ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2088/18 от 01.11.2018 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2088 /18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Белореченск 01 ноября 2018 года

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: судьи Якимчика Д.И.

секретаря судебного заседания Архиповой Л.А.

с участием помощника Белореченского

межрайонного прокурора Минакова А.В.

представителя административного ответчика Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора к Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия и обязании,

УСТАНОВИЛ:

Белореченский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие администрации Южненского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по проведению торгов в форме конкурса на заключение гражданско- правового договора в отношении переданных третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности и взиманию арендной платы за использование третьими лицами указанного имущества.

Обязать администрацию Южненского сельского поселения <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования следующих газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности: - распределительные газопроводы высокого и низкого давления и ШРП-3,4,5 в <адрес>, протяженностью 3524.5 м., остаточной балансовой стоимостью 7149029 рублей; - система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 25932.9 м, остаточной балансовой стоимостью 31877389.5 рублей; расширение газораспределительной сети <адрес> низкого давления, протяженностью 327.6 м., остаточной балансовой стоимостью 450577.7 рублей; система газоснабжения жилых микрорайонов «Дружба» и «Заря» в <адрес>. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 9399.5, остаточной балансовой стоимостью 14456047.67 рублей; система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 7395 м., остаточной балансовой стоимостью 24207149.51 рублей; - газопроводы низкого давления по <адрес> от <адрес>, протяженностью 7585.5 рублей, остаточной балансовой стоимостью 8813040 рублей.

В обоснование иска, прокурор пояснил, что в ходе проведения проверки Белореченской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения законодательства о бюджете, муниципальной собственности. Установлено, что находящиеся в муниципальной собственности Южненского сельского поселения <адрес>: распределительные газопроводы высокого и низкого давления и ШРП-3,4,5 в <адрес>, протяженностью 3524.5 м., остаточной балансовой стоимостью 7149029 рублей; система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 25932.9 м, остаточной балансовой стоимостью 31877389.5 рублей; расширение газораспределительной сети <адрес> низкого давления, протяженностью 327.6 м., остаточной балансовой стоимостью 450577.7 рублей; система газоснабжения жилых микрорайонов «Дружба» и «Заря» в <адрес>. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 9399.5, остаточной балансовой стоимостью 14456047.67 рублей; система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 7395 м., остаточной балансовой стоимостью 24207149.51 рублей; газопроводы низкого давления по <адрес> от <адрес>, протяженностью 7585.5 м., остаточной балансовой стоимостью 8813040 рублей, предоставлены газоснабжающей организации ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» без проведения торгов в форме конкурса, в отсутствие договора передачи муниципального имущества во временное владение и пользование указанного юридического лица. Администрацией сельского поселения распоряжение муниципальным имуществом осуществлено вопреки принципам самостоятельности и сбалансированность бюджетов, меры по увеличению объема неналоговых доходов местного бюджета не приняты, арендная плата использования газопроводов и систем газоснабжения третьими лицами не определена. При этом, в связи с отсутствием необходимого объема средств местного бюджета в настоящее время в <адрес>ном отделе судебных приставов УФССП по краю по-прежнему на принудительном исполнении находится возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора исполнительное производство -ИП об обязании администрации Южненского сельского поселения <адрес> принять меры по газификации населенного пункта, которое сопряжено с значительными расходами бюджета. С целью устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой главе Южненского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу главы Южненского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отраженные в представлении нарушения признаны обоснованными, организована работа по устранению указанных нарушений законодательства, приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета, за ранее допущенные нарушение виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, до настоящего времени торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров по передаче в пользование третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности, не приняты, что подтверждается письмами администрации Южненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, принимаемые органом местного самоуправления явно недостаточны для выполнения возложенных полномочий по реализации политики Российской Федерации как социального государства. Просит иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Южненского сельского поселения <адрес>ФИО5 иск прокурора не признал и пояснил, что сельского поселения, имеются газопроводы высокого и низкого давления. В соответствии с соглашением о передаче осуществления полномочий администрацией Южненского сельского поселения <адрес> администрации муниципального образования <адрес> (заключаемым ежегодно) управлением имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> совместно с АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал (ранее АО «<адрес>газ») велась и в настоящее время ведется работа по подготовке пакета документов для дальнейшего предоставления в аренду АО «Газпром газораспределение Краснодар» объектов газоснабжения Южненского сельского поселения, поскольку предлагаемые к передаче в аренду объекты газоснабжения входят в единую сеть инженерно- технического обеспечения системы газоснабжения <адрес>. В адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» неоднократно направлялся пакет документов на предлагаемые к передаче в аренду объекты газоснабжения в соответствии с перечнем документов, необходимых для заключения договора аренды предложенным АО «Газпром газораспределение Краснодар». При отсутствии какого-либо документа из предлагаемого перечня вопрос приема в аренду указанных объектов АО «Газпром газораспределение Краснодар» не рассматривается. ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о приеме в аренду объектов газоснабжения Южненского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение о приеме в аренду объектов газоснабжения находящихся в собственности Южненского сельского поселения, муниципального образования <адрес> и сельских поселений района. По предложенному АО «Газпром газораспределение Краснодар» перечню управлением имущественных отношений подготовлены все документы. Неоднократно в адрес АО «<адрес>газ» направлялись письма-запросы об ускорении работы по подготовке документов, которые должны быть выполнены указанной организацией (перечень документов, а также перечень объектов газоснабжения, планируемых к передаче в аренду, направлялся администрацией муниципального образования <адрес> по электронной почте, на бумажном носителе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), ответ в их адрес не предоставлен. Данной организацией был направлен в их адрес дополнительный список документов для дальнейшего анализа и рассмотрения для решения вопроса о приобретении объектов Группой Газпром (документ поступил в управление имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> в адрес указанной организации был направлен пакет правоустанавливающих и разрешительных документов в количестве 286 листов на объекты газоснабжения находящиеся в собственности муниципального образования <адрес> и сельских поселений района для решения вопроса передачи обозначенных объектов Группе Газпром. В конце 2017 года АО «Газпром газораспределение Краснодар» расширило перечень документов в связи с необходимостью внесения в Государственный кадастр недвижимости данных по охранным зонам, по организации работы в данном направлении администрацией сельского поселения в бюджете поселения предусмотрены средства на II квартал 2019 года. ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования <адрес> в целях решения вопроса о передаче в аренду либо приобретении в собственность Группой Газпром объектов газораспределения, находящихся в собственности муниципальных образований <адрес> было проведено рабочее совещание с участием руководителей и должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> и руководителей АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал (АО «<адрес>газ»). В рамках совещания приняты решения, направленные на ускорение вопроса по предоставлению в аренду объектов газоснабжения. Таким образом, работа по подготовке необходимого пакета документов по предоставлению в аренду объектов газоснабжения Южненского сельского поселения <адрес> велась и ведется постоянно. Кроме того, так как Южненскому сельскому поселению принадлежат в праве собственности на указанный объект только доли, а другая часть населению, администрацией сельского поселения с 2014 года проводится работа с населением о регистрации доли объекта в установленном законом порядке и согласии на передачу обозначенной доли в казну сельского поселения или непосредственно для передачи в эксплуатирующую организацию. После подготовки пакета документов, он будет направлен в акционерное общество «Газпром газораспределение Краснодар», обладающее правами владения сетью инженерно-технического обеспечения и осуществляющее эксплуатацию систем газоснабжения, для принятия решения о заключении договора аренды в соответствии с п.п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О защите конкуренции» без проведения торгов. Поскольку работа проводилась в рамках вышеназванной нормы, торги по заключению гражданско-правовых договоров возмездного пользования газопроводами Южненского сельского поселения не проводились. Так как по истечению времени АО «Газпром газораспределение Краснодар» не приняло указанный объект, а также по представлению прокуратуры, администрацией сельского поселения получена оценка о рыночной стоимости годовой арендной платы на объект распределительный газопровод низкого давления и готовится пакет документов для проведения торгов в форме конкурса. Просит в удовлетворении заявленных требований Белореченского межрайонного прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Южненского сельского поселения <адрес> отказать. В части требований об обязании администрации Южненского сельского поселения <адрес> в проведении торгов в форме конкурса на заключения грражданско - правовых договоров возмездного пользования на объект распределительный газопровод низкого давления, не возражает.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона Э5-ФЗ, п. 3 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2 Приложения к приказу ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов трубопроводного транспорта договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом заключаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса.

