Дело №2а-2081/2017 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре Абибулаевой Д.И., с участием: административного истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового заявления ФИО1 к прокуратуре Республики Крым, начальнику отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО5ФИО11, исполняющему обязанности начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО6 Казанник, начальнику управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Крым ФИО7, первому заместителю прокурора Республики Крым ФИО8, прокурору Республики Крым ФИО9 о признании действий незаконными, обязанности совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Республики Крым, в котором просил признать действия прокуратуры как нарушающие статью 33 Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации, обязать ответчика организовать для истца личный прием к прокурору Республики Крым, возместить истцу моральный ущерб в сумме один рубль. Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в принятии иска в части возмещения морального вреда. В остальной части определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск принят к производству суда. Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнял исковые требования, настаивал на возмещении морального вреда. Определениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в принятии к рассмотрению уточненных исковых требований о взыскании морального вреда. Определением от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из предмета заявленных истцом требований, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены должностные лица прокуратуры Республики Крым - начальник отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО5 Харута, исполняющий обязанности начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО6 Казанник, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Крым ФИО7, первый заместитель прокурора Республики Крым ФИО8, прокурор Республики Крым ФИО9 В административном исковом заявлении административный истец заявленные им требования мотивировал тем, что согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в органы государственной власти. Однако многократные обращения истца быть принятым на личном приеме у прокурора Республики Крым не были удовлетворены, отдел прокуратуры Республики Крым воспрепятствует этому. В судебном заседании административный истец заявленные им требования поддержал в полном объеме, указал, что неоднократно подавал обращения, записывался на личный прием к прокурору Республики Крым, однако незаконными действиями сотрудников прокуратуры Республики Крым в доступе ему было отказано, настаивал на том, что график личного приема граждан прокуратурой республики не утвержден, что также препятствует ему в реализации его конституционного права быть принятым на личном приеме у прокурора.Дополнительно пояснил, что попасть на личный прием к прокурору Республики Крым ему необходимо, в частности, в связи с тем, чтобы в дальнейшем имелась возможность в соответствии с требованиями Инструкции № обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации. Также в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ административным истцом заявлено устное ходатайство о вынесении частного определения в адрес должностных лиц прокуратуры Республики Крым ввиду их незаконных действий, а также необеспечения личной явки в судебное заседание. Представитель административных ответчиков против удовлетворения исковых требований возражала, мотивируя свою позицию тем, что в прокуратуру Республики Крым неоднократно поступали обращения административного истца с просьбой записать его на личный прием к прокурору республики. На указанные обращения были даны мотивированные ответы с отказом в удовлетворении требований. Административному истцу неоднократно разъяснялись положения Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым прокурор республики и его заместители ведут прием в соответствии с утвержденным прокурором республики графиком. Вышеуказанный график утвержден ДД.ММ.ГГГГ. При этом прокурор республики принимает по предварительной записи в случае отказа в удовлетворении требований одним из заместителей. При обращении на личный прием к прокурору административным истцом вышеуказанные требования соблюдены не были, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении поданных обращений. В удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения представитель административных ответчиков просила отказать, указывая на то, что действия сотрудников прокуратуры по рассмотрению обращений истца полностью соответствуют требованиям закона. Изучив материалы административного дела, исследовав материалы надзорного производства по рассмотрению обращений административного истца, заслушав пояснения сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему. Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (части 8,9 статьи 226 КАС Российской Федерации). Вопросы реализации гражданами Российской Федерации закрепленного в статье 46 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в статье 2 которого предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В соответствии со статьей 9 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Инструкция), обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. Организация приема заявителей в органах прокуратуры определена разделом 7 Инструкции. Пунктом 7.2 Инструкции определено, что начальники главных управлений, управлений (их заместители) принимают граждан с жалобами на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации подчиненными им должностными лицами, а начальники отделов - на решения руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур по вопросам, не требующим вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей. Прием Генеральным прокурором Российской Федерации (лицом, его замещающим) осуществляется при наличии ответа на обращение за подписью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, а также может быть организован по поручению Генерального прокурора Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации принимают граждан по вопросам, относящимся непосредственно к их компетенции, при наличии ответа на обращение за подписью начальника главного управления, управления или отдела (на правах управления). Согласно пункту 7.4 Инструкциив прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю (пункт 7.5 Инструкции). В целях обеспечения организации работы по рассмотрению и разрешению обращений в прокуратуре Республики Крым, а также исполнения требований Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации»исполняющим обязанности прокурора Республики Крым утвержден Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в прокуратуре Республики Крым». В соответствии с пунктом 31 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ прием граждан, представителей юридических лиц и объединений граждан осуществляется в установленные часы в день обращения работниками отдела по рассмотрению обращений и приему граждан, а также согласно утвержденному прокурором республики графику – его заместителями и руководителями подразделений прокуратуры республики. Прием граждан проводится ежедневно в соответствии с утвержденным графиком в приемной отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры республики (пункт 31.1 Приказа). Согласно пункту 32.2 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ прокурор республики и его заместители ведут прием граждан в соответствии с утвержденным прокурором республики графиком. Личный прием прокурором республики может быть организован по его прямому поручению. В соответствии с требованиями Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, положениями Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в прокуратуре Республики Крым» прокурором Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ утвержден график личного приема граждан прокурором Республики Крым, первым заместителем и заместителями прокурора республики, старшими помощниками прокурора республики, начальниками управлений и отделов прокуратуры республики. Согласно примечанию к вышеуказанному графику прокурор республики осуществляет личный прием граждан по предварительной записи в случае отказа в удовлетворении требований по предыдущим обращениям одним из заместителей. Личный прием прокурора республики может быть организован по его прямому поручению. Первый заместитель и заместители прокурора республики осуществляют личный прием граждан по предварительной записи в случае отказа в удовлетворении требований по предыдущим обращениям начальниками управлений (отделов на правах управлений). Начальники управлений (отделов на правах управлений) и отделов в составе управлений осуществляют личный прием граждан в случае отказа в удовлетворении требований по предыдущим обращениям прокурорами районного звена. В ходе судебного разбирательства административный истец настаивал на том, что график приема граждан, размещенный в доступном для граждан месте в здании прокуратуры Республики Крым, не утвержден в установленном порядке. Вместе с тем, как было установлено выше, данные доводы административного истца не соответствуют фактическим обстоятельствам, график приема граждан утвержден прокурором Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ. Проверяя соблюдение административным ответчиком требований закона при рассмотрении обращений административного истца о записи на личный прием к прокурору республики, судом установлено следующее. Как следует из материалов административного дела, установлено судом на основании изучения материалов надзорного производства в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в присутствии административного истца и представителя административных ответчиков, административный истец неоднократно обращался к прокурору Республики Крым с просьбой принять его на личном приеме. Согласно материалам дела, вышеуказанные обращения административного истца были зарегистрированы прокуратурой Республики Крым, в том числе, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При изучении материалов административного дела судом установлено, что вышеуказанные обращения адресованы одному лицу – прокурору Республики Крым КамшиловуФИО10 идентичны по своему содержанию. В вышеуказанных обращениях истец просит принять его на личном приеме прокурора по вопросу нарушения законности должностными лицами прокуратуры Крыма, указывая, что все требования Инструкции Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ им выполнены, материалы о нарушении законности, ранее поданные в прокуратуру, Республики Крым в копиях будут представлены. При этом судом установлено, что с одним и тем же обращением, датированным ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обращался в прокуратуру неоднократно, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации). Данный факт подтверждается, в частности,оттисками штампа входящей корреспонденции прокуратуры республики на копии обращения, представленной суду. По итогам рассмотрения обращений административного истца должностными лицами прокуратуры Республики Крым, ответственными за рассмотрение обращений граждан, в адрес ФИО1 направлялись письменные ответы с разъяснением, что прокурор осуществляет прием граждан по предварительной записи в случае отказа в удовлетворении требований заявителя одним из его заместителей. ФИО1 рекомендовано обратиться на личный прием к начальнику управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры республики ФИО7 Указано, что прием осуществляется каждую среду с 10.00 до 13.00. Из материалов административного дела следует, что все направленные на имя прокурора Республики Крым обращения о записи на личный прием рассмотрены в установленном порядке, на указанные обращения подготовлены мотивированные ответы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Данные о том, что административный истец в установленном порядке обращался с заявлением на личный прием к начальнику управления прокуратуры, первому заместителю и заместителям прокурора республики, с одним и тем же требованием, в удовлетворении которого ему было отказано,материалы дела не содержат. К материалам административного дела приобщено обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес первого заместителя прокурора Республики Крым ФИО8, с просьбой принять его на личном приеме. Данные о том, что на вышеуказанное обращение был подготовлен ответ по существу, административным ответчиком суду не представлено. Однако бездействие административного ответчика не является предметом судебного разбирательства, основания для выхода за пределы заявленных исковых требований отсутствуют. Вместе с тем суду также не представлено и доказательств того, что до обращения о записи на прием к первому заместителю прокурора административный истец в установленном порядке обращался к начальникам управлений прокуратуры. Сопоставив имеющиеся в материалах административного дела доказательства, связанные с рассмотрением обращений административного истца о записи на личный прием к прокурору Республики Крым, с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обращенияФИО1 рассмотреныв установленном законом и действующими подзаконными актами порядке. В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения административного дела факт нарушения со стороны ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также исходит из того, что орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Согласно пункту 62Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. В части заявленного ходатайства о вынесении частного определения суд полагает необходимым указать следующее. Согласно части 1 статьи 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении. Из содержания данной нормы следует, что вынесение частного определения направлено на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами, при этом принятие указанного судебного акта является правом, а не обязанностью суда. Учитывая, что в ходе рассмотрения административного дела не установлено нарушений прав административного истца, а также нарушений со стороны ответчиков требований закона, то оснований для вынесения частного определения не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов. На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит. Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, - РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска ФИО1 к прокуратуре Республики Крым, начальнику отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО5 Харута, исполняющему обязанности начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики ФИО6 Казанник, начальнику управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Крым ФИО7, первому заместителю прокурора Республики Крым ФИО8, прокурору Республики Крым ФИО9- отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) О.А. Гордиенко Решение принято судом в окончательной форме 18.08.2017 года. |