Дело № 2а-207/2018 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение составлено 20 августа 2018 года)
15 августа 2018 года г. Псков
Псковский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Филиппова А.А., при секретаре Михайловой Н.Э., с участием представителя административного истца – адвоката Командресова А.Ю., представителя административных ответчиков и заинтересованного лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело № 2а-207/2018 по административному исковому заявлению военнослужащей <данные изъяты> (далее – <данные изъяты>) капитана ФИО2 об оспаривании действий начальника <данные изъяты>, связанных с отказом передать рапорт ФИО2 для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Псковский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконными действия начальника <данные изъяты>, связанные с отказом передать рапорт ФИО2 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>;
- признать незаконным решение начальника <данные изъяты>, изложенное в письме от 26 июня 2018 года № М-706, об отказе передать рапорт ФИО2 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>;
- обязать начальника <данные изъяты> отменить указанное решение и передать рапорт ФИО2 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>.
В заявлении ФИО2 указала, что проходит военную службу по контракту в <данные изъяты>. 30 марта 2017 года она обратилась в жилищную комиссию <данные изъяты> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания в г. Псков. 23 мая 2017 года решением жилищной комиссии ей было отказано в принятии на жилищный учет. 21 мая 2018 года она обратилась с рапортом к начальнику <данные изъяты>, в котором просила повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на жилищный учет. К рапорту она приложила копию ордера на ранее занимаемое ею жилое помещение, который при принятии решения жилищной комиссией не учитывался. Однако, 26 июня 2018 года начальник <данные изъяты> отказал ей в повторном рассмотрении вопроса о принятии на жилищный учет, в связи с тем, что ранее по этому вопросу жилищной комиссией <данные изъяты> уже было принято решение. Выражая несогласие с указанными действиями начальника <данные изъяты>, административный истец считает, что в соответствии с Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590 (далее – Приказ), ее рапорт подлежал рассмотрению на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>, в связи с чем начальник <данные изъяты>, единолично приняв решение по рапорту, вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, о причинах неявки не сообщила.
Ее представитель – адвокат Командресов А.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по изложенным выше основаниям и просил его удовлетворить. Также он пояснил, что в соответствии с Правилами рассмотрение вопроса, изложенного в рапорте ФИО2, не входило в компетенцию начальника <данные изъяты>, в связи с чем он обязан был передать этот рапорт на рассмотрение в жилищную комиссию <данные изъяты>.
Представитель административных ответчиков – начальника <данные изъяты>, <данные изъяты> и жилищной комиссии <данные изъяты> – ФИО1 требования административного истца не признал и просил в их удовлетворении отказать. Он пояснил, что рапорт ФИО2, исходя из его содержания, рассматривался начальником <данные изъяты> как жалоба на решение жилищной комиссии <данные изъяты> от 23 мая 2017 года, что входило в его компетенцию. Кроме того, данный рапорт по форме и содержанию не соответствовал Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 (далее – Правила), поэтому оснований для его передачи в жилищную комиссию <данные изъяты> не имелось. Оспариваемое решение не препятствует ФИО2 обратиться в жилищную комиссию <данные изъяты> с заявлением о принятии на жилищный учет по установленной форме, в связи с чем какие-либо ее права данным решением не нарушаются.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение было принято 26 июня 2018 года, а административное исковое заявление направлено ФИО2 в суд почтой 21 июля 2018 года, то есть в пределах установленного процессуального срока. В связи с этим суд приходит к выводу, что указанный процессуальный срок административным истцом не пропущен.
Согласно справкам <данные изъяты> от 01.08.2018 № 9/7/5894 и от 14.08.2018 № 9/7-6126 административный истец заключила первый контракт о прохождении военной службы в сентябре 1993 года с присвоением воинского звания «рядовой». С 29 сентября 2006 года ФИО2 проходит военную службу в <данные изъяты>. Первое офицерское воинское звание присвоено ей в феврале 2007 года, а новый контракт о прохождении военной службы заключен 22 января 2018 года до 21 января 2019 года.
Таким образом, ФИО2 относится к категории военнослужащих, предусмотренной абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которые принимаются на жилищный учет в порядке, предусмотренном Правилами и Приказом.
Как следует из копии заявления ФИО2 от 30.03.2017, она обратилась в жилищную комиссию <данные изъяты> с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Псков.
В соответствии с копией выписки из протокола № 4 заседания жилищной комиссии <данные изъяты> от 23.05.2017 ФИО3 отказано в принятии на жилищный учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ – в связи с тем, что она реализовала свое право на обеспечение жилым помещением от военного ведомства и не может предоставить документы о его освобождении.
