пропущен срок на обращение с требованием об отмене регистрации кандидата в депутаты в соответствии с ч.7 ст.45, ч.5 ст.240 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен), а также представитель заинтересованного лица Муниципальной избирательной комиссии (адрес обезличен) по доверенностям ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что представленная административным истцом в обоснование требований аудиозапись является недопустимым доказательством и подлежит исключению из доказательств. Полагал, что административный иск является необоснованным, пояснения, изложенные в иске, не подтверждены доказательствами. Истцом не представлены доказательства подкупа избирателей административным ответчиком, не представлены доказательства, что по его поручению были выполнены какие-либо работы, свидетельствующие о подкупе избирателей, также не представлены доказательства использования преимуществ должностного или служебного положения кандидатом в депутаты ФИО2
Представитель заинтересованного лица Орловского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, заключение старшего помощника прокурора (адрес обезличен)ПРОКУРОР, полагавшего требования истца, не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Положениями ч. 5 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30.06.2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
При рассмотрении дела установлено, решением Орловского городского Совета народных депутатов (номер обезличен)-ГС от (дата обезличена) назначены выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на (дата обезличена).
Для подготовки и проведения указанных выборов решением муниципальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №(номер обезличен),14,15,16,17,18,19,20,21 возложены на территориальную избирательную комиссию (адрес обезличен), сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен).
Решением Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Орловской области».
Решением Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), выдвинутый избирательным объединением «Орловское городское местное отделение Орловского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Согласно пункту 5 статьи 40 указанного Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
При этом в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 данного Федерального закона.
Обращаясь в суд с требованием об отмене регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва ФИО2, административный истец ссылается на то, что кандидатом в депутаты ФИО2 допущены нарушения закона: неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; а также подкуп избирателей.
В обоснование позиции о допущенных административным ответчиком нарушений закона, ФИО1 представлена аудиозапись, в которой, по мнению истца содержатся сведения, подтверждающие доводы об использовании кандидатом ФИО2 преимуществ своего должностного или служебного положения и подкуп избирателей. Административный истец ссылается на то, что на совещании в избирательном штабе «Единой России» по просьбе ФИО2 как кандидата в депутаты, председатель (адрес обезличен) Совета народных депутатов ПРЕДСЕДАТЕЛЬ дал указание Мэру (адрес обезличен)МЭР и Главе администрации (адрес обезличен)ГЛАВА в целях избрания ФИО2 депутатом, включить в программу на 2021 год асфальтирование придомовых проездов возле дома по (адрес обезличен); нанести разметку на пешеходном переходе на Бульваре Молодежи.
В судебном заседании исследована представленная аудиозапись.
Как следует из решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов, административный ответчик занимает должность заместителя генерального директора закрытого акционерного общества финансово-строительной компании «Чайка», то есть не является ни муниципальным, ни государственным служащим.
Судом для проверки доводов административного истца в администрации (адрес обезличен) были истребованы сведения о ремонте (асфальтировании) придомовых проездов возле (адрес обезличен) и наличии разметки на пешеходном переходе по (адрес обезличен).
Согласно представленному ответу благоустройство дворовых территорий в городе Орле проводится в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории (адрес обезличен) на 2018-2024 года». По итогам работы общественной комиссии (дата обезличена) сформирован перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, в который не вошла дворовая территория (адрес обезличен) дворовых территорий на 2021 год общественной комиссией не утверждался. В текущем году дорожная разметка, обозначающая пешеходный переход по (адрес обезличен) не наносилась. Проект организации дорожного движения по автомобильным дорогам в микрорайоне «Зареченский» находится в стадии завершения.
В соответствии с постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) утвержден перечень дворовых территорий многоквартирных домов (адрес обезличен) для включения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 года. В указанном перечне имеется (адрес обезличен).
Довод административного истца об использовании кандидатом ФИО2 преимуществ своего служебного (должностного) положении, а именно посредством привлечения к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию ФИО2 в депутаты, муниципальных служащих, сотрудников муниципальных учреждений и предприятий, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости от МЭР и ГЛАВА, не нашел своего подтверждения. Установлено, что Перечень дворовых территорий на 2021 год общественной комиссией не утверждался, в текущем году дорожная разметка, обозначающая пешеходный переход по (адрес обезличен) не наносилась.
Доказательств совершения кандидатом ФИО2 действий, отнесенных избирательным законодательством к использованию преимуществ своего должностного или служебного положения административным истцом в нарушение требований кодекса административного судопроизводства не представлено.
Судом проверялись и не нашли своего подтверждения доводы административного истца о подкупе кандидатом ФИО2 избирателей в ходе проведения избирательной кампании.
Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями избирательного законодательства действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата, либо ставились в зависимость от результатов выборов.
Доказательств, которые бы могли свидетельствовать об осуществлении кандидатом ФИО2 в период избирательной кампании подкупа избирателей, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Содержание исследованной в суде аудиозаписи о подкупе избирателей не свидетельствует, так как не содержит обещание предоставить избирателям какие-либо материальные блага либо услуги в случае голосования за ФИО2
Кроме того, суд приходит к выводу, что представленная в суд аудиозапись не отвечает требованиям об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В силу ст.76 КАС РФ лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.
Представитель административного истца в судебном заседании не смог назвать когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись. Из текста административного искового заявления следует, что аудиозапись имеется в свободном доступе в сети «Интернет». Представитель истца в судебном заседании подтвердил, что аудиозапись была взята из сети «Интернет», запись содержалась на одном файле. В судебном заседании был проверен сайт, на который ссылался представитель истца, однако аудиозапись в том формате, в котором она была предоставлена в суд, то есть на одном файле, в сети «Интернет» отсутствует.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает недоказанными факты подкупа избирателей, а также неоднократного использования преимуществ своего должностного или служебного положения кандидатом ФИО2
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 ФИО2
Между тем, суд полагает основанной на неправильном толковании норм права ссылку административного ответчика ФИО2 о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с иском об отмене регистрации кандидата в депутаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
В соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов (номер обезличен)-ГС от (дата обезличена) выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва назначены на (дата обезличена).
С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился (дата обезличена), то есть в установленные законом сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ФИО2, территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) об отмене регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16, ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Е.Г. Кальная