ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2084/18 от 23.08.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2084/2018 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, в котором с учетом уточненного требования, просит признать заключение исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 полностью незаконным.

В обоснование административного иска Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ «Байкалрыбвод», в ходе которой установлены нарушения, допущенные Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

В ходе проверки установлено, что 17.03.2017 на основании представленных материалов ФГБНУ «Госрыбцентр» проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания при обустройстве и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 (далее – Оценка воздействия, Оценка).

В соответствии с заключением и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту: «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 по результатам рассмотрения проектной документации в составе: заявки ООО «Ривьера», программы работ в электронном виде, Оценки воздействия, Управлением согласована деятельность ООО «Ривьера» при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.

Указанное заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства является незаконным и противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п.3).

На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 №683 (далее – Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

На основании п.8.1.15 Положения Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.

На основании пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, которые в настоящее время установлены приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» (далее – Приказ).

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий (п.1.2 Приказа).

Порядок определения негативного воздействия (вреда) от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы в настоящее время установлен Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 (далее – Методика).

Результатами воздействия факторов, возникающих в результате осуществления планируемой деятельности ООО «Ривьера» по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 будут являться: снижение рыбопробуктивности водоема в результате сокращения стока – среды обитания гидробионтов – с деформированной поверхности водосборной площади Братского водохранилища; частичная гибель организмов зоопланктона в зоне повышенной мутности на участке работ; полная гибель кормовых организмов зообентоса на участке проведения работ по углублению береговой полосы Братского водохранилища;

В результате неверного применения коэффициентов длительности восстановления теряемых водных биоресурсов, коэффициентов эффективности использования пищи на рост (доля потребленной пищи, используемая организмом на формирование массы своего тела), коэффициентов для перевода биомассы кормовых организмов в продукцию кормовых организмов (продукционный коэффициент) Филиалом были недостоверно произведены расчеты и установлены общие потери (размер вреда) водных биоресурсов в результате планируемой деятельности ООО «Ривьера».

Кроме того, при проведении оценки воздействия на водные биологические ресурсы не учтено, что при осуществлении деятельности по транспортировке круглого леса, причаливанию и разгрузке барж в водоохраной зоне залива Дондир Братского водохранилища, создается зона турбулентности потока воды, также взмучивание дна водоема и гидроудар от работающих движителей (винтов), что в свою очередь влечет за собой повышение содержания взвешенных частиц в воде, нарушает структуру биотопов речных биоценозов, динамику численности, трофические взаимоотношения гидробионтов, что в конечном итоге также приводит к снижению продукционных возможностей водоемов. В результате, указанные выше обстоятельства приведут к нарушению кормовой базы и условий размножения рыб и водных беспозвоночных.

Так как в результате деятельности ООО «Ривьера» по причаливанию и маневрированию судов с целью разгрузки древесины в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 причиняется вред водным биоресурсам, в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, то данный ущерб (потери) также подлежит расчету в соответствии с Методикой (п. 47).

Вместе с тем, при произведении оценки соответствующие потери не были определены. Таким образом, Оценка воздействия произведена не в полном объеме. При этом при проведении аналогичны оценок воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05, указанные потери были рассчитаны.

Кроме того, в соответствии с разделом «Рекомендации по охране водных биоресурсов» Оценки воздействия для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в процессе ведения хозяйственной деятельности на территории участка ООО «Ривьера» должно осуществлять производственный экологический контроль.

ООО «Ривьера» в составе материалов, представленных в Ангаро-Байкальское управление Росрыболовства не представлены программа производственного экологического контроля по осуществляемой деятельности, не проведены мониторинговые исследования влияния хозяйственной деятельности ООО «Ривьера» на водные биоресурсы залива Дондир Братского водохранилища, и не произведен расчет возможного вреда водным биоресурсам.

В связи с этим, в нарушение требований п.1.6 Приказа, не достигнуты результаты оценки воздействия на окружающую среду, а именно, не получена информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.

В результате деятельности ООО «Ривьера» по транспортировке водным путем, а также по приему и отгрузке древесины, маневрированию и причаливанию судов в заливе Дондир Братского водохранилище, в соответствии с вышеприведенными доказательствами, причиняется ущерб водным биоресурсам в виде потерь водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, а также зообентоса.

Однако, в нарушение п. 1.6 Приказа, указанный ущерб при проведении Оценки воздействия не определен, что указывает на недостижение результатов Оценки воздействия на водные биоресурсы.

В результате непроизведения расчета ущерба, причиняемого водным биоресурсам при осуществлении ООО «Ривьера» хозяйственной деятельности, организацией в порядке, предусмотренном Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, не проводятся мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Вместе с тем, материалы Оценки воздействия на водные биоресурсы не содержат в себе сведений об информировании заказчиком – ООО «Ривьера» общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Оценкой, разгрузочные работы ООО «Ривьера» осуществляются с использованием кранов, грузового транспорта, которые располагаются в водоохранной и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища. Также земельный участок в районе залива Дондир расположенный в водоохранной зоне используется Обществом для приемки и разгрузки древесины.

При этом, в Оценке воздействия отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки и движения автомобильной техники при проведении работ по разгрузке древесины.

В водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п.1 ст.65 Водного кодекса РФ). Таким образом, отсутствие в Оценке воздействия и иных материалах указанных сведений свидетельствует о том, что документация не соответствует требованиям водного законодательства.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что материалы оценки воздействия не соответствуют требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» является основанием для отказа в согласовании осуществления деятельности органами Росрыболовства.

Вместе с тем в нарушение требований п.3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, в соответствии с заключением № ИС-1386 от 28.04.2017 деятельность ООО «Ривьера» по обустройству и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 Ангаро – Байкальским территориальным управлением Росрыболовства была согласована.

Таким образом, заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 противоречит ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятому во исполнение указанного федерального закона - Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам, изложенным в административном иске, суду пояснила, что требования являются обоснованными, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 06.08.2018. Ранее было удовлетворено ходатайство об участии представителя ответчика в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи через Советский районный суд г. Улан-Удэ. По информации Советского районного суда г. Улан-Удэ представитель ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и представитель заинтересованного лица ФГБУ "Главрыбвод" в зал судебного заседания, предназначенного для использования систем ВКС, не явились.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО "Ривьера" не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 07.08.2018.

Определением суда от 04.06.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Задорожный А.А., Байкальский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства», Байкальский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Госрыбцентр».

В судебное заседание заинтересованное лицо и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Задорожный А.А. не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 06.08.2018.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Байкальского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 07.08.2018, ранее направил в суд письменные возражения на административный иск природоохранного прокурора, согласно которым полагает, что нарушений пунктов Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" не имеется.

Данный Приказ был утверждён в целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе», в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

В Байкальском филиале ФГБНУ «Госрыбцентр» проводилась Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам хозяйственной деятельности, которая уже осуществлялась организацией ранее. Байкальский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр» не имел полномочий проводить Оценку воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания была необходима ООО «Ривьера» только для согласования деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным Управлением Росрыболовства.

Поскольку, деятельность ООО «Ривьера» не нуждалась в прохождении государственной экологической экспертизы, следовательно, Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" не может быть применён к оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, подготовленной нами.

Указанное положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ООО «Ривьера» не планировало разрабатывать какую-либо проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкцию объектов, следовательно, к деятельности ООО «Ривьера» не применяются требования законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные со строительством или созданием, реконструкцией, техническим перевооружением объектов, в том числе опасных. Таким образом, деятельность ООО «Ривьера» не является объектом государственной экологической экспертизы.

Поэтому, нарушить пункты 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.4, 2.6, 3.2, 3.2.3, 4.11, 4.2, 4.3, 5.2, Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" Ангаро-Байкальское территориальное Управление Росрыболовства не могло.

ООО «Ривьера» использует земельный участок площадью 1800 м в заливе Дондир только для выгрузки круглого леса, доставленного баржами. Никакой вырубки леса на рассматриваемом участке не планировалось и не производилось, на участке отсутствует лесной покров, следовательно, срок восстановления был применен корректно.

При этом, полагает, что при проведении расчетов природоохранным прокурором не были использованы нормативные документы, с расчетом представитель заинтересованного лица не согласен, считая, что приведенные в исковом заявлении сведения содержат околонаучные рассуждения общего характера, которые не могут являться достаточным основанием для иска.

