Дело №2а-2080/2017 04 июля 2017 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
при секретаре Жулевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам ФИО1 к администрации муниципального образования Федоровское сельское поселение о признании незаконным бездействия и обязании организовать централизованное водоснабжение, Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Федоровского сельского поселения об обязании организовать централизованное водоснабжение,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Федоровское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по прокладке водопровода по улице Новая деревни Глинка, обязании проложить водопровод по улице Новая деревни Глинка.
В обоснование административного иска указал, что он имеет в собственности земельный участок и расположенный на нём жилой дом по адресу: <...>, в котором проживает. Бездействие ответчика заключается в том, что он не прокладывает водопроводную линию по ул.Новая д.Глинка, в результате чего без водоснабжения остаются все жители данной улицы, в том числе истец. Им совместно с другими жителями вышеуказанной улицы в адрес ответчика, Тосненской городской прокуратуры, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Тосненском районе направлялись заявления и жалобы, которые по настоящее время не удовлетворены. Административный ответчик в своих письмах подтверждает, что работа по прокладке водопроводной линии им не проводилась. В письме от 15.03.2016 №53 утверждает, что заявление истца направлено в Федоровское МУП ЖКХ для дальнейшего рассмотрения и решения вопроса о прокладке водопроводной линии и подключении её к водопроводу. Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в своём ответном письме от 23.12.2016 сообщила, что ответчик подготовил на рассмотрение совета депутатов Федоровского сельского поселения пакет документов о выделении денежных средств на прокладку водопровода по ул.Новая д.Глинка. На бездействие ответчика указывает письмо ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Тосненском районе от 18.05.2016, согласно которому подача холодной воды фактически приостановлена. Требования административного истца основаны на п.4 ч.1 ст.14, ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (л.д.3-6).
В ходе судебного разбирательства ФИО1 уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения в части непринятия мер по организации водоснабжения по ул.Новая д.Глинка Тосненского района; обязании организовать водоснабжение по ул.Новая д.Глинка Тосненского района, путем организации строительства водопровода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения (л.д.94-95).
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обратилось в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании организовать водоснабжение жителей д.Глинка Тосненского района по ул.Новая, путем организации строительства водопровода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения.
В обоснование административного иска указало, что 21 апреля 2016 года в адрес территориального отдела в Тосненском районе обратились жители улицы Новая д.Глинки Тосненского района Ленинградской области в связи с отсутствием (прекращением) холодного водоснабжения в жилые дома. Администрацией Федоровского сельского поселения представлена информация о том, что подача холодного водоснабжения ограничена ввиду аварийного состояния водопроводной сети; что ею предпринимаются действия для выделения дополнительных средств в целях прокладки водопровода по ул.Новая. До настоящего времени холодное водоснабжение по ул.Новая отсутствует. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц (л.д.56-58).
Определением от 14 июня 2017 года административные дела, возбужденные по вышеуказанным административным искам, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (л.д.50-52).
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что на улице Новая 8 домов, 4 дома не подключены к водопроводу. Жители этой улицы много раз обращались в администрацию Федоровского сельского поселения, последнее заявление было в феврале. Они просили подключить их к централизованной системе, а не ремонтировать старый водопровод. Предлагаемые технические условия подключения к водопроводу ТСЖ его не устраивают, поскольку у него на это нет денег.
Представитель административного истца ФИО2 пояснил, что по улице, на которой проживает истец, ранее проходила централизованная система водоснабжения. Водопровод пришёл в негодность. По настоящее время жители улицы водой не обеспечиваются, в связи с этим неоднократно обращались в различные инстанции с требованием наладить водоснабжение. Администрация отвечает, что нет средств, что они будут заложены в 2017 году. В соответствии с законом и нормативными актами организация водоснабжения лежит на администрации, как исполнительного органа местного самоуправления данного поселения. Однако администрация возложенные на неё обязанности не исполняет. Администрацией было принято постановление об утверждении схемы водоснабжения. Согласно пунктам 1.2 схемы, на территории муниципального образования находится 4 населенных пунктов. Из данных населенных пунктов централизованное водоснабжение осуществляется в деревне Глинка и в деревне Федоровское. В п.4.2 схемы также сказано, что по состоянию на 2015-2016 годы не наблюдается дефицит производительности оборудования, на что ссылается административный ответчик. То есть существующая производственная мощность, которая находится на территории поселения, позволяет обеспечить всё население централизованным водоснабжением. Также непонятно, почему администрация бездействует в нецентрализованном водоснабжении, может быть организован подвоз воды. В приоритете стоит централизованное водоснабжение. На данной улице проживают социально незащищённые слои населения. На соседней улице есть централизованное водоснабжение, а тут нет, это является дискриминацией.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО3 поддержала административный иск, пояснила, что в данной деревне имеется водопровод, не понятно, почему на данной улице должна отсутствовать такая линия, поэтому Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области настаивает на централизованном водоснабжении жителей данной улицы. Подвоз воды не устраивает жителей, в данном случае идет речь о социальной дискриминации граждан.
Администрация Федоровского сельского поселения принесла возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что обслуживанием муниципальных водопроводных сетей на территории поселения занимается МУП Федоровское ЖКХ. Частные жилые дома, расположенные по ул.Новая в д.Глинка с момента постройки не были подключены к муниципальным водопроводным сетям Федоровского сельского поселения. Водопроводная линия по ул.Новая в д.Глинка проложена жителями за свой счёт и обслуживалась АО «Пригородное ДРСУ-3», на баланс администрации не передавалась. Капитальный ремонт данной водопроводной сети за счёт средств местного бюджета не представляется возможным. На данный момент лимит потребления холодного водоснабжения, обеспечиваемый ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по поселению исчерпан, не может быть увеличен в связи с малой мощностью линейных объектов и аварийным состоянием сетей. Строительство новой водопроводной линии к частным жилым домам за счёт средств местного бюджета не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с постановлением администрации от 19.08.2016 №229 организация водоснабжения жителей ул.Новая в д.Новая возложена на МУП Федоровское ЖКХ путём заключения договоров на подвоз питьевой воды и воды на хозяйственные нужды (л.д.24-27).
Представитель административного ответчика ФИО4 административные иски не признала, пояснила, что на данной улице водопровод был построен за счёт жителей, присоединен был к водоканалу Санкт-Петербурга. Водопровод пришел в негодность, о чем ДРСУ уведомило администрацию. Через пару недель администрация издала постановление о подвозе воды. Подвоз воды был поручен Федоровское МУП ЖКХ. Подвоз осуществлялся, но теперь заявок нет, жители не хотят, чтобы им подвозили воду. В соответствии с Законом «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено два варианта выхода из данной ситуации: либо строительство водопровода, либо подвоз воды. Право выбора законодатель предоставил органу местного самоуправления. Администрация рассматривает все варианты водоснабжения, но на тот момент избрала самый быстрый способ.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил холодного водоснабжения» определен порядок заключения договоров водоснабжения. Основанием для заключения договора является заявка. В 2016 году было коллективное заявление жителей ул.Новая в деревне Глинка, которые изъявили желание присоединиться к центральному водопроводу. Заявка была рассмотрена, были выданы технические условия, при выполнении которых жители могли бы присоединиться к центральному водоснабжению. Все условия для обеспечения водоснабжения созданы, и по какой-то причине не используются жителями. Бездействие администрации отсутствует со всех сторон.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 административные иски не поддержал, пояснил, что в полномочия Федоровское МУП ЖКХ входят обслуживание существующих сетей и устранение аварийных ситуаций. Организация не разрабатывает инвестиционные программы и не финансирует новые сети, по заказу администрации может это сделать, также выполнить работы по заказу частных лиц. По улице Новая ещё в советское время была проложена линия водопровода диаметром 50 мм из стали. Линия была подключена к системе водоснабжения Пригородного ДРСУ №3, которое является абонентом Петербургского Водоканала. Линия не была передана на баланс администрации и соответственно не была передана на обслуживание Федоровское МУП ЖКХ. О проблемах этой сети стало известно прошлой зимой. Он ходил в Пригородное ДРСУ №3, спросил, какие меры организация может предпринять, чтобы устранить неполадки. В ДРСУ ответили, что не знают, где труба порвалась, и не будут искать место прорыва. Жители улицы сказали, что никаких средств в ремонт этой линии вкладывать не будут, будут требовать центральное водоснабжение. Первое время, месяца 3-4, воду подвозили 2 раза в неделю. Вода привозилась в емкостях, набранная из сетей водоснабжения. Вода ежемесячно проходит анализ. Жители возражали против такого способа. Администрация пошла навстречу, указала развозить воду в бутылях. Но жители сказали, что им такая вода не нужна, они хотят сеть. В прошлом году поступило коллективное заявление о выдаче технических условий на подключение. Было рассмотрено несколько вариантов, чтобы людям, которые проживают на ул.Новая, менее затратно было провести подключение. Переговорили с ТСЖ «Новый Виль», которое находится от них в 100 метрах. ТСЖ «Новый Виль» разрешило подключиться к своей линии. Технические условия были выданы с тем, чтобы подключение было к этой магистрали. По условиям необходимо установить задвижку, прибор учёта общий, а после осуществить разводку по домам заявителей. Сечение трубы составляет 110 мм. За Литуна кто-то расписался. Тем не менее, его технические условия ещё действуют. По распоряжению администрации организация перестала выдавать технические условия в связи с выбором лимита. То есть мощность ограничена. Возможен и другой вариант - присоединение непосредственно к сети Федоровское МУП ЖКХ. Но тогда работы будут дороже, потому что точка присоединения будет дальше. Жители хотят, чтобы им бесплатно проложили водопроводную линию. В рамках своих полномочий сделать это бесплатно он не может.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административных истцов, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжением является водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" п.4 названных Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ.
