ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2088/2021 от 07.09.2021 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД 57RS0022-01-2021-003470-79

Производство № 2а-2088/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2021 года город Орёл

Заводской районный суд г.Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО1

представителя административного ответчика Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области ФИО2,

при секретаре судебного заседания Камзоловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО9 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ФИО10 (далее - ФИО1,административный истец)обратилсяв суд с административным иском кУправлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области (далее – Управление, административный ответчик) о признании действий незаконными, указав, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Орёл, (адрес обезличен), помещение 1 и использует его для экономической деятельности.С целью приспособления своего нежилого помещения для современного использования в (дата обезличена) году в АО «Орелагропромпроект» была заказана и получена проектная документация на перепланировку и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен)(дата обезличена) году он обратился в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, которое выдало ему Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия(памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения от (дата обезличена)(номер обезличен).Ознакомившись с Заданием, полагал, что административным ответчиком на него незаконно возложены обязанности на проведение работ, которые он не планировал. В частности, из пункта 6 Задания ему стало известно, что предмет охраны не утвержден, проект предмета охраны не разрабатывался.Ему не предоставлены документы в форме фотографий, которые позволили бы при переустройстве и перепланировке в его нежилом помещении сравнить и соблюсти состояние помещения в 1853 году, когда оно было принято в эксплуатацию, с отклонениями и изменением после переустройства или перепланировки.Из пункта 7 Задания он узнал, что каких-либо документов о согласовании органом охраны объектов культурного наследия ранее выполненной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, возможность ее использования при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия не имеется.Из пунктов 8,9,10, 11 Задания ему стало известно, что выполнение всего объема отсутствующей документации на здание по (адрес обезличен) Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области решило произвести за его счет с привлечением разработчика проектной документации, состоящего с Управлением во взаимосвязи и в зависимости, имеющего лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, с привлечением к работе специалистов, аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия, с получением историко - культурной экспертизы проектной документации.

Кроме того, получив паспорт объекта культурного наследия с фотографией, изготовленной (дата обезличена), он увидел, что описание предмета охраны объекта культурного наследия не утверждено, граница зон охраны объекта культурного наследия, режим использования земель культурного наследия и градостроительные границы территорий данных зон также не утверждены.По всей видимости, предметы какой-либо охраны отсутствуют.

Получив по заявлению от (дата обезличена) паспорт объекта культурного наследия и приказ от (дата обезличена)(номер обезличен) об утверждении охранного обязательства собственника культурного наследия, ознакомившись с ними, он не обнаружил в них перечень работ, который указан в пунктах 8,9, 10 Задания с указанием на выполнение работ по изготовлению проектной документации только от организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия специалистами.

Впоследствии он обратился по рекомендации в ООО СНРП «Реставрация», и узнал, что стоимость изготовления проектной документации будет составлять 150000 рублей, стоимость заключения трех экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга по 30000 рублей каждому. Общая стоимость составила бы 240000рублей со сроком исполнения в 1 месяц.

Работа специалистов ООО СНРП «Реставрация» по подведению водопотребления и водоотведения, установка сантехнических приборов с подводкой(унитазов и раковин), закладка дверного проема, монтаж новых KГЛ- перегородок, демонтаж части кирпичной обветшавшей ненесущей стены с двумя печами дровяного(угольного) отопления была оценена около 500000 рублей исходя из фактов возможной сложности работы.

Поскольку среднерыночная стоимость изготовления проектной документации на перепланировку и переустройство в Орловской области составляет около 10000 рублей, услуги ООО СНРП «Реставрация» в 24 раза выше рыночной сложившейся стоимости оказываемых услуг в (адрес обезличен) на изготовление проектной документации, при этом ему отказали предоставить соответствующую информацию в письменном виде.

Учитывая изложенное, полагал, что мотивацией отказа в согласовании проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству его помещения являются не забота по сохранению объекта культурного наследия(памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, а возможная финансовая выгода от сделки по составлению проектной документации в ООО СНРП «Реставрация» между директором ФИО3 и должностным лицом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области.

Ранее, в 2012 году по тому же нежилому помещению, было заказано и изготовлено заключение о техническом состоянии несущих строительных конструкций после выполненной перепланировки нежилого помещения (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен) ОАО «Орелоблкоммунпроект». При этом, отказов по данной организации в согласовании со стороны Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области не было при прежнем руководстве государственного органа исполнительной власти. По аналогичной схеме была проведена перепланировка и переустройство в (дата обезличена) году подводки коммуникаций с демонтажем несущих и ненесущих стен печей и труб печных, в помещениях и коридорах бывших квартир при переводе из жилых в нежилые помещения, собственниками ФИО4, ФИО5

При таких обстоятельствах, считал необоснованным отказ в согласовании проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству помещения в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), пом., выполненной АО «Орелагропромпроект».

Учитывая, что административным ответчиком нарушены его права как собственника нежилого помещения на его приспособление для современного использования, который создал искусственные препятствия посредством отказа в согласовании проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству помещения, выполненной АО «Орелагропромпроект», надуманным предметом охраны объекта культурного наследия, отсутствием паспорта границы зон охраны объекта культурного наследия, режима использования и градостроительного регламента в границах территориизон охраны с обязанием изготовления проектной документации в лицензированной организации, осуществляющей деятельность по сохранению объекта культурного наследия, с выполнением работ по переустройству и перепланировке только специалистами, аттестованными федеральным органом охраны культурного наследия, административный ответчик намеренно создал условия, в выполнении которых нет необходимости, побуждая административного истца пользоваться услугами коммерческой организации, по роду деятельности с которой, у административного ответчика сложились доверительные отношения, а возможно, и отношения подчинения с последующим извлечением экономической выгоды коммерческой организацией и должностных лиц регионального органа исполнительной власти, административный истец ФИО1 просил признать отказ от (дата обезличена) в согласовании проектной документации и проведения работ по перепланировке и переустройству помещения в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен) выполненной АО «Орелагропромпроект», недействительным; устранить препятствия в получении согласования проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения по адресу: (адрес обезличен) способом согласования проектной документации, выполненной АО «Орелагропромпроект».

В ходе рассмотрения дела по существу, административный истец заявленный иск дополнил, указав, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что имеются какие-либо официальные документы, содержащие описание предмета охраны культурного наследия, наличие зон охраны культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информации о расположении данного объекта культурного наследия вграницах зон охраны иного объекта культурного наследия, сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта или датах связанных с ним исторических событий.Ввиду указанного, в силу сложившихся фактических обстоятельств использования многоквартирного дома по (адрес обезличен) современных условиях в совокупности с требованиями пунктами 6,8,9,10, 11 Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия(памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от (дата обезличена), в виде обременения по изготовлению проекта охраны «Дом жилой» XIX век и утверждения его в надзорном органе, с проведением предварительных работ, комплексных научных работ, изготовлением проекта реставрации и приспособления в виде эскизного проекта, проекта, рабочей документации, отчетной документации по окончанию всех научно-реставрационных работ, получения положительного заключения(акта) историко-культурной экспертизы проектной документации, осуществление научного руководства, авторского и технического надзора в течении всего производства реставрационных работ до полного их завершения с участием разработчика проектной документации, имеющего лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, незаконно, не соответствует запросу на согласование только демонтажа двух печей и подведения водопроводных сетей в нежилое помещение сотсутствующим в паспорте объекта культурного наследия предметом охраны, что нарушает его права.

На основании изложенного, административный истец ФИО1 просил признать незаконным действием (бездействием) обременения установленные в пунктах 6,8,9,10, 11 Задания от (дата обезличена) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения; признать отказ от (дата обезличена) в согласовании проектной документации и проведения работ по перепланировке и переустройству помещения в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен) выполненной АО «Орелагропромпроект» недействительным; устранить препятствия в получении согласования проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения по адресу: (адрес обезличен) способом согласования проектной документации, выполненной АО «Орелагропромпроект».

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО1 заявленный иск поддержали по указанным выше основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленного иска по доводам, отраженным в возражениях на иск, пояснив, что поскольку снос печей является ремонтом и приспособлением объектакультурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации к новым условиям, поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 31.12.2020) "О лицензировании деятельности по сохранениюобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") данные работы относятся к сохранению объекта культурного наследия, а потому подлежат лицензированию.Реестр организаций, получивших лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в открытом доступе размещен на Портале Министерства культуры Российской Федерации (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331 -heritage_safekeeping_ licenses/). Ввиду указанного, административному истцу Управлением выдано Задание №7 от 29.04.2021 года с разъяснением вышеуказанных требований.Поскольку, игнорируя требования действующего законодательства, административным истцом (дата обезличена) года в Управление для согласования была представлена проектная документация, выполненная АО «Орелагропромпроект», не имеющего лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, (дата обезличена) ФИО1 Управлением было законно и обоснованно отказано в согласовании и выдаче разрешения.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов административного дела, в соответствии с Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Управление является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Орловской области (далее - подведомственная сфера деятельности), а также полномочия Российской Федерации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разделомII Управление:

- реализует переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия:

а) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения (за исключением объектов культурного наследия, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон);

б) федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации);

- организует и осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Орловской области;

- осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

- осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;

- выдает задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

- утверждает отчетную документацию о выполнении работ, участвует в приемке и выдает акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными статьей 45 Федерального закона;

- утверждает охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), и внесение изменений в охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаютсяобъекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения с последующим размещением акта областного органа охраны объектов культурного наследия с утвержденным им охранным обязательством на сайте областного органа охраны объектов культурного наследия в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

Административный истец является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен) на основании договора купли-продажи от (дата обезличена), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (номер обезличен) от (дата обезличена).

(дата обезличена)(адрес обезличен) Советом народных депутатов принято постановление (номер обезличен) «О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области», пунктом 1 которого на государственную охрану местной категории приняты памятники истории и культуры согласно Приложению.

В данном Списке вновь выявленных памятников истории и культуры (адрес обезличен), подлежащих постановке на государственную охрану местной категории, в пункте 47 указан жилой дом, 19 века, (адрес обезличен).

Решением Орловского областного суда от (дата обезличена) по делу (номер обезличен) установлено, что Постановление (адрес обезличен) Совета народных депутатов от (дата обезличена)(номер обезличен)-ОС «О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области» принято в пределах полномочий данного органа и опубликовано в установленном порядке.Кроме того, порядок принятия указанного нормативного правового акта при наличии согласования отнесения поименованных в нем недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения с Министерством культуры, проверялся и признан соблюденным вступившим в законную силу решением Орловского областного суда от (дата обезличена)(номер обезличен) по делу об оспаривании отдельных положений (адрес обезличен) Совета народных депутатов от (дата обезличена)(номер обезличен)

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен) утверждено охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», ХIХ век, расположенный по адресу: (адрес обезличен).

На основании обращения истца АО «Орелагропромпроект» в (дата обезличена) году был выполнен проект на перепланировку и переустройство нежилого помещения (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен).

Из указанного проекта усматривается, что перепланировка предусматривает выполнение следующих видов работ: демонтаж части кирпичной ненесущей стены, демонтаж кирпичных перегородок и не действующих печей, монтаж новых ГКЛ-перегородок, закладка дверного проема. Переустройство заключается в установке сантехнических приборов с подводками (унитазов и раковин).

Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении заключения и допустимости проведения перепланировки и переустройства, рассмотрев которое Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области письмом от (дата обезличена)(номер обезличен) отказало ФИО1 в согласовании проектной документации и проведении работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен)на основании статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Полагая, что отказ Управления в согласовании проектной документации и проведения работ по перепланировке и переустройству помещения, выполненной АО «Орелагропромпроект», является незаконным, ФИО1 обратился в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая указанное, суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Таким образом, для признания решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон N 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В пункте 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).

Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 утвержден Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - Порядок N 1749).

В силу пункта 9 Порядка N 1749 отказ в согласовании проектной документации осуществляется в следующих случаях:

1) представление неполного комплекта документов, перечисленных в пункте 3 Порядка;

2) наличие недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3 Порядка;

3) представленные документы подписаны лицом, не имеющим на то полномочий;

4) заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит отрицательные выводы по представленной документации;

5) несогласие органа охраны объектов культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно п. 3 Порядка N 1749 для согласования проектной документации Органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы:

1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями, подлинник в 1 (одном) экземпляре;

2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).

В соответствии с п. 4 Порядка N 1749 структура разделов проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - объект культурного наследия) определяется заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемым Органом охраