ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2078/2018 от 25.05.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Ахметов Р.М.

при секретаре Кыневой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2078/2018 по административному исковому заявлению ОАО «Варьеганэнергонефть» к Департаменту труда и занятости ХМАО-Югры, Панову Станивславу Григорьевичу о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ОАО «Варьенганэнергонефть» (Далее – ОАО «ВЭН») обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области с административным исковым требованием к Департаменту труда и занятости ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

Своё требование истец мотивирует тем, что на основании распоряжения Департамента труда и занятости ХМАО-Югры в ОАО «ВЭН» проведена плановая документарная проверка. По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ, данные документы были вручены истцу ДД.ММ.ГГГГ. по результатам проверки выявлено, что в ОАО «ВЭН» для трудоустройства инвалидов подлежит квотированию 7 рабочих мест. ОАО «ВЭН» создало 5 рабочих мест в структуре предприятия и заключило 2 договора на создание рабочих мест у другого работодателя, а именно в РГОО ВОИ «Стимул» согласно договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ обязалось создать два рабочих места для инвалидов, а ОАО «ВЭН» ежемесячно перечисляет денежные средства согласно договорам. В структуре штата ОАО «ВЭН» указанный порядок закреплен приказом от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ РГОО ВОИ «Стимул» приняло на работу инвалида, заключив с ним трудовой договор как с внешним совместителем. По мнению законодательство не допускает трудоустройство инвалида на два рабочих места квотируемых для инвалида одновременно. Вместе с тем, считает данную позицию противоречащей действующему законодательству, поскольку запрета на то что инвалид в праве претендовать на замещение только одного рабочего места квотируемого для инвалидов не установлено. просит признать незаконным и отменить п.1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, признать и отменить п.1 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с определением суда к участию в деле привлечен второй административный ответчик - консультант отдела контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры Панова С.Г.

Будучи надлежащим образом, уведомленным о дне и месте судебного разбирательства представитель административного истца, представитель административного ответчика, административный ответчик Панов С.Г. в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В связи с указанным суд определил административное исковое заявление ОАО «Варьеганэнергонефть» к Департаменту труда и занятости ХМАО-Югры, Панову Станиславу Григорьевичу о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ в структуре ОАО «ВЭН» создано 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Согласно договоров от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВЭН» заключило договор на создание и содержание место для трудоустройства инвалида.

Из акта проверки установлено ОАО «ВЭН» квота для приема на работу инвалидов не выполнена, создано 6 квотируемых мест. Установлено. что 1 инвалид работает по совместительству в РГО ВОИ «Стимул».

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВЭН» предписано обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Факт работу трудоустройства инвалида в РГОО ВОИ «Стимул» по совместительству подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме этого, из приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 постоянно работает в <данные изъяты>

В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) утратил силу;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 N 89-оз "О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления работодателем квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии с ч.1,2 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 N 89-оз "О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

В силу ч.5 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 N 89-оз "О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" трудоустройство граждан из числа категории, указанной в статье 3 настоящего Закона, на квотируемые рабочие места осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством. Трудоустроенными считаются граждане, оформившие трудовые отношения с работодателями в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно ч.2 ст. 6 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 N 89-оз "О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" при невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест в других организациях в соответствии с заключенными договорами.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами административному истцу установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 7 рабочих мест.

При этом как следует из представленных материалов истцом создано 5 мест в структуре организации и профинансировано 2 рабочих места в другой организации в соответствии с договорами. Данный факт также сторонами не оспаривается.

Кроме этого, как установлено в ходе судебного заседания, ФИО5 фактически занимает два рабочих места для инвалидов в различных организациях: по основному месту работу в МАУДО «Детская школа искусств» и по совместительству в РГО ВОИ «Стимул» (рабочее место профинансированное ОАО «ВЭН» в счет установленной квоты).

Действительно действующем законодательством не запрещается временно принимать на вакансии, выделенные для трудоустройства инвалидов, совместителей.

Однако согласно ст. 288 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

Таким образом, как следует из смысла вышеперечисленных актов, выполнение квоты является трудоустройство на постоянной основе работника на специально выделенное для этих целей рабочее место.

При этом, совместительство носит временный характер, поэтому не может учитываться в счет выполнения установленной квоты.

Как установлено в ходе судебного заседания административным истцом не выполнена установленная законодательством квота для трудоустройства инвалидов, в связи с чем, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание являются законными и обоснованными.

Каких-либо нарушений по процедуре проведения проверки в ОАО «ВЭН» в ходе судебного заседания не выявлено и сторонами не оспаривалось. Акт и предписание выданы надлежащим должностным лицом в рамках выделенных полномочий, нарушений сроков проведения проверки не имеется.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового требования ОАО «Варьеганэнергонефть» к Департаменту труда и занятости ХМАО-Югры, Панову Станивславу Григорьевичу о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Р.М. Ахметов

Копия верна

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Р.М. Ахметов