ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2079/2016 от 25.11.2016 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2079/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 25 ноября 2016 года

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Поливанова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Усс Н.В.,

с участием:

представителя административного ответчика

представителя ответчика – председателя Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» Шереметова Р.М., действующего на основании устава от 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование заявленных административных исковых требований, административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» зарегистрирована Общественная Организация Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» (далее - организация), регистрационный .

ДД.ММ.ГГГГ организация включена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером

Федеральный закон «Об общественных объединениях» обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

На основании распоряжения начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной Организации Местной Национально-Культурной Автономии Абазин Предгорного района «АБАЗА»» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности организации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Устава организация обязана:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной Регистрации Общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

К установленному сроку организации было необходимо представить документы для проверки, о чем указывалось в уведомлении о проведении проверки (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю составлен Акт проверки.

В нарушении статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» по запросу уполномоченного органа (Главное управление) для проверки не представлены документы, указанные в распоряжении о проведении плановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГ-р за период деятельности организации не превышающий трех лет.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, является основанием для обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» организации были вынесены письменные предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с требованием устранить до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства.

Предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) направленные в адрес организации и домашний адрес руководителя были возвращены отделением почты по причине истечения срока хранения, предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) направленные на домашний адрес руководителя получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю выполнены не были, допущенное организацией нарушение не устранено.

Названные нарушения действующего законодательства являются основанием для обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю с иском о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обратившись в суд, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю просит признать Общественную Организацию Местную Национально-Культурную Автономию Абазин Предгорного района «АБАЗА» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого «государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю Беспалов И.Н. не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика – председатель Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» - председателя Шереметов Р.М. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных истцом административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили,не смотря на то, что о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований суду не представили.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 289 КАС РФ, а также с учетом мнения представителя административного ответчика, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.

Рассмотрев административное дело по принципу законности и справедливости, выслушав доводы представителя ответчика, при условии состязательности и равноправии сторон, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суд, рассматривая заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, руководствуется нормами КАС РФ по общим правилам административного судопроизводства, поскольку признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, является мерой обеспечения обязательств в порядке главы 27 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАФ РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», Общественное объединение обязано:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» зарегистрирована Общественная Организация Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» (далее - организация), регистрационный .

ДД.ММ.ГГГГ Общественная Организация Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» включена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером

Федеральный закон «Об общественных объединениях» обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

На основании распоряжения начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной Организации Местной Национально-Культурной Автономии Абазин Предгорного района «АБАЗА»» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности организации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу Общественной Организации Местной Национально-Культурной Автономии Абазин Предгорного района «АБАЗА», данная организация обязана:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной Регистрации Общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

К установленному сроку Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» необходимо было представить документы для проверки, о чем указывалось в уведомлении Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю о проведении проверки (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю составлен Акт проверки.

В нарушении статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» по запросу уполномоченного органа (Главное управление) для проверки не представлены документы, указанные в распоряжении о проведении плановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГ-р за период деятельности организации не превышающий трех лет.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, является основанием для обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Руководствуясь статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в адрес Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» были вынесены письменные предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с требованием устранить до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства.

Предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), направленные в адрес организации и домашний адрес руководителя были возвращены отделением почты по причине истечения срока хранения. Предупреждения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), направленные на домашний адрес руководителя получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» выполнены не были, допущенное организацией нарушение не устранено.

Не смотря на это, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что административным ответчиком Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» единожды не были представлены по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, что в соответствии со ст. 29 ФЗ «ОБ общественных объединениях» не может являться основанием о признании Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению суда, не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, поскольку, как установлено в судебном заседании, данные нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности общественной организации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, не смотря на то, что в адрес Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» были вынесены письменные предупреждения с требованиями об устранении нарушений законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец неправомерно обратился в суд с настоящим административным заявлением, а потому его требования о признании Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к Общественной Организации Местная Национально-Культурная Автономия Абазин Предгорного района «АБАЗА» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: