ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2083/2022 от 05.07.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-2083/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильевой Антонины Владимировны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия,

установил:

Васильева А.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о: признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-3971/22 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:0640016395, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:0640016395, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 как ребенок войны обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов, однако административным ответчиком в предоставлении государственной услуги отказано, поскольку поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по снованиям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный отказ административный истец считает незаконным, принятым по надуманным основаниям, поскольку содержит информацию, не соответствующую сведения Единого государственного реестра недвижимости Российской Федерации. Данные обстоятельства являются очевидным нарушением прав и законных интересов административного истца, создающим препятствия к их осуществлению.

В судебное заседание стороны не явились, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» гражданам, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

К категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся: граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны) (пункт 3 статьи 17 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС).

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имея статус ребенка войны, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:064001:395, расположенного по адресу: <адрес> в аренду без проведения торгов.

ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> дан ответ № ГУ-исх-3971/22, согласно которому в предоставлении государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, без проведения торгов» в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-АР, отказано на основании подпункта 12 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности <адрес>.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени <адрес> управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).

Согласно пункту 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пунктом 12 указанной статьи установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Вместе с тем, в нарушение указанной нормы процессуального закона административным ответчиком указанная обязанность не исполнена, доказательств законности обжалуемого отказа в предоставлении государственной услуги суду не представлено, документы, на основании которых был принят такой отказ, а именно заявление о проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка или аукциона на право заключения договора его аренды, суду не представлены. Соответственно, отсутствуют доказательства наличия оснований для отказа ФИО2 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:0640016395, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов.

Таким образом, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении ее требований с возложением обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-3971/22 в предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 91:01:0640016395, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:0640016395, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 19.07.2022.