ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2079/2021 от 02.06.2022 Кировского городского суда (Ленинградская область)

УИД: 47RS0009-01-2021-002820-58

Дело № 2а-229/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кировск Ленинградской области

02 июня 2022 года

Кировский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи АндреевИ.А.,

при секретаре Державиной К.Ю.,

с участием представителя заинтересованного лица ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО" по доверенности от 19 мая 2022 года Б.М.ВА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а именно, просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ; 2. Возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В ходе прокурорской проверки установлено, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности комитета по природным ресурсам Ленинградской области. В ходе проверки было установлено, что на территории Кировского района Ленинградской области находится памятник природы «Каньон реки Лава». Пунктом 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с п. 21 указанных Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. В нарушении действующего законодательства административным ответчиком не подготовлено предложение о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ. Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административный истец о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.176), не явился.

Административный ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.175), не явился. В письменном отзыве возражал против заявленных требований, указав на то, что требование Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры о возложении на Комитет обязанности по созданию охранной зоны памятника природы, созданного до 2013 года является незаконным и необоснованным.

Заинтересованные лица администрация Кировского муниципального района Ленинградской области (привлечен к участию в деле протокольным определением суда от 28.02.2022), администрация МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (привлечен к участию в деле протокольным определением суда от 27.12.2021) о времени и месте судебного заседания извещены (л.д.177-178), не явились.

Заинтересованное лицо ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО" (привлечен к участию в деле протокольным определением суда от 27.10.2021) в лице представителя ФИО1 возражал против административных исковых требований, пояснив, что оснований для удовлетворения предъявленных требований не имеется.

Заслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.

Согласно части 1 статьи 27 названного Федерального закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подпункту «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Из материалов дела следует, что на территории Кировского района Ленинградской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Каньон реки Лава». Паспорт Памятника природы, его границы и режим особой охраны утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года №494 (л.д. 21-22).

Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

В ходе проверки было установлено, что на территории Кировского района Ленинградской области находится памятник природы «Каньон реки Лава». В нарушении норм действующего законодательства административным ответчиком не подготовлено предложение о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ.

Пунктом 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Пунктом 3.1 Положения № 341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось, что меры по подготовке такого предложения в отношении названного памятника природы регионального значения комитетом не приняты.

Относительно доводов ответчика о том, что с учетом ранее действовавшей редакции Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание охранных зон особо охраняемой природной территории до 30.12.2013 было необязательным для уполномоченных органов, при этом факт неустановления уполномоченными органами охранных зон не свидетельствует о нарушении ими природоохранного законодательства и не может быть расценен как бездействие, суд полагает следующее.

Согласно части 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, указанная норма не определяет того, что охранная зона может не создаваться, а констатирует сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого закона, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года и продолжающих быть таковыми после этой даты.

В п.3 ст. 26 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено содержание деятельности органов государственной власти, осуществляемой при объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - ООПТ. В частности, установлено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. При этом предусмотрено, что передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах ссылки административного ответчика на нормы права, регулировавшие правоотношения в сфере особо охраняемой природной территории, действовавшие до 30.12.2013, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Действующее законодательство предусматривает необходимость создания охранных зон памятников природы регионального значения в целях предотвращения неблагоприятного для них антропогенного воздействия (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по не подготовке и ненаправлению в Правительство Ленинградской области предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Каньон реки Лава» и об установлении ее границ.

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как закреплено в ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012 г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).

При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

С учетом изложенных положений законодательства и установленных судом обстоятельств дела, суд устанавливает срок для исполнения настоящего решения: в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ. Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «Каньон реки Лава» на территории Кировского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий

ФИО2