Из копии рапорта ФИО2 от 21.05.2018 усматривается, что она обратилась к начальнику <данные изъяты> с просьбой дать указание председателю жилищной комиссии <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос о признании ее нуждающейся в жилом помещении. В рапорте административный истец указала мотивы, по которым необходимо повторное рассмотрение ее жилищного вопроса, а также приложила к рапорту копию ордера на ранее занимаемое жилое помещение.
Письмом начальника <данные изъяты> от 26.06.2018 № М-706 ФИО2 отказано в передаче ее рапорта в жилищную комиссию для повторного рассмотрения вопроса о принятии ее на жилищный учет в связи с отсутствием оснований. При этом ФИО2 разъяснены положения жилищного законодательства и мотивы, по которым ранее ей было отказано в принятии на жилищный учет. В соответствии с п. 4 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности (далее – Инструкция), утвержденной приказом ФСБ России от 30.08.2013 № 463, обращения военнослужащих рассматриваются в соответствии с главой 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Устав), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495.
Согласно ст.106 Устава военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
В соответствии с п. 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по установленной форме (приложение к Правилам), к которому прилагаются:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа также установлено, что для признания нуждающимся в жилом помещении и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение № 1 к Приказу), к которому прилагаются вышеперечисленные документы.
Анализ вышеприведенных положений нормативных актов свидетельствует о том, что порядок обращения военнослужащих органов ФСБ России по вопросу принятия их на жилищный учет регламентируется специальными нормами, которые предусматривают специальную процедуру подачи обращения по указанному вопросу, а также специальные требования, предъявляемые к такому обращению.
В этой связи суд приходит к выводу, что на заседании жилищных комиссий органов ФСБ России подлежат рассмотрению лишь те обращения военнослужащих, которые соответствуют по форме и содержанию требованиям, предусмотренным Правилами и Приказом. В случае, если обращение военнослужащего по вопросу принятия его на жилищный учет таким требованиям не соответствует, оно подлежит рассмотрению в общем порядке в соответствии с Инструкцией и Уставом в пределах своей компетенции тем должностным лицом, которому это обращение подано.
При этом инициирование военнослужащим рассмотрения вопроса о принятии на жилищный учет, если ранее ему уже было в этом отказано, возможно лишь в рамках подачи им в жилищную комиссию нового заявления по установленной форме с приложением всех необходимых документов.
Как усматривается из рапорта административного истца от 21.05.2018, по форме и содержанию он явно не соответствует требованиям приложений к Правилам и Приказу, необходимый перечень документов к нему не приложен.
Данные требования руководящих документов ФИО2 были известны, о чем свидетельствует ее обращение в жилищную комиссию <данные изъяты> в марте 2017 года с заявлением о принятии на жилищный учет по установленной форме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для передачи рапорта ФИО2 от 21.05.2018 на рассмотрение в жилищную комиссию <данные изъяты> не имелось, в связи с чем этот рапорт был обоснованно рассмотрен начальником <данные изъяты> в общем порядке и в рамках его полномочий по разрешению обращений, предусмотренных Инструкцией и Уставом, по результатам рассмотрения ФИО2 дан ответ.
Утверждение представителя административного истца о том, что начальник <данные изъяты> единолично принял решение по вопросу принятия ФИО2 на жилищный учет, является необоснованным, поскольку обжалуемый ответ указанного должностного лица каких-либо решений, предусмотренных п.5 Правил и п.7 Приказа, не содержит, а изложенные в ответе разъяснения такими решениями не являются.
Кроме того, оспариваемые действия начальника <данные изъяты> не препятствуют обращению ФИО2 в жилищную комиссию <данные изъяты> с соответствующим заявлением по установленной форме, поэтому какие-либо ее права такими действиями должностного лица не нарушаются.
Таким образом, оспариваемые действия и решение начальника <данные изъяты>, связанные с отказом передать рапорт административного истца о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>, являются законными и обоснованными, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Принятое решение не лишает ФИО2 права обратиться в жилищную комиссию <данные изъяты> по вопросу принятия ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с заявлением, отвечающим требованиям Правил и Приказа.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227-228 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2:
- о признании незаконными действий начальника <данные изъяты>, связанных с отказом передать рапорт ФИО2 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>;
- о признании незаконным решения начальника <данные изъяты>, изложенного в письме от 26 июня 2018 года № М-706, об отказе передать рапорт ФИО2 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>;
- о возложении обязанности на начальника <данные изъяты> отменить свое решение от 26 июня 2018 года в отношении ФИО2 и передать ее рапорт о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с прилагаемыми документами для рассмотрения на заседании жилищной комиссии <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Филиппов