В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства и расположенный на нём жилой дом по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.7-8).
Улица Новая с числом жилых домов 8 не включена в схему централизованного водоснабжения д.Глинка Тосненского района Ленинградской области. Примерно в 1970 году по улице Новая за счёт её жителей был проведен водопровод от Пригородного ДРСУ-3, который не находился на балансе какой-либо организации и не был передан в муниципальную собственность. В январе 2016 года произошёл прорыв трубы водопровода, после чего централизованное водоснабжение домов данной улицы прекратилось.
10 февраля 2016 года ФИО1 и другие жители этой улицы обратились в администрацию Федоровского сельского поселения с заявлением с просьбой рассмотреть вопрос о прокладке водопроводной линии и подключению её к водопроводу, обслуживаемому Федоровское МУП ЖКХ (л.д.9). Данное заявление было направлено в Федоровское МУП ЖКХ (л.д.10).
19 августа 2016 года администрация Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области издала постановление, которым поручила муниципальному унитарному предприятию ЖКХ, инженерных коммуникаций и благоустройства организовать подвоз питьевой воды и воды для хозяйственных нужд населения <...> установить график поставки питьевой воды и воды для хозяйственных нужд; рекомендовать жителям заключить соответствующий договор; определено место разбора воды у дома 2 по ул.Новая д.Глинка (л.д.28-30).
Федоровское МУП ЖКХ некоторое время осуществляло подвоз питьевой воды и воды для хозяйственных нужд к дому 2 по ул.Новая д.Глинка дважды в неделю; но из-за отсутствия спроса на воду перестало привозить её.
Также из материалов дела следует, что владельцы домов 3а и 4 подключились к водопроводным сетям д.Глинка, обслуживаемых Федоровское МУП ЖКХ (договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2008, от 11.07.2016 – л.д.42-46). Подсоединение дома 6 по ул.Новой к этой трубе невозможно ввиду малого её диаметра - 32 мм (л.д.44). В связи с этим Федоровское МУП ЖКХ подготовило технические условия для подключения домов 2, 5 и 6 ул.Новая к своей сети централизованного водоснабжения. Данные технические условия предусматривают прокладку труб от домов заявителей до водомерного узла, прокладку магистрали от границы дома 2 по ул.Новая (водомерного узла) до магистрали центрального водоснабжения диаметром 160 мм ООО «ТСЖ «Новый Виль» и подключение к ней (л.д.47-49).
Исходя из содержания ч.9 ст.7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" у органов местного самоуправления поселения отсутствует обязанность обеспечить централизованное холодное водоснабжение части территории поселения, где отсутствует система холодного водоснабжения, в данном случае это улица Новая. Потребность жителей в воде обеспечивается любым из двух способов: с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения (колодцы, скважины); подвоз питьевой воды.
Администрация организовала подвоз питьевой воды и воды для хозяйственных нужд жителям ул.Новая, в связи с чем основания для удовлетворения административных исков отсутствуют. Факт неправомерного бездействия органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения – по водоснабжению населения, повлекшее нарушение прав граждан, не установлен.
Кроме того, у жителей ул.Новая – три домовладения имеется возможность подключиться к водопроводу, при этом прокладка магистрали, подключение производятся за их счёт.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
В силу ст.112 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку решение состоялось не в пользу административного истца, его расходы по оплате государственной пошлины и на оплату услуг представителя возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 отказать полностью в удовлетворении административного иска к администрации Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по организации водоснабжения по ул.Новая д.Глинка Тосненского района Ленинградской области; обязании организовать водоснабжение по ул.Новая д.Глинка Тосненского района Ленинградской области, путем организации строительства водопровода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения.
Управлению Роспотребнадзора по Ленинградской области отказать полностью в удовлетворении административного иска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании организовать водоснабжение жителей д.Глинка Тосненского района Ленинградской области по ул.Новая, путем организации строительства водопровода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения.
ФИО1 отказать в возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 33 000 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (09 июля 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись