ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2082(2018) от 01.06.2018 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2082(2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 июня 2018 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

рассмотрев административное дело по заявлению Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Мотовилихинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми обратилась в суд с административным иском к Оголю Н.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, по земельному налогу и пени по налогам, указав в заявлении, что ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3875 рублей, транспортный налог за 2015 год в размере 3090 рублей, земельный налог за 2015 год в размере 487 рублей и направлено налоговое уведомление от 06.08.2016г. со сроком уплаты не позднее 01.12.2016г. В установленный законом срок сумма налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога не уплачены. За не уплату указанных налогов ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 41,01 рублей. Ответчику в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ было направлено требование: об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу в общей сумме 7452 рублей и пени по налогам в общей сумме 41,01 рублей со сроком добровольной уплаты до 14.02.2017г., которое до настоящего времени не исполнено. 10.11.2017г. мировой судья судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г.Перми отменил судебный приказ от 08.09.2017г. о взыскании задолженности, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.

На основании изложенного, просят взыскать с ФИО1 недоимку: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 85 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 3790 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 22,74 рублей, по транспортному налогу в сумме 3090 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 12,16рублей, по земельному налогу в сумме 487 рублей и пени по земельному налогу в сумме 2,92 рублей.

Определением суда от 28.04.2018г. сторонам в срок до 24.05.2018г. было предложено представить доказательства и мотивированный отзыв на исковое заявление.

Административный ответчик ФИО1 представил возражения по административному иску, указав, что не получал налоговое уведомление за 2015 год, в 2015 году он имел на иждивении 4 детей, из которых 3-е несовершеннолетних, его семья имеет статус малоимущей, в связи с чем он имеет льготы на перечисленные налоги.

От административного истца поступили возражения, из которых следует, что уведомление было направлено инспекцией ответчику по почте заказным письмом 17.09.2016г. по адресу регистрации ответчика, что подтверждается почтовым реестром, в связи с чем датой получения уведомления считается 26.09.2016г. Кроме того, ответчик зарегистрирован в информационном сервере «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» с 8.06.2016г., где налоговые органы информируют о всех начислениях и задолженности по имущественным налогам. Налогоплательщики –физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. По данным инспекции ответчиком не было подано заявление о предоставлении налоговой льготы. Таким образом, у инспекции отсутствовали основания исчислять суммы имущественных налогов за 2015 год с учетом налоговых льгот.

Дело, в соответствии с гл.33 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, путем исследования имеющихся в деле письменных доказательств (ч.1 статьи 292 КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Судом установлено, что ФИО1 в 2015 году являлся собственником автомобиля RENAULT LOGAN, государственный регистрационный знак ; земельного участка по адресу <адрес>; жилого дома по адресу: <адрес>; жилого дома по адресу <адрес>, в связи с чем административный ответчик являлся плательщиком транспортного и земельного налога, а также налога на имущество физических лиц.

Суд не может согласиться с доводами возражений административного ответчика о том, что ему не было направлено налоговое уведомление.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате налога, направленного заказным письмом. Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

В материалах дела имеется почтовый реестр от 17.09.2016г., подтверждающий направление ответчику налогового уведомления, соответственно имеются предусмотренные законом основания считать ответчика получившим данное уведомление.

Согласно ч.3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Согласно ч.6 ст. 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Сведения об обращении ФИО1 в налоговый орган с соответствующим заявлением о предоставлении льготы по уплате налогов материалы дела не содержат, доказательств этому ответчиком не предоставлено, в связи с чем суд не может согласиться с возражениями ответчика относительно того, что налоговые начисления произведены без учета льгот.

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным актом.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней, как до обращения в суд, так и в судебном порядке.

Как следует из ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пени в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 НК РФ.

В соответствии со ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацами вторым и третьим ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которого требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа.

Судом установлено, что Оголю Н.В. в связи с неуплатой транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, было направлено требование: об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 3090 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 15,35 рублей, по земельному налогу 487 рублей и пени - 2,92 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 85 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 3790 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 22,74 рублей со сроком добровольной уплаты до 14.02.2017г.

Как следует из материалов дела, 06.09.2017 года ИФНС по Мотовилихинскому району обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 08.09.2017г. мировым судьей судебного участка № 6 Мотовилихинского района вынесен судебный приказ. 10.11.2017г. определением мирового судьи судебный приказ был отменен, в суд ИФНС по Мотовилихинскому району обратилась 26.04.2018г.

С учетом вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, за вынесением судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в срок до 14.08.2017г. (т.е. в течение шести месяцев со дня истечение срока уплаты указанного в последнем требовании – до 14.02.2017г.). Однако с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС по Мотовилихинскому району обратилась 06.09.2017 года, то есть с пропуском установленного срока.

Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа, равно как и принятие мировым судьей заявления о выдаче судебного приказа не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

В материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа о восстановлении срока при подаче административного искового заявления в суд, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду административным истцом не представлено.

В связи с изложенным, в удовлетворении административного иска ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми к Оголю Н.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 85 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 3790 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 22,74 рублей, по транспортному налогу в сумме 3090 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 12,16 рублей, по земельному налогу в сумме 487 рублей и пени по земельному налогу в сумме 2,92 рублей следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Мотовилихинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 85 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 3790 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 22,74 рублей, по транспортному налогу в сумме 3090 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 12,16 рублей, по земельному налогу в сумме 487 рублей и пени по земельному налогу в сумме 2,92 рублей отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: