Дело № 2а-207/2022
УИД 21RS0001-01-2022-000055-34
Решение
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Легостиной И.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по иску административного истца Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов,
установил:
Административный истец Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, мотивировав свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов. В ходе проверки выявлены факты бездействия со стороны администрации поселения, которые заключаются в следующем.
Действующим законодательством ( п.п. 1-4 ч. 1 ст. 2, п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ФЗ от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») на орган местного самоуправления - администрацию Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
При проведении Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрация Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики незаконно бездействует – не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:
1. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие потенциала муниципального управления»;
2. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
3. Постановления администрации Сойгинскогo сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Сойгинского сельского поселения»;
4. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Управление общественными финансами и муниципальным долгом»;
5. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Содействие занятости населения».
Вышеизложенное подтверждается справкой о проведении проверки в администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года.
Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов.
Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:
1. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие потенциала муниципального управления»;
2. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
3. Постановления администрации Сойгинскогo сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Сойгинского сельского поселения»;
4. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Управление общественными финансами и муниципальным долгом»;
5. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Содействие занятости населения»;
обязать администрацию Сойгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу указанных нормативных правовых актов.
Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Турхин М.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что на прокуроров возложена обязанность антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, но нормативно-правовые акты, перечисленные в иске, на экспертизу в прокуратуру не представлялись, в связи с чем подлежат проверке на предмет коррупционных факторов самим муниципальным органом.
Представитель ответчика администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 3 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер как:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-Ф3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованностъ, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
При проведении Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрация Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики незаконно бездействует.
Материалами дела подтверждается, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов:
1. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие потенциала муниципального управления»;
2. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
3. Постановления администрации Сойгинскогo сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Сойгинского сельского поселения»;
4. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Управление общественными финансами и муниципальным долгом»;
5. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Содействие занятости населения» администрацией Сойгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики не проводилась.
Вышеуказанные постановления для проверки в Алатырскую межрайонную прокуратуру не направлялись.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 года).
Доказательств того, что представительный орган муниципального образования самостоятельно проводил антикоррупционную экспертизу указанных нормативных правовых актов, что обязанности по проведению такой экспертизы возлагались на должностных лиц муниципального образования, суду не представлено.
Поскольку в судебном заседании нашло подтверждение незаконное бездействие администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района по Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы ряда принятых администрацией поселения нормативных актов, административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:
1. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие потенциала муниципального управления»;
2. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
3. Постановления администрации Сойгинскогo сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Сойгинского сельского поселения»;
4. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Управление общественными финансами и муниципальным долгом»;
5. Постановления администрации Сойгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в муниципальную программу Сойгинского сельского поселения «Содействие занятости населения».
Обязать администрацию Сойгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу указанных нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий И.Н. Легостина
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года.
Решение09.03.2022