ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2087/20 от 21.05.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

21 мая 2020 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к УФССП России по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Ситниковой Н.Б об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Костромы обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от 02.07.2019 по гражданскому делу №2-425/2019 муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обязано предоставить С. совместно с членами семьи Ф,, С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, равнозначное ранее занимаемому. На основании исполнительного документа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы по гражданскому делу, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата>, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ситниковой Н.Б. в отношении Администрации г. Костромы вынесено постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация г. Костромы полагает, что установленный в законе об исполнительном производстве размер исполнительского сбора представляет собой допустимый его максимум, верхнюю границу, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен. Администрация г. Костромы в пределах имеющихся возможностей прилагает усилия для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. За 2019 год Администрацией г. Костромы исполнено 12 судебных актов, в 2020 году - 2 судебных акта. В настоящее время размер муниципального долга г. Костромы составляет 3256000 рублей по состоянию на 01.02.2020, объем общей кредиторской задолженности составляет 344421,1 рубль, объем просроченной кредиторской задолженности 101664,2 рубля. В расходной части бюджета г. Костромы расходы на возмещение судебных издержек, оплату исполнительского сбора не предусмотрены. Расходование бюджетных средств, осуществляется в строгом соответствии с утвержденным на очередной год бюджетом. Имущественное положение Администрации г. Костромы, как должника, является сложным, что может служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора. Ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просит уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП, до 37500 рублей.

Административный истец Администрация г. Костромы своего представителя в судебное заседание не направил.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Ситникова Н.Б. в судебном заседании не участвует.

Управление ФССП по Костромской области, уведомленное о рассмотрении дела, представителя в судебное заседание не направило.

Изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела №2-425/2019, суд приходит к следующим выводам.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02.07.2019 по гражданскому делу №2-425/2019 муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы обязано предоставить С. совместно с членами семьи Ф,, С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, равнозначное ранее занимаемому.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 07.10.2019 решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02.07.2019 оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Решение суда обращено к принудительному исполнению путем выдачи исполнительного листа взыскателю.

Постановлением от <дата> судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО2 <дата> вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрацией г. Костромы указано, что предпринимаются меры для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. За 2019 год Администрацией г. Костромы исполнено 12 судебных актов, в 2020 году - 2 судебных акта. Размер муниципального долга г. Костромы составляет 3256000 рублей по состоянию на 01.02.2020, объем общей кредиторской задолженности составляет 344421,1 рубль, объем просроченной кредиторской задолженности 101664,2 рубля.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации г. Костромы о затруднительности исполнения решения суда в пятидневный срок заслуживающими внимания.

Следует отметить, что Администрация г. Костромы является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.

В соответствии с п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление иных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить размер исполнительского сбора, принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Учитывая изложенные обстоятельства, не оспоренные ответчиком, суд полагает, что имеются основания к снижению размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, до 37500 рублей.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к УФССП России по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО2 об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромыпостановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от <дата> по исполнительному производству -ИП, до 37500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья О.Д. Тележкина