РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.11.2023 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П.,
с участием прокурора Зязевой А.В., представителя административного ответчика Думы Арамильского городского округа - Первухиной Т.А., представителя административного ответчика депутата Думы Арамильского городского округа Сурина Д.В. - Лялюк А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2080/2023 по административному исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Арамильского городского округа к Думе Арамильского городского округа о признании незаконным бездействия, депутату Думы Арамильского городского округа Сурину ФИО8 о прекращении полномочий,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что депутатом Думы Арамильского городского округа Суриным Д.В. предоставлены неполные сведения о доходах за 2021 год, что является основанием для досрочного прекращения ими полномочий. Сысертской межрайонной прокуратурой по факту выявленных нарушений 07.06.2022 в Думу Арамильского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Однако, решением Думы Арамильского городского округа от 19.01.2023 № 27/2 «О рассмотрении представления Сысертской межрайонной прокуратуры от 07.06.2022 «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», выписки из протокола заседания рабочей группы Комиссии в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» искажение сведений, допущенных Суриным ФИО9 - депутатом Думы Арамильского городского округа в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своей супруги признаны несущественными и к нему применена мера ответственности в виде освобождения от должности председателя постоянной комиссии Думы Арамильского городского округа по бюджету и экономической политике, с лишением права занимать должности в Думе о прекращении срока его полномочий.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила: Признать незаконным бездействие Думы Арамильского городского округа, выразившееся в неисполнении требований закона и Устава Арамильского городского округа о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Арамильского городского округа седьмого созыва Сурина Дмитрия Владимировича.
Признать незаконным п. 1 решения Думы Арамильского городского округа от 19.01.2023 № 27/2 «О рассмотрении представления Сысертской межрайонной прокуратуры от 07.06.2022 года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в Свердловской области».
Прекратить полномочия депутата Думы Арамильского городского округа седьмого созыва Сурина Дмитрия Владимировича с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Думы Арамильского городского округа - Первухина Т.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что Сурин Д.В. является депутатом Думы Арамильского городского округа седьмого созыва, избранным 19.09.2021. Представление № 02-34-2022 от 07.06.2022 было рассмотрено Думой Арамильского городского округа в установленный законом срок и 17.06.2022 в адрес Сысертского межрайонного прокурора было направлено письмо №129 от 17.06.2022 г. о планируемом рассмотрении представления 23.06.2022.
23.06.2023 в адрес Сысертского межрайонного прокурора было направлено письмо о том, что Представление Сысертской межрайонной прокуратуры № 02-34-2022 от 07.06.2022 г. будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по профилактике и противодействию коррупции при Губернаторе Свердловской области в соответствии с установленным порядком Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области. По итогам заседания Рабочей группы будет назначено внеочередное заседание Думы Арамильского городского округа.
Выписка из Протокола заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению отдельных вопросов профилактики коррупции в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области № 4 от 25.10.2022 была направлена в Думу Арамильского городского округа 10.11.2022. В соответствии с Протоколом установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатом Думы Арамильского городского округа Суриным Д.В. являются недостоверными и не полными.
На очередном заседании Думы Арамильского городского округа 19.01.2023 был рассмотрен вопрос о предоставлении депутатом Суриным Д.В. неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год. Принимая во внимание устранение допущенных нарушений, путем подачи уточненной справки, признаны несущественными нарушениями законодательства о противодействии коррупции и применена мера ответственности в виде освобождения от должности Председателя постоянной Комиссии по бюджету и экономической политике, с лишением права занимать должности в Думе до прекращения его срока полномочий, в соответствии с «Порядком принятия решения о применении к депутату Думы Арамильского городского округа отдельных мер ответственности» (Решение Думы Арамильского городского округа № 27/2 от 19.01.2023).
Досрочное прекращение полномочий депутата Думы Арамильского городского округа, не будет отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам.
Вместе с тем, с 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2023 № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым упрощен порядок предоставления депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, сведений о своих доходах. С учётом требований ст. 54 Конституции Российской Федерации, Сурин Д.В. не подлежит ответственности за предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах.
Представитель административного ответчика депутата Думы Арамильского городского округа Сурина Д.В. - Лялюк А.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Дума Арамильского городского округа обоснованно исследовав обстоятельства нарушения Суриным Д.В. положений законодательства о противодействии коррупции признала возможным применить иные меры, отличные от досрочного прекращения полномочий, а именно в виде освобождения от должности председателя постоянной комиссии Думы Арамильского городского округа по бюджету и экономической политике, с лишением права занимать должности в Думе о прекращении срока его полномочий.
В настоящее время административный ответчик устранил допущенные нарушения относительно недостоверных сведений за 2021 год. В уточненной декларации, в разделе 4 п.2. содержатся сведения по счету ответчика 40№40817810604900317040 открытому в ПАО Сбербанк» по сумме 3 448 202,14 руб. Сурин Д.В. является депутатом с19.09.2021, в период с 19.09.2021. по 31.12.2021 на счет ответчика поступило 929 764 руб., что менее общего с супругой дохода полученного за 2019-2021 годы.
В соответствии с ФЗ № 12 от 06.02.2023 «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» устранена обязанность депутатов представительных органов муниципальных образований, исполняющих полномочия на непостоянной основе, подавать сведения о доходах, кроме случаев, если ими была совершена сделка, сумма которой превышает общий доход супругов за последние три года.
На основании ст. 54 Конституции РФ, закон, который смягчает или отменяет ответственность за правонарушение либо иным образом улучшает положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до введения в действие данного закона.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-03 «О противодействии коррупции в Свердловской области» установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.
На основании ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Из анализа положений ч. ч. 7.1, 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что суд (наряду с представительным органом муниципального образования) правомочен принимать решение о досрочном прекращении полномочий лиц, занимающих муниципальные должности, в случае несоблюдения последними ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Таким образом, досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности.
Согласно ст. 54 Конституции Российской Федерации, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с ФЗ № 12 от 06.02.2023 № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутаты представительных органов муниципальных образований, исполняющие полномочия на непостоянной основе, будут подавать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей лишь в том случае, если ими была совершена сделка, сумма которой превышает общий доход супругов за последние три года.
Следовательно, с 01.03.2023 (дата вступления в силу Федерального закона от 06.02.2023 № 12-ФЗ) изменен порядок предоставления депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, сведений о своих доходах, и отменена обязанность депутатов представительных органов муниципальных образований, исполняющих полномочия на непостоянной основе, подавать сведения о доходах, кроме случаев, если ими была совершена сделка, сумма которой превышает общий доход супругов за последние три года.
Как следует из статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично - правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности, что относится и к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности за несоблюдение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в том числе, обязанность подавать сведения о доходах.
Статья 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации является нормой прямого действия, в связи с чем, судом отклоняются доводы о том, что внесенные в Федеральный закон № 273-ФЗ изменения на отношения, возникшие до введения их в действие, не распространяются.
Указание в законе на то, что норма об исключении обязанности для депутатов, осуществляющих свою деятельность на неосвобождаемой основе, распространяется на отношения, возникшие до 06.02.2023, лишено какого-либо смысла.
На момент рассмотрения настоящего дела состав правонарушения отсутствует в связи с отменой нормативных предписаний, к которым отсылали бланкетные нормы закона, а приданию обратной силы подлежит любой закон, устраняющий или смягчающий ответственность.
Принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших. Вследствие этого законодатель не может не предусмотреть механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания.
Таким образом, в Российской Федерации как правовом демократическом государстве привлечение виновного лица к публично-правовой ответственности, осуществляется на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправного общественно опасного деяния, при этом в случае усиления общественной опасности совершенного деяния и соответствующего изменения правового регулирования не допускается распространение на лицо, привлекаемое к такой ответственности, закона, ухудшающего его положение, в том числе посредством увеличения размера наказания, предусмотренного за его совершение, или замены его более строгой санкцией.
В то же время исходя из гуманистических соображений на такое лицо распространяются изменения закона, обусловленные снижением общественной опасности наказуемого деяния и ослаблением вследствие этого меры ответственности, т.е. изменения, которые - в контексте общеправового регулирования и с учетом всех правовых последствий нововведений в сложившейся структуре права - могут расцениваться как улучшающие правовое положение лица, совершившего противоправное деяние.
Иное понимание приведенных законоположений, действующих во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, прежде всего ее статьи 54, допускало бы возможность необоснованной формализации соответствующих правовых предписаний и их применение вопреки смыслу и роли законодательных изменений.
В данном конкретном случае, с учетом положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, полномочия депутата Думы Арамильского городского округа Сурина Д.В. не могут быть прекращены в связи с нарушением порядка подачи сведений о доходах, поскольку с 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2023 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" которым устранена обязанность по декларированию доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.
В данном случае в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства незаконных действий или бездействия административных ответчиков, которые привели к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Следовательно, для удовлетворения иска необходимо установление того, что действия или бездействия административных ответчиков повлекли за собой реальное нарушение или создало реальную угрозу нарушения прав и интересов административного истца. Таких доказательств суду не представлено.
Кроме того, в силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок на предъявление требований о признании незаконными бездействия Думы Арамильского городского округа должен исчисляться с 19.01.2023. Настоящий иск подан 10.07.2023 то есть за пределами трехмесячного срока, который истек 19.04.2023.
В соответствии с вышеуказанными положениями закона и разъяснениями у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сысертского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Арамильского городского округа к Думе Арамильского городского округа о признании незаконным бездействия, депутату Думы Арамильского городского округа Сурину ФИО10 о прекращении полномочий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Мурашов А.С.
Решение изготовлено 20.11.2023