Вместе с тем, находящиеся в муниципальной собственности Южненского сельского поселения <адрес>: распределительные газопроводы высокого и низкого давления и ШРП-3,4,5 в <адрес>, протяженностью 3524.5 м., остаточной балансовой стоимостью 7149029 рублей; система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 25932.9 м, остаточной балансовой стоимостью 31877389.5 рублей; расширение газораспределительной сети <адрес> низкого давления, протяженностью 327.6 м., остаточной балансовой стоимостью 450577.7 рублей; система газоснабжения жилых микрорайонов «Дружба» и «Заря» в <адрес>. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 9399.5, остаточной балансовой стоимостью 14456047.67 рублей; система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 7395 м., остаточной балансовой стоимостью 24207149.51 рублей; газопроводы низкого давления по <адрес> от <адрес>, протяженностью 7585.5 м., остаточной балансовой стоимостью 8813040 рублей, предоставлены газоснабжающей организации ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» без проведения торгов в форме конкурса, в отсутствие договора передачи муниципального имущества во временное владение и пользование указанного юридического лица.

Кроме того, согласно п.п. 1, 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 9 БК РФ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. ст. 28, 31, 33 БК РФ одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются самостоятельности и сбалансированность бюджетов, которые устанавливают: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41, ст. 62 БК РФ к неналоговым доходам местных бюджетов относятся, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Вместе с тем, администрацией сельского поселения распоряжение муниципальным имуществом осуществлено вопреки принципам самостоятельности и сбалансированность бюджетов, меры по увеличению объема неналоговых доходов местного бюджета не приняты, арендная плата использования газопроводов и систем газоснабжения третьими лицами не определена.

При этом, в связи с отсутствием необходимого объема средств местного бюджета в настоящее время в <адрес>ном отделе судебных приставов УФССП по <адрес> по-прежнему на принудительном исполнении находится возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора исполнительное производство -ИП об обязании администрации Южненского сельского поселения <адрес> принять меры по газификации населенного пункта, которое сопряжено со значительными расходами бюджета.

Части 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона , подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно статье 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

В соответствии с требованиями ст. ст. 24, 27 Закона в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

С целью устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой главе Южненского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу главы Южненского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отраженные в представлении нарушения признаны обоснованными, организована работа по устранению указанных нарушений законодательства, приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета, за ранее допущенные нарушение виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, до настоящего времени торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров по передаче в пользование третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности, не приняты, что подтверждается письмами администрации Южненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, принимаемые органом местного самоуправления явно недостаточны для выполнения возложенных полномочий по реализации политики Российской Федерации как социального государства.

Установленные судом обстоятельства свидетельствует о том, что администрация Южненского сельского поселения не бездействовала, о чем свидетельствует представленные суду многочисленные доказательства, а именно о дисциплинарном наказании ответственного лица, сведения о рассмотрении представления Белореченской межрайонной прокуратуры на совещании, в связи с чем в данной части требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание, что принятых мер было недостаточно, суд считает необходимым, согласно ч. 5 ст. 17.1. Закона №135-ФЗ, п. 3 Правил проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2 Приложения к приказу ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Южненского сельского поселения <адрес> устранить допущенные нарушения закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 272-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора к Администрации Южненского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании удовлетворить в части.

Обязать администрацию Южненского сельского поселения <адрес> в течение 03-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования следующих газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности:

- распределительные газопроводы высокого и низкого давления и ШРП-3,4,5 в <адрес>, протяженностью 3524.5 м., остаточной балансовой стоимостью 7149029 рублей;

- система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 25932.9 м, остаточной балансовой стоимостью 31877389.5 рублей;

- расширение газораспределительной сети <адрес> низкого давления, протяженностью 327.6 м., остаточной балансовой стоимостью 450577.7 рублей;

- система газоснабжения жилых микрорайонов «Дружба» и «Заря» в <адрес>. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 9399.5, остаточной балансовой стоимостью 14456047.67 рублей;

- система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 7395 м., остаточной балансовой стоимостью 24207149.51 рублей;

- газопроводы низкого давления по <адрес> от <адрес>, протяженностью 7585.5 рублей, остаточной балансовой стоимостью 8813040 рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Меры предварительной защиты по административному иску- не применялись.

Вещественные доказательства - отсутствуют.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Белореченский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение одного месяца.

Председательствующий: