версия для печатиДЕЛО № 2а-2083/2018 (Решение)
Дело № 2а-2083/2018 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2018 года г. Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Чебанной О.М., при секретаре Архиповой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Негосударственному Образовательному учреждению среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, УСТАНОВИЛ: ГУ Министерства юстиции РФ обратилось в суд с иском к Негосударственному Образовательному учреждению среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, указывая, что 15.12.2010 Костикиным В.Н. (единственным учредителем) принято решение о создании Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж». 26.01.2011 Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации при ее создании (учетный № 2614040418). 03.02.2011 Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о вновь созданном юридическом лице (ОГРН 1112600000259, ИНН/КПП 2630045974/ 263001001). На основании ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно Плана проведения проверок некоммерческих организаций в 2018 году, утвержденного приказом Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю от 31.10.2017 № 449, в соответствии с распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 22.05.2018 № 488-р «О проведении плановой документарной проверки Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж»», в период с 03.07.2018 по 30.07.2018, проводилась плановая проверка Организации за период деятельности некоммерческой организации не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. Предметом проверки являлось установление соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации. 23.05.2018 Главным управлением в адрес Организации и на домашний адрес руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки Организации (исх.№ 26/03-4671). Уведомление, направленное в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа, вернулось отправителю, с пометками почтового отделения «истек срок хранения». Уведомление, направленное на домашний адрес руководителя, вернулось отправителю, с пометками почтового отделения «истек срок хранения». В нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», запрашиваемые документы к дате начала проведения проверки - 03.07.2018 Организацией представлены не были. Плановая проверка проведена по материалам учетного дела Организации, находящегося в Главном управлении, в результате чего, 30.07.2018 составлен акт проверки №80. В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: П. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», т.к. Организацией не представлены по запросу уполномоченного органа (Главного управления) запрашиваемые документы для проведения проверки, указанные в распоряжении от 22.05.2018 № 488-р. С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), в соответствии с п. 5 ст. 108 которого, наименования и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали привидению в соответствие с указанным федеральным законом не позднее 01.07.2016 с учетом особенностей, установленных пунктами 1-7 указанной нормы закона. 29.11.2016 Главным управлением в адрес Организации и на домашний адрес руководителя, было направлено письменное предупреждение (исх. № 26/03-10896), обязывающее руководящий орган Организации устранить выявленное нарушение законодательства, представив в Главное управление документы для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в срок до 20.02.2017. Предупреждение, направленное в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа, вернулось отправителю, с пометками почтового отделения «отсутствие адресата по указанному адресу». Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, вручено лично Костикину В.Н. 02.12.2016. Однако, руководитель Организации, надлежащим образом уведомленный необходимости приведения учредительных документов Организации в соответствие е Законом об образовании, требования Главного управления в установленный срок не исполнил. Кроме того, 30.11.2016 руководителю Организации направлено Информационное письмо (исх. № 26/03-11034) о возможности представления документов о внесении изменений в учредительные документы в электронном виде. Однако, документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации в Главное управление не представлены, нарушения не устранены. 20.02.2017 в Главное управление поступило заявление от руководителя Организации о продлении срока устранения выявленного нарушения по предупреждению от 29.11.2016 № 26/03-11034, до 20.03.2017. 22.02.2017 Главным управлением, в соответствии с п. 84 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организации заявленным требованиям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, срок устранения нарушения по предупреждению от 29.11.2016 № 26/03-10896 продлен до 20.03.2017. Информационное письмо о продлении срока направлено Главным управлением в адрес Организации и на домашний адрес руководителя 22.02.2017 (исх. № 26/03-1336). Информационное письмо, направленное в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа, вернулось отправителю, с пометками почтового отделения «истек срок хранения». Информационное письмо, направленное на домашний адрес руководителя, вручено лично Костикину В.Н. 11.03.2017. Однако, руководитель Организации, надлежащим образом уведомленный о необходимости устранения нарушения по предупреждению от 29.11.2016 № 26/03-10896, в установленный срок - до 20.03.2017, документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации в Главное управление не представил, нарушение не устранил. В связи с не устранением нарушения (не приведением наименования и устава Организации в соответствие с Законом об образовании) по предупреждению от 29.11.2016 № 26/03-10896, Главным управлением в адрес Организации и на домашний адрес руководителя, было неоднократно направлялись повторные предупреждения (исх. от 17.05.2017 № 26/03-3620, от 28.07.2017 № 26/03-6165), обязывающие руководящий орган Организации устранить выявленные нарушения законодательства, представив в Главное управление документы для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Предупреждения, направленные в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа, вернулись отправителю, с пометками почтового отделения «истек срок хранения» и «отсутствие адресата по указанному адресу». В нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», Организацией не предоставлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организации, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2017 год. В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в установленный законодательством трехдневный срок не представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений, в связи с изменением адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации. Однако, законные требования Главного управления в установленные сроки Организацией не исполнены. С учетом вышеуказанных нарушений, согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица. Просит суд ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель Министерства юстиции РФ по доверенности Овчинникова Д.С., будучи надлежащем образом извещена о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает полностью по доводам, изложенным в иске. Административный ответчик НОУ СПО «Минераловодский многопрофильный колледж», будучи надлежащем образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Направленная с уведомлением судебная корреспонденция по юридическому адресу ответчика (по данным ЕГРЮЛ г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, 89), возвращена в адрес суда с отметками об истечении сроков хранения на почтовом отделении связи. В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд признал неявку ответчика не препятствующей рассмотрению и разрешению административного дела и счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель МРИ ФНС России № 9 по СК, будучи надлежащем образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Суд, исследовав материалы дела, считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра. Порядок рассмотрения административных дел о ликвидации общественного объединения установлен главой 27 КАС РФ. В свою очередь ст. 262 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанного объединения. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. В силу части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения. Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России. Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом. В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705. Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами. Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом. Так материалами дела установлено, что 26.01.2011г. Управлением Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» (распоряжение о государственной регистрации № 61 от 26.01.2011 г.) далее НОУСПО «Минераловодский многопрофильный колледж». 03.02.2011 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице (ОГРН 1112600000259), юридический адрес (место нахождения): Ставропольский край, Минераловодский район, г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, д. 89. В своей деятельности Организация руководствуется Уставом, утвержденным решением учредителя (решение № 1 от 15.12.2010 г.). В связи с вступлением в силу с 01.09.2013 года Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с указанным федеральным законом не позднее 01.07.2016 года с учетом особенностей, установленных пунктами 1-7 данной нормы закона. В период с 29.11.2016 г. по 20.03.2017 г. Главным управлением в адрес руководителя НОУСПО «ММК» направлялись предупреждения об устранении нарушений и приведении учредительных документов в соответствии с действующим законодательством, которые выполнены не были, нарушение не устранено. В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №-7ФЗ) НОУСПО «ММК» не представило документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2017 г. В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в установленный законодательством трехдневный срок организацией не представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений, в связи с изменением адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации. Кроме того, согласно плана проведения проверок некоммерческих организаций в 2018 году, утвержденного приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 31 октября 2017 года, была назначена плановая документарная проверка в отношении указанного Учреждения в период с 03.07.2018 по 30.07.2018 г., в соответствии с распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 22.05.2018 года № 488-р «О проведении плановой документарной проверки Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» за период деятельности некоммерческой организации не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. 23.05.2018 г. в адрес постоянно действующего руководящего органа НОУСПО «ММК» и на домашний адрес руководителя, было направлено уведомление о проведении документарной проверки Учреждения (исх. № 26/03- 4671). Почтовое отправление, направленное на юридический адрес Учреждения не получено адресатом, в связи с тем, что срок хранения истек, (уведомление), почтовое отправление, направленное на физический адрес Учреждения получено адресатом лично (уведомление ). В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», запрашиваемые документы к дате начала проведения проверки – 03.07.2018 г. НОУСПО «ММК» не были представлены. 30.07.2018 г. по результатам проверки был составлен акт № 80, которым установлено, что -в нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-Ф3 «О некоммерческих организациях» Учреждением не представлены по запросу уполномоченного органа (Главного управления) запрашиваемые документы для проверки, указанные в распоряжении №488-р от 22.05.2018 года; -в нарушение п. 5 ст.108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали привидению в соответствие с указанным федеральным законом не позднее 01.07.2016 с учетом особенностей, установленных пунктами 1-7 указанной нормы закона. По итогам проверки в соответствии с п. 5 ст.32 Закона №7-ФЗ Главным управлением 29.11.2016 г. вынесено предупреждение об устранении нарушений до 20.02.2017 г. и направлено в адрес постоянно действующего руководящего органа и по домашнему адресу руководителя некоммерческой организации (исх. 26/03-10896). Почтовое отправление возвращено отделением почты по причине истечение срока хранения, почтовое уведомление, направленное на домашний адрес руководителя по сведения сайта почта России также не вручено по причине неудачная попытка вручения. Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, вручено лично Костикину В.Н. 02.12.2016 г. Таким образом, требование Главного управления Министерства юстиции Российской по Ставропольскому краю выполнены не были, допущенное организацией нарушение не устранено. Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих устранение нарушений, возложенных на некоммерческую организацию положениями ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что свидетельствует о том, что НОУСПО «ММК» не ведет уставную деятельность, не служит для достижения целей, ради которых оно было создано. Более того неисполнение положений Устава является нарушением п. 2 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях», так как требования учредительных документов Учреждения обязательны для исполнения самим Учреждением, ее учредителями (участниками). С учетом установленных обстоятельств, учитывая, что в соответствии с п. 10 ст. 32 Закона №7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, заявленный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Исходя из положений п. 9 ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация общественной организации считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В связи с чем, требование истца об исключении сведений о юридическом лице - НОУСПО «ММК» из ЕГРЮЛ обосновано и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю –удовлетворить. Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодский многопрофильный колледж» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (20 октября 2018 года). Председательствующий –подпись копия верна: Судья - Секретарь – |