Считает, что рассматриваемое заключение о согласовании деятельности ООО «Ривьера» при обустройстве и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-13010000, выданное АБТУР, не противоречит требованиям природоохранного законодательства.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Байкальского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Госрыбцентр» не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 07.08.2018.

Определением суда от 03.07.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетного учреждения «Главрыбвод».

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод» не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменные возражения на административный иск, в котором указал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями Братского межрайонного природоохранного прокурора. В Байкальском филиале ФГБУ «Госрыбцентр» проводилась Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам хозяйственной деятельности, а не на окружающую среду, так как БФ ФГБУ «Госрыбцентр» не имеет полномочий проводить Оценку воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания подготовлена по "Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам", утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 г. № 1166.

Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания была необходима предприятиям для согласования деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным Управлением Росрыболовства.

Экологическую экспертизу проходят в соответствии с Федеральном законом от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ст. 11 «Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня» и ст. 12 «Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня» деятельность ООО «Ривьера» по объекту: «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск. П-130110000» не подходит к пунктам 11 и 12 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в связи с чем, не нуждается в прохождении государственной экологической экспертизы. Следовательно, Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" не может быть применён к оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, подготовленной БФ ФГБНУ «Госрыбцентр».

Вместе с тем, указывает, что арендуемый участок частично покрыт травянистой растительностью, а какие либо хвойные породы лесов на земельном участке отсутствуют, что противоречит доводу административного истца.

Кроме того, расчеты вреда вследствие гибели зоопланктона при работе, движителей (винтов) буксиров по выше описанным объектам были проведены с соблюдением корректного подхода к оценке воздействия, так как данные объекты относятся к объектам долгосрочного действия.

Расчет по гибели зообентоса и зоопланктона для рассматриваемого проекта не проводился в связи с тем, что доставка древесины до потребителя в город Братск осуществляется водным транспортом на баржах по Братскому водохранилищу. Подачей баржи, их буксировкой занимается по отдельному договору другое предприятие, то есть заготовкой древесины и транспортировкой древесины по водохранилищу занимаются разные организации, в связи с чем должна быть отдельная Оценка воздействия на водные биоресурсы и отдельное согласование с АБТУР.

В оценке воздействия на водные биоресурсы применяются коэффициенты, характеризующие биопродукционные процессы в водных объектах. Методика расчета вреда допускает использование коэффициентов близлежащих регионов. Значение коэффициента Кг в водных объектах ближайших регионов составляет от 6 (водные объекты Красноярского края) до 11 (бассейн р. Амур).

Полагает, что заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 № ИС-1386 от 28.04.2017» издано с соблюдением требований нормативных правовых актов и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, а требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п.3).

Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ «Байкалрыбвод», в ходе которой установлены нарушения, допущенные Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства, что подтверждается актом о результатах проверки от 19.04.2018 г.

В ходе проверки установлено, что 17.03.2017 на основании представленных материалов ФГБНУ «Госрыбцентр» проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания при обустройстве и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 (далее – Оценка воздействия, Оценка).

Деятельность, которая была согласована, осуществляется на территории, поднадзорной Братской межрайонной природоохранной прокуратуре - залив Дондир Братского водохранилища.

В соответствии с п. 3.2 Положения о Братской межрайонной природоохранной прокуратуре, утвержденного Приказом прокурором Иркутской области от 17.06.2013г. № 43, на природоохранную прокуратуру возлагается в соответствии с планом работы проведение проверок органов государственной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления по фактам нарушений природоохранного законодательства, в пределах территорий которых осуществляет надзор Братская межрайонная природоохранная прокуратура.

На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 №683 (далее – Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

На основании п.8.1.15 Положения Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки Братской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что 17.03.2017 на основании представленных материалов ФГБНУ «Госрыбцентр» проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания при обустройстве и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта Братского водохранилища при ведении хозяйственной деятельности ООО «Ривьера»».

Оценка воздействия на окружающую среду и исчисление размера вреда, причиненного водным биоресурсам, выполнены ФГБУ «Байкалрыбвод» в рамках предоставленных полномочий, предусмотренных Уставом учреждения, утверждённым Приказом Федеральным агентством по рыболовству 31 мая 2011г. № 524, на основании свидетельства об аккредитации от 25 февраля 2014г. № РОСС RU. 001. 410192.

Как следует из заключения и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту: «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 по результатам рассмотрения проектной документации в составе: заявки ООО «Ривьера», программы работ в электронном виде, Оценки воздействия, Управлением согласована деятельность ООО «Ривьера» при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В соответствии с п.65 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015г. № 381 (далее - Регламент), по результатам рассмотрения прилагаемой к заявке проектной документации определяет соответствие (несоответствие) проектной документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды, оформляет результаты предоставления государственной услуги - должностное лицо структурного подразделения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства), ответственное за рассмотрение заявки и проектной документации.

Согласно п.63 Регламента подведомственные организации Росрыболовства, к числу которых относится ФГБНУ «Госрыбцентр», лишь вправе представить информации, либо предложения по результатам рассмотрения заявки и прилагаемой к ней проектной документации.

Таким образом, окончательное решение и определение соответствия либо несоответствия представленной проектной документации требованиям законодательства, то есть проверку документации, осуществляет именно должностное лицо органов Росрыболовства.

При этом согласно п. 62 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Росрыболовства, ответственное за рассмотрение заявки и прилагаемой к ней проектной документации, обеспечивает направление заявки и прилагаемой к ней проектной документации в срок, не превышающий 5 календарных дней с даты их регистрации в Росрыболовстве в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации" (далее - ФГБУ "ЦУРЭН") для рассмотрения, подготовки и представления в ответственное структурное подразделение Росрыболовства информации о соответствии планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б"-"ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380, или предложений о необходимости доработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Вместе с тем, сведения о направлении заявки и прилагаемой к ней проектной документации в ФГБУ «ЦУРЭН» АБТУР не представлены, что свидетельствует о нарушении административной процедуры оказания государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении о незаконности оценки воздействия, проведенной ФГБУ «Главрыбвод» и принятого по результатам ее рассмотрения заключения о согласовании деятельности Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства, подтверждаются представленными материалами проверки, в том числе материалами иных оценок воздействия проведенных ФГБУ «Главрыбвод», научными статьями, актом проверки. При этом вывод о несоответствии заключения о согласования, оценки воздействия требованиям законодательства сделан исключительно по результатам анализа положений закона, в том числе Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. № 1166, Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372, Водного кодекса РФ, Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, Постановления Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 и сопоставления заключения о согласовании, оценки воздействия с требованиями действующего законодательства.

Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит в т.ч. меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в т.ч.:

- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (т.е. расчет ущерба);

- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2, пунктом 7 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

В силу ч. 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, которые в настоящее время установлены приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ».

В связи с этим, требования указанного Приказа распространяются на проведенную ФГБУ «Байкалрыбвод» оценку воздействия деятельности ООО «Ривьера» на водные биоресурсы, в том числе пункты 1.5, 1.6, 2.6, которые были нарушены ФГБУ «Байкалрыбвод».

При этом, в соответствии с п. 20 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду из обитания, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 №381, предоставление государственной услуги по проведению оценки воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания должно осуществляться в соответствии с приказом Госкомэкологии №372 от 16.05.2000 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а также Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу (п.1.1 Приказа).

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий (п.1.2 Приказа).

Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии..

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду..

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п.п. 1.4, 1.5 Приказа).

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности) (п.2.1 Приказа).

Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности) (п.2.4 Приказа).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы) (п.2.6 Приказа).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п. 3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы (п.5.2 Приказа).

Доводы представителя заинтересованного лица Байкальского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр" о том, что Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 не является нормативным документом, регламентирующим деятельность АБТУР, судом не принимается, поскольку является необоснованным.

В пункте 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, указано, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании и внедрении новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «6» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время указанные требования установлены Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

В связи с этим, требования указанного Приказа распространяются на проведенную ФГБНУ «Госрыбцентр» оценку воздействия деятельности ООО «Ривьера» на водные биоресурсы, который был нарушен ФГБНУ «Госрыбцентр».

Порядок определения негативного воздействия (вреда) от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы в настоящее время установлен Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166.

