ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2080/19 от 10.09.2019 Сакского районного суда (Республика Крым)

УИД:91RS0018-01-2019-002221-52

дело №2а-2080/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.09.2019 г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Басараб Д.В.,

при секретаре судебного заседания Петренко А.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа и обязании повторно рассмотреть заявление

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа и обязании повторно рассмотреть заявление.

Исковые требования ФИО1 мотивировал тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с Административным регламентом обратился в адрес административного ответчика с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 600кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ из администрации <адрес> поступил ответ за , согласно которому ему было отказано в утверждении схемы отвода земельного участка в связи с тем, что в сообщении заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление не указан кадастровый номер или инвентарный номер здания, а также отсутствуют документы, обосновывающие испрашиваемую площадь земельного участка (инвентарное дело БТИ – технический паспорт домовладения).

С таким отказом администрации <адрес> не согласен ФИО1, в связи с чем и обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию <адрес> в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, воспользовался своим правом на ведение дела через представителя, которого направил в судебное заседание.

В судебном заседании представитель ФИО6, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности в интересах административного истца ФИО1, пояснил, что его доверитель является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На основании земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с Административным регламентом предоставление согласования предоставление земельного участка, утверждённым постановлением администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу, предоставив перечень документов, которые установлены Регламентом. Получил ответ, в котором администрация отказалась предоставлять административную услугу ссылаясь на то, что не обоснован размер земельного участка, а также в перечне объектов, расположенных на земельном участке отсутствуют кадастровый либо инвентарный номер объекта недвижимости. Считают данный отказ незаконным и необоснованным, а административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что данные документы не предусмотрены Административным регламентом и не являются обязательными, в связи с чем, нарушены права его доверителя.

Представитель административного ответчика – администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 в судебном заседании просила в иске отказать, так как Административным регламентом пунктом 12.4 заявителем должны быть предоставлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренного Перечнем, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В схеме расположения земельного участка отсутствует объект недвижимости. Административным регламентом предусмотрен конечный результат, издание постановления либо об отказе либо согласование в предварительном согласовании. Данное письмо администрации <адрес> не является отказом. Кроме того, Административным регламентом предусмотрено, что к заявлению о согласовании предварительного предоставления земельного участка должен быть список, в котором должны указываться кадастровые (условные, инвентарные) номера объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке. Если сведения об объекте недвижимого имущества не внесены в ЕГРН, поэтому в порядке межведомственного взаимодействия, администрация не получила бы никакой информации, соответственно администрация не отказала в предоставлении предварительного согласования, а подготовила письмо с рекомендациями, это не является отказом.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доводы административного иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии 0314 , выданному на имя ФИО1, последний зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения постоянно действующего третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ №Е2-07/002-Н-2007, что подтверждается выпиской о регистрации права собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Исполнительного комитета Сакского городского Совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждён списочный состав застройщиков в микрорайоне Аметхан Султана в количестве 22 человек, за которыми произвели закрепление участков на местности.

Из приложения к указанному решению следует, что под номером 16 значится ФИО2, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ.5-4/748.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы): уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 90:21:010110, ориентировочной площадью 600кв.м., с местоположением: <адрес>. При этом, основание предоставления земельного участка без проведения торгов ФИО1 указал – решение третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вид права – собственность.

К указанному заявлению ФИО1 приложил копию паспорта, копию решения третейского суда, схему расположения земельного участка, перечень объектов.

Рассмотрев заявление ФИО1 администрация <адрес> Республики Крым направила в его адрес письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено, и сообщено об основаниях для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в частности указано: отсутствие у заявителя одного или нескольких документов, необходимых для получения данной муниципальной услуги; предоставление документов, оформленных не в соответствии с установленным порядком.

При этом, административный ответчик сообщил ФИО1, что при проведении экспертизы представленных документов на их соответствие предъявляемым требованиям, нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым, внутренних нормативных актов муниципального образования выявлено следующее:

- в сообщении заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, не указан кадастровый номер или инвентарный номер здания;

- отсутствуют документы, обосновывающие испрашиваемую площадь земельного участка (инвентарное дело БТИ – технический паспорт домовладения).

