Дело № 2а-2084/2021 (2а-6988/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 12 мая 2021 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., с участием представителя административного истца Артына С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2084/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Дамдыну Седип-оолу Ивановичу о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком, указанных в налогом уведомлении. 8 мая 2020 года мировым судьей судебного участка №6 г. Кызыла Республики Тыва на основании заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Тыва был выдан судебный приказ № 2а-1388/2020 о взыскании с должника Дамдына С.И. недоимок по налогам, сборам и страховым взносам. Однако от налогоплательщика поступило возражение об исполнении данного судебного приказа, в связи с чем, данный судебный приказ был отменен 17 июня 2020 года. Налоговый орган в отношении ответчика исчислил задолженность по страховым взносам в размере 13 661,03 рублей. Просит суд взыскать с Дамдына С.И. задолженность по страховым взносам в сумме 13661,03 рублей и освободить от уплаты государственной пошлины.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Артына С.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить иск.
Административный ответчик Дамдын С.И. на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в связи с чем дело рассматривается без его участия.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Предельный срок обращения в суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности, истцом не пропущен, поскольку определением мирового судьи судебного участка № 6 г. Кызыла от 17 июня 2020 года судебный приказ №2а-1388/2020 от 8 мая 2020 года отменен.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1 и п.2 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со статьей 48 НК РФ.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч.1 ст.18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.18.2 Налогового Кодекса Российской Федерации при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения: 1) объект обложения страховыми взносами; 2) база для исчисления страховых взносов; 3) расчетный период; 4) тариф страховых взносов; 5) порядок исчисления страховых взносов; 6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Согласно ст.419НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Исходя из пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Материалами дела установлено и из требования № 5242 следует, что административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 13384 рублей 09 копеек, пени в размере 276 рублей 94 копеек, за период 2019 года.
Мировым судьей судебного участка №6 г. Кызыла по заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Тыва вынесен судебный приказ о взыскании с Дамдына С.И. вышеуказанной задолженности по страховым взносам, который 17 июня 2020 года отменен.
В соответствии с ответом адвокатской палаты Республики Тыва сведения о прекращении статуса адвоката Дамдына С.И. направлены в Управление ФНС России по Республике Тыва 29.10.2019 года.
Согласно ответу и.о. начальника Управления Минюста России по Республике Тыва А.М. Аракчаа №17/03-1478 от 04.05.2021г. следует, <данные изъяты>
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд.
Пунктом 5 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения статуса адвоката уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
При этом положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - адвокатов, являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик, зарегистрированный в качестве адвоката, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год, в связи с чем, поскольку в нарушение требований Налогового кодекса РФ у ответчика имеется задолженность по страховым взносам, то выставленная административным истцом сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере является правомерной.
Доказательств уплаты страховых взносов за указанный период административным ответчиком не представлено.
Таким образом, при данных обстоятельствах, требование Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Дамдыну С.И. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени подлежит удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что в указанный период не осуществлял адвокатскую деятельность, так как статус адвоката прекращен в 2017 году является несостоятельным, поскольку решением от 16.04.2019 года статус адвоката восстановлен, сам по себе факт неосуществления им фактически деятельности в качестве адвоката не может являться основанием для снятия с налогового учета, поскольку налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате страховых взносов с прекращением статуса адвоката.
Поскольку административный истец при подаче иска в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета 546 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Дамдыну Седип-оолу Ивановичу о взыскании задолженности, удовлетворить.
Взыскать с Дамдына Седип-оола Ивановича в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва задолженность по налогам в размере 13661,03 рублей, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13384,09 рублей, пени в размере 276,94 рублей.
Взыскать с Дамдына Седип-оола Ивановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 546 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2021 года (с учетом выходных дней).
Судья Р.С. Монгуш