В соответствии с разделом Оценки «Характеристика планируемой деятельности» воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания при обустройстве и эксплуатации земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 ООО «Ривьера» осуществляется деятельность по разгрузке лес, доставляемого баржами в заливе Дондир Братского водохранилища в районе речного порта 594,1-594,4 км. по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000. Программой работ запланировано углубление береговой полосы. Необходимость производства углубления береговой полосы для подхода барж обусловлена изменением уровней Братского водохранилища до 2,5 метров за навигацию. Длина углубляемого участка составит 300 м., ширина – 2-3 м. Углубление производится плавкраном с выемкой грунт на берег с дальнейшей планировкой по береговой полосе. Продолжительность работ – 2 дня. Объем поставки пиловочника за период навигации 2017 года в районе залива Дондир ориентировочно составляет 3 000 кум. метров в месяц. Общий объем поставляемого пиловочника на берег Дондир за навигацию 2017 года составил 15 000 кум. метров. По прибытии баржи производится выгрузка пиловочника на отведенный берег по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000. В дальнейшем пиловочник загружают на автомобили, принадлежащие ООО «Ривьера» и перевозят в ООО «Группа Илим». Земельный участок площадью 1 800 м2. используется только для выгрузки круглого леса, доставленного баржами. Доставка леса сплавом не предусмотрена. Срок эксплуатации земельного участка составляет 5 лет.

Согласно разделу Оценки «Оценка воздействия на водные биологические ресурсы» при осуществлении деятельности ООО «Ривьера» по разгрузке барж с лесом и углублению береговой полосы негативное воздействие при проведении планируемых работ будет выражаться в нарушении поверхности водосборной территории Братского водохранилища из-за работ по углублению береговой полосы. При осуществлении деятельности по разгрузке леса на ранее отведенной территории нарушения условий формирования стока происходить не будет.

Вместе с тем, необходимо учесть, что при нарушении поверхности водосборной площади снижаются инфильтрационные способности почвенного покрова на затронутой строительством водосборной территории. Это влечет не только снижение количества поверхностного и внутрипочвенного стока, но и изменение его качества.

Следствием нарушения рельефа на водосборной площади бассейна рек и озер является сокращение естественного стока, что негативно сказывается на водных биоресурсах и среде их обитания, поскольку при сокращении поверхностного стока наблюдается снижение жизненного пространства рыб, ухудшение условий нагула и снижение рыбопродуктивности водоема.

При проведении работ по углублению береговой полосы произойдет нарушение участков дна Братского водохранилища.

Осуществление работ по углублению береговой полосы влечет за собой негативные изменения условий нагула. Непосредственно на участках русловых работ уничтожаются донные организмы, которые в основном формируют кормовую базу рыб. При этом негативное воздействие будет носить временный характер, поскольку со временем на углубленном участке вновь образуется сообщество зообентоса.

При выемке грунта экскаватором на участке углубления будет образована зона повышенной мутности воды. Поскольку на рассматриваемом участке залива течение практически отсутствует, повышенная мутность будет наблюдаться только на участке работ. В данном объеме воды произойдет гибель организмов зоопланктона.

На участке работ не имеется выраженной поймы, пригодной для нереста и нагула фитофильных видов рыб, поэтому расчет при нарушении береговой полосы при планировке вынутого грунта производится по нарушению условий стока с нарушенной поверхности.

Таким образом, результатами воздействия вышеперечисленных факторов, возникающих в результате осуществления планируемой деятельности ООО «Ривьера» по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 будут являться: снижение рыбопродуктивности водоема в результате сокращения стока – среды обитания гидробионтов – с деформированной поверхности водосборной площади Братского водохранилища.; частичная гибель организмов зоопланктона в зоне повышенной мутности на участке работ; полная гибель кормовых организмов зообентоса на участке проведения работ по углублению береговой полосы Братского водохранилища;

При этом, суд соглашается с расчетом ущерба, произведенного в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. № 1166.

Как следует из пояснений помощника прокурора, по имеющимся данным (A.А. Поромов, В.Б. Воронков, канд. экон. наук А.В. Хатунцов, журнал «Рыбное хозяйство», № 6, 2015г.), продолжительность восстановления хвойных пород лесов, преобладающих на территории Иркутской области, до естественных значений коэффициента стока составляет 40 лет.

Согласно сведениям, представленным Министерством лесного комплекса Иркутской области, продолжительность восстановления лесов по сосновой хозсекции категории молодняки – 1-й и 2-й классы возраста – до 40 лет, по кедровой хозсекции категории молодняки – до 80 лет.

Доводы ФГБНУ "Госрыбцентр" о том, что при расчете ущерба, причиненного водным биоресурсам, применены верные и обоснованные коэффициенты и сроки, суд находит не обоснованным. Так, в оценке указано, что восстановление деформированной поверхности предусмотрено естественным способом. При этом срок восстановления экосистемы до естественного состояния с момента окончания негативного воздействия составляет 10 лет. В обоснование указанного срока восстановления, приведена статья Поромова, Воронкова, Хатунцова «Определение потерь водных биоресурсов в результате перераспределения естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна» Журнал «Рыбное хозяйство» №6.

При анализе названой статьи, установлено, что в таблице 2 «Восстановление основных типов природных сообществ России до естественных значений коэффициента стока», приведен срок восстановления для хвойных лесов, преобладающих на территории Иркутской области, который составляет 40 лет. Кроме того, в соответствии с письмом министерства лесного комплекса, срок восстановления экосистемы составляет до 40 лет.

Таким образом, оценка воздействия на водные биологические ресурсы не имеет в себе какого-либо научного обоснования примененного срока восстановления экосистемы, который является одной из составляющих при расчете вреда причиненного водным биоресурсам от сокращения (перераспределения) естественного стока.

Кроме того, коэффициенты, примененные при расчете ущерба водным биоресурсам в результате гибели зообентоса и зоопланктона от проведения работ по углублению дна водоема, не соответствуют требованиям действующей Методики. Ссылки на какие-либо результаты исследований, либо научные труды, в оценке воздействия не приведены, следовательно, научного обоснования применения именно данного коэффициента в оценке нет.

Таким образом, в произведенном расчете ущерба ФГБУ «ЦУРЭН» неверно указан срок восстановления лесного покрова, являющийся составляющим коэффициента длительности восстановления теряемых водных биоресурсов.

В соответствии с Оценкой воздействия при выемке грунта экскаватором на участке углубления будет образована зона повышенной мутности воды. Поскольку на рассматриваемом участке залива течение практически отсутствует, повышенная мутность будет наблюдаться только на участке работ. В данном объеме воды произойдет гибель организмов зоопланктона.

Таким образом, в результате неверного применения коэффициентов длительности восстановления теряемых водных биоресурсов, коэффициентов эффективности использования пищи на рост (доля потребленной пищи, используемая организмом на формирование массы своего тела), коэффициентов для перевода биомассы кормовых организмов в продукцию кормовых организмов (продукционный коэффициент) Филиалом были недостоверно произведены расчеты и установлены общие потери (размер вреда) водных биоресурсов в результате планируемой деятельности ООО «Ривьера».

Кроме того, при проведении оценки воздействия на водные биологические ресурсы не учтено, что при осуществлении деятельности по транспортировке круглого леса, причаливанию и разгрузке барж в водоохраной зоне залива Дондир Братского водохранилища, создается зона турбулентности потока воды, также взмучивание дна водоема и гидроудар от работающих движителей (винтов), что в свою очередь влечет за собой повышение содержания взвешенных частиц в воде, нарушает структуру биотопов речных биоценозов, динамику численности, трофические взаимоотношения гидробионтов, что в конечном итоге также приводит к снижению продукционных возможностей водоемов. В результате, указанные выше обстоятельства приведут к нарушению кормовой базы и условий размножения рыб и водных беспозвоночных.

Указанный вывод подтверждается и иными Оценками воздействия, проведенными ФГБУ «Главрыбвод»: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05.

Таким образом, так как в результате деятельности ООО «Ривьера» по причаливанию и маневрированию судов с целью разгрузки древесины в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000 причиняется вред водным биоресурсам, в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, то данный ущерб (потери) также подлежит расчету в соответствии с Методикой (п. 47).

Вместе с тем, при произведении оценки соответствующие потери не были определены. Таким образом, Оценка воздействия произведена не в полном объеме. При этом при проведении аналогичны оценок воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05, указанные потери были рассчитаны.