Учитывая вышеуказанное, у администрации отсутствуют основания для предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

По мнению суда, из буквального значения слов, указанных в письме административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: «у администрации отсутствуют основания для предоставления муниципальной услуги…», вопреки утверждениям представителя административного ответчика, фактически является отказом административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Ссылки представителя административного ответчика, о том, что фактически на испрашиваемом земельном участке не имеется жилого дома, право собственности на который имеется у ФИО1, суд также находит несостоятельными, так как данный довод не являлся основанием для принятия обжалуемого решения административного ответчика.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Порядок предоставления и основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу положений п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее – Перечень документов).

В пункте 6 Перечня документов предусмотрено, что собственнику здания, которое расположено на земельном участке, может быть предоставлен такой земельный участок, на основании п.п.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, который должен в свою очередь предоставить документы, в том числе сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Таким образом, федеральный законодатель установил исчерпывающий круг сведений, которые должны быть указаны заявителем в сообщении, содержащим перечень всех зданий, сооружений, в том числе указание кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Так, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» (далее – Административный регламент).

Пунктом 12 Административного регламента предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем, в частности:

- заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по форме согласно приложению 2 с указанием сведений о правах на объекты недвижимого имущества, расположенных на земельном участке (при их наличии) (п.п.12.1 Административного регламента);

- копия документа, подтверждающего личность гражданина (п.п.12.2 Административного регламента);

- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», за исключением документов, которые должны быть предоставлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п.п.12.4 Административного регламента).

Как указывалось выше, ФИО1 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка приложил сообщение с перечнем зданий, в котором указал жилой дом, адрес – <адрес>, при этом в графе «Кадастровые номера» ничего не указал.

Как следует из п.п.2 п.18 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является непредставление документов, предусмотренных подпунктами 12.1-12.9 настоящего регламента.

Поскольку ФИО1 обратившись в администрацию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка не отразил все сведения, предусмотренные законом (не указал кадастровый (условный, инвентарный) номер здания), то административный ответчик правомерно принял обжалуемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как указанное является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с чем, исковое требование о признании незаконным отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

При этом, суд не может согласиться с основанием для отказа административным ответчиком в предоставлении муниципальной услуги – отсутствие документов, обосновывающих испрашиваемую площадь земельного участка (инвентарное дело БТИ – технический паспорт домовладения), по следующим основаниям.

Как указано в п.п.4 п.12.10 Административного регламента заявитель вправе предоставить вместе с заявлением сведения органов технической инвентаризации относительно объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке.

Из указанного следует, что ФИО1 при обращении к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка не должен был в обязательном порядке предоставлять сведения органов технической инвентаризации относительно объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке (инвентарное дело БТИ – технический паспорт домовладения), а имел право это сделать.

Таким образом, основание (отсутствие документов, обосновывающих испрашиваемую площадь земельного участка (инвентарное дело БТИ – технический паспорт домовладения)), указанное в отказе административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ суд находит противоречащим действующему законодательству, в связи с чем, считает его несостоятельным, как и несостоятельным утверждения представителя административного ответчика о необходимости предоставлять заявителю указанные сведения.

Однако, указанное не опровергает установленные в судебном заседании обстоятельства, являющиеся по мнению суда самостоятельным основанием для отказа ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги, в связи с чем, не может быть основанием для принятия решения о признании незаконным отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении искового требования о признании незаконным отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то требование об обязании администрацию <адрес> в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении схему расположения земельного участка не подлежит удовлетворению, так как является производным от первоначального искового требования.

Более того, ФИО1 обратился в адрес административного ответчика с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 90:21:010110, а не с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

Руководствуясь ст.ст.111, 175–180, 295-298 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа и обязании повторно рассмотреть заявление – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Басараб

Решение суда в окончательной форме принято 16.09.2019.