Дело № 2а-2084/2022
УИД 29RS0008-01-2022-0029973-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Бологовой С.С.,
с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Михиной О.Н.,
представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ограничению доступа в аварийный дом,
установил:
Котласский межрайонный прокурор Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в результате которой установлено, что жилой ...., расположенный по адресу - Архангельская .... признан аварийным, включен в адресную программу по переселению, граждан, проживающих в доме, не имеется. Однако доступ третьих лиц в дом не ограничен. На основании чего, просит признать незаконным бездействие МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское», выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в указанный аварийный дом и обязать устранить указанное нарушение в срок до 1 ноября 2022 года.
Старший помощник Котласского межрайонного прокурора Михина О.Н. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила установить срок исполнения решения суда до 1 декабря 2022 года.
Административный ответчик - представитель МО «Сольвычегодское»» в лице администрации МО «Сольвычегодское» ФИО1 с требованиями согласился, указав, что в связи с отсутствием необходимого финансирования, просит установить срок исполнения решения суда до 1 декабря 2022 года.
Заинтересованное лицо - Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, мнение по иску не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Закон 185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ одним из условий предоставления Фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона № 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является обеспечение выделения в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее соответственно - краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, региональные программы капитального ремонта), а также региональных программ по модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что жилой .... МО «Сольвычегодское» включен в реестр муниципальной собственности.
Постановлением администрации МО «Сольвычегодское» от 29 декабря 2015 года № 298 многоквартирный дом по указанному выше адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2021-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп.
Как следует из материалов дела, указанный дом не снесен, финансовые средства на снос указанного дома в бюджете администрации на 2022 год не заложены. Ограничение доступа третьих лиц не сделано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие в части ограничения доступа третьих лиц в аварийный дом.
Поэтому исковые требования прокурора, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 1 декабря 2022 года.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ограничению доступа в аварийный дом, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское», выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в аварийный дом, расположенный по адресу: .....
Обязать муниципальное образование «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» принять меры к ограничению доступа в аварийный дом, расположенный по адресу: ...., в срок до 1 декабря 2022 года.
Обязать муниципальное образование «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 31 августа 2022 года.