Доводы ФГБНУ "Госрыбцентр" о том, что пункт 47 Методики используется исключительно при определении потерь водных биоресурсов при заборе воды из водного объекта рыбохозяйственного значения от гибели зоопланктона также не обоснованы, так как согласно пункту 47 Методики формула 5 главы III используется также для определения потерь водных биоресурсов в случае гибели зоопланктона в шлейфах взвеси буровых отходов, донных осадков при грунтовых работах или других вредных примесей. Так, при проведении оценки не учтено, что при осуществлении деятельности по транспортировке круглого леса, причаливанию и разгрузке барж при помощи плавкранов создается зона турбулентности потока воды, взмучивание дна водоема и гидроудары от работающих движителей(винтов), в результате чего происходит нарушение кормовой базы и условий размножения рыб и рыбных беспозвоночных. При этом факт не причинения вреда ВБР научно не обоснован, результаты исследований, подтверждающие данное обстоятельство отсутствуют, также интересуемые расчеты проведены в других оценках воздействия, указанных в исковом заявлении прокурора.

Кроме того, в соответствии с разделом «Рекомендации по охране водных биоресурсов» Оценки воздействия для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в процессе ведения хозяйственной деятельности на территории участка ООО «Ривьера» должно осуществлять производственный экологический контроль.

Производственный экологический контроль осуществляется путем натурального обследования рассматриваемого земельного участка, а также прилегающих к нему территорий. Проверяется соответствие проводимых работ, методов их выполнения требованиям природоохранного законодательства РФ.

Вместе с тем, ООО «Ривьера» в составе материалов, представленных в Ангаро-Байкальское управление Росрыболовства не представлены программа производственного экологического контроля по осуществляемой деятельности, не проведены мониторинговые исследования влияния хозяйственной деятельности ООО «Ривьера» на водные биоресурсы залива Дондир Братского водохранилища, и не произведен расчет возможного вреда водным биоресурсам.

В нарушение п. 1.5 Приказа при выявлении в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели Оценки, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчиком (исполнителем) не проведены дополнительные исследования, необходимые для принятия решений, а также не разработана в материалах оценки воздействия на окружающую среду программа экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.

В связи с этим, в нарушение требований п.1.6 Приказа, не достигнуты результаты оценки воздействия на окружающую среду, а именно, не получена информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.

Кроме того, в соответствии с представленной информацией Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 12.04.2017г. № 03-14/611, проведенными аналогичными Оценками воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05) во время причаливания и отхода судов создаётся зона турбулентности потоков воды, также взмучивание дна водоёма и гидроудар от работающих движителей (винтов). Это приводит к гибели значительной части зообентоса в месте причаливания судов.

В зоне негативного воздействия периодически будет происходить уничтожение организмов зообентоса. «Сидячие» и малоподвижные формы мягкого бентоса, являющиеся кормовыми объектами – пищей для рыб, будут завалены осадками взвешенных частиц, оседающих после взмучивания дна водоёма.

На основе ранее выполненных натурных наблюдений и исследований, установлено, на участке поступления взвеси происходит гибель кормовых организмов в пределах 50 %. Это явление наблюдается на площади до 50 м (контрольного створа) от места поступления пятна мути. Далее пятно мути рассеивается, оседает и процент гибели гидробионтов снижается до 25%.

В связи с этим, при произведении расчета ущерба определению подлежат потери водных биоресурсов в связи с гибелью кормовых организмов зообентоса по формуле в соответствии с п. 50 Методики.

Однако, при проведении Оценки воздействия потери водных биоресурсов, в связи с гибелью кормовых организмов зообентоса, не были определены, что указывает на недостижение результатов Оценки в соответствии с п.1.6 Приказа.

В нарушение п. 2.6 Приказа научные обоснования, результаты исследований, подтверждающие отсутствие необходимости определения потерь водных биоресурсов, в связи с гибелью кормовых организмов зообентоса, в материалах Оценки воздействия отсутствуют.

Как указано выше, согласно разделу Оценки «Характеристика планируемой деятельности», организация осуществляет деятельность по транспортировке древесины водным транспортом в заливе Дондир Братского водохранилища. Транспортировка древесины осуществляется баржами на предприятие ООО «Ривьера». По прибытии баржи производится разгрузка пиловочника на отведенный берег, расположенный в водоохранной зоне Братского водохранилища. В дальнейшем пиловочник загружают на автомобили, принадлежащие ООО «Ривьера» и перевозят в ООО «Группа Илим».

