25RS0004-01-2019-001732-31 Дело № 2а-2084/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июня 2019 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре О.В. Грипич, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрий И. В. и Петрий О. Е. к администрации г. Владивостока и УМС администрации г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности, у с т а н о в и л: Петрий И.В. и Петрий О.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании решения незаконным и возложении обязанности. В административном исковом заявлении указали, что зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>, несут расходы по содержанию данного жилого помещения с 1990 года. Ранее указанная квартира находилась на балансе МООУ «Санаторная школа – интернат», использовалась в качестве жилищного фонда социального использования и предоставлялась гражданам по договору социального найма. Положениями ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на бесплатную приватизацию жилых помещений. 30.07.2015 административные истцы обратились в УМС администрации г. Владивостока с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. В заключении договора социального найма истцам было отказано, на том основании, что данная квартира не является собственностью Владивостокского городского округа. Решением Советского районного суда г. Владивостока от 24.05.2016 № 2-373/16 за административными истцами признано право пользования квартирой по адресу: <адрес>, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность заключить договор социального найма квартиры. Направленное после этого административными истцами в администрацию г. Владивостока заявление о включении квартиры в реестр муниципальной собственности было оставлено без удовлетворения, что следует из письма администрации г. Владивостока от 14.01.2019 № 28754-ог. Данное обстоятельство препятствует истцам в реализации их права приватизировать спорное жилое помещение. На основании изложенного и уточнив требования административного иска, Петрий И.В. и Петрий О.Е. просят суд признать незаконным решение администрации г. Владивостока от 14.01.2019 № 28754 об отказе во включении в реестр муниципального имущества квартиры <номер> расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>; обязать администрацию г. Владивостока включить в реестр муниципального имущества квартиру <номер>, расположенную в жилом доме по адресу: <адрес>. Определением суда от 10.06.2019 УМС администрации г. Владивостока привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика. В судебном заседании представитель истца Гретченко Т.В. настаивала на удовлетворении административного иска, пояснила, что спорное жилое помещение предоставлялось матери супруга истца в связи с наличием трудовых отношений с МООУ «Санаторная школа – интернат». Данное жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность, однако соответствующие действия уполномоченными органами совершены не были. В настоящее время отсутствие в реестре муниципального имущества данной квартиры препятствует заключению договора приватизации. Административные ответчики исполнили решение суда и заключили с истцами договор социального найма, однако ими не совершены действия, влекущие полное восстановление нарушенных прав истцов, вытекающих из пользования жилым помещением по договору социального найма, в частности права на его приватизацию. Представитель административных ответчиков Клеменчук М.С. возражала против удовлетворения административного иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, в котором указала, что порядок внесения в реестр муниципального имущества объектов муниципальной собственности определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов (п. 6 Порядка). В соответствии с п. 7 Порядка, в случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учета либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр. Статьей 225 ГК РФ предусмотрен определенный порядок для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, действующим гражданским законодательством не предусмотрена возможность по возложению обязанности на орган местного самоуправления в одностороннем порядке внести объект в реестр жилищного фонда. В определении Приморского краевого суда от 15.08.2016 указано, что из технического паспорта на домовладение <адрес> от 20.09.1970 следует, что его владельцем являлась краевая санаторная школа-интернат. Следовательно, в силу положений ГК РФ собственником имущества создаваемого учреждения является соответственно субъект РФ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем учреждения указан Департамент имущественных отношений администрации Приморского края. Также внесена запись о ликвидации юридического лица 01.03.2013. Таким образом, при ликвидации указанного учреждения его имущество подлежало принятию в казну Приморского края. Истцом избран ненадлежащий ответчик, поскольку администрацией г. Владивостока 04.08.2000 принято постановление № 1439 «Об утверждении Положения об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока». Пунктом 3.1.1 указанного Положения именно Управление муниципальной собственности г. Владивостока осуществляет функцию по включению и исключению имущества из реестра муниципального имущества. Суд, выслушав стороны, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владивостока от 24.05.2016 № 2-373/16 удовлетворены исковые требования Петрий И.В. и Петрий (Полукаровой) О.Е. к администрации г. Владивостока о признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения. За Петрий И.В. и Полукаровой О.Е. признано право пользования квартирой по адресу: <адрес>. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность заключить договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес> с Петрий И.В. и Полукаровой О.Е. На основании решения суда 10.11.2016 между Управлением по учету и распределению жилой площади г. Владивостока и Петрий И.В. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения № 1040. Петрий (Полукарова) О.Е. включена в договор как член семьи нанимателя. Петрий И.В. и Петрий Е.В. обратились в УМС г. Владивостока с заявлением о включении жилого дома по адресу: <адрес> в реестр муниципальной собственности. 14.01.2019 администрацией г. Владивостока принято решение № 28754-ог об отказе в удовлетворении заявления. Отказывая в удовлетворении заявления, администрация г. Владивостока указала, что объекты недвижимого имущества – жилые помещения, нежилые помещения, земельный участок, а также сооружения – надворный туалет, сараи, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества ВГО не значатся. Указанные объекты в собственность муниципального образования г. Владивостока не передавались. Данный отказ препятствует истцам в реализации их права на приватизацию указанного жилого помещения, предусмотренного ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». По сведениям выписки из ЕГРЮЛ от 09.02.2016 КГКООУ «Санаторная школа – интернат» ликвидировано 01.03.2013. В соответствии со ст. 18 Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Пунктом 1 приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности. Обязывая администрацию г. Владивостока заключить с истцами договор социального найма суд фактически установил принадлежность спорного жилого помещения к муниципальному имуществу. Представленными в материалы дела авизо № 97 от 24.12.2004, актами приема-передачи основных средств также подтверждается факт осуществления УМС администрации г. Владивостока полномочий собственника в отношении здания МОО УСТ «Санаторная школа-интернат» по Восточному проспекту, д. 34. Административные ответчики ссылаются на то, что спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось в установленном порядке. Однако отсутствие решения о передаче спорного жилого помещения на баланс муниципального образования г. Владивостока не должно являться препятствием к осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, права на приватизацию. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает возможным удовлетворить требования истцов и признать незаконным решение администрации г. Владивостока от 14.01.2019 № 28754-ог в части отказа во включении в реестр муниципального имущества квартиры <номер>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, обязать УМС администрации г. Владивостока включить в реестр муниципального имущества квартиру <номер>, расположенную в жилом доме по адресу: <адрес>. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л: Административные исковые требования Петрий И. В. и Петрий О. Е. удовлетворить. Признать незаконным решение администрации г. Владивостока от 14.01.2019 № 28754-ог в части отказа во включении в реестр муниципального имущества квартиры <номер>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>. Обязать УМС администрации г. Владивостока включить в реестр муниципального имущества квартиру <номер>, расположенную в жилом доме по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока. В окончательной форме решение составлено 24.06.2019. Председательствующий: |