В результате указанной деятельности ООО «Ривьера» по транспортировке водным путем, а также по приему и отгрузке древесины, маневрированию и причаливанию судов в заливе Дондир Братского водохранилище, в соответствии с вышеприведенными доказательствами, причиняется ущерб водным биоресурсам в виде потерь водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, а также зообентоса.

Однако, в нарушение п. 1.6 Приказа, указанный ущерб при проведении Оценки воздействия не определен, что указывает на недостижение результатов Оценки воздействия на водные биоресурсы.

В результате непроизведения расчета ущерба, причиняемого водным биоресурсам при осуществлении ООО «Ривьера» хозяйственной деятельности, организацией в порядке, предусмотренном Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, не проводятся мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

В соответствии с п. 2.5 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, одним из основных принципов оценки воздействия на окружающую среду является обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обязанность участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности предусмотрена Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372 (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Представленная ФГБУ «Байкалрыбвод» в ходе проведения Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (водные биоресурсы) - Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по материалам производственного участка ООО «Ривьера», которая имеется в материалах проверки, не содержит в себе сведений об информировании заказчиком общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду..

Заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 содержит в себе сведения о том, что заявителем ООО «Ривьера» с целью согласования деятельности в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства представлена следующая документация: заявка, программа работ, отчет о научно-исследовательской работе по теме: "Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания" к проектной документации, выполненной Байкальским филиалом ФГБНУ «Росрыбцентр». Сведения о том, что заявителем был представлен документ, подтверждающий участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в указанном заключении отсутствуют.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 Положения (п.3.2.3 Положения).

В соответствии с разделом 4 Положения, информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами Приказа и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством (п.4.2 Положения).

Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности, наименовании и адресе заказчика или его представителя, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду, органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений, сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду, иной информации (п.4.3 Положения).

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности (п.4.11 Положения).

Таким образом, общественность в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду деятельности ООО «Ривьера» участие не принимала, в ходе проведения проверки доказательств обратного представлено не было.

Кроме того, в соответствии с Оценкой, разгрузочные работы ООО «Ривьера» осуществляются с использованием кранов, грузового транспорта, которые располагаются в водоохранной и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища. Также земельный участок в районе залива Дондир расположенный в водоохранной зоне используется Обществом для приемки и разгрузки древесины.

При этом, в Оценке воздействия отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки и движения автомобильной техники при проведении работ по разгрузке древесины.

В водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п.1 ст.65 Водного кодекса РФ). Таким образом, отсутствие в Оценке воздействия и иных материалах указанных сведений свидетельствует о том, что документация не соответствует требованиям водного законодательства.

В соответствии с п. 12 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384, основанием для отказа в согласовании осуществления деятельности является несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания. Таким образом, несмотря на несоответствие представленной документации требованиям законодательства и наличие оснований для отказа в согласовании деятельности, в нарушение п. 12 Правил, было вынесено заключение о согласовании деятельности.

Таким образом, суд считает установленным, что заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 противоречит ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятому во исполнение указанного федерального закона - Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Указанным незаконным заключением нарушены права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституцией РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Согласование органами Росрыболовства деятельности, причиняющей ущерб водным биоресурсам на основании документации, противоречащей требованиям природоохранного законодательства, в том числе о сохранении водных биологических ресурсов, неопределение потерь водных биоресурсов, необходимых для восстановления нарушаемого состояния водных биоресурсов, подлежащих искусственному воспроизводству, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды.

Кроме того, в результате несоблюдения процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

При этом указанным незаконным заключением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника водных биоресурсов в соответствии со ст.10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», так как непроизведение возмещения ущерба, причиняемого водным биоресурсам, в результате ведения хозяйственной деятельности, не позволит снизить или сократить оказываемое на них в результате хозяйственной деятельности негативное воздействие и указывает на нарушение прав собственника.

Иные доводы, изложенные заинтересованными лицами в возражениях на иск, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, отклоняются судом как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального права.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает требования административного истца о признании заключения исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 полностью незаконным., обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству удовлетворить.

Признать заключение исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «Обустройство и эксплуатация земельного участка, расположенного в заливе Дондир в районе речного порта по адресу: Иркутская область, г. Братск, П-1301000» № ИС-1386 от 28.04.2017 незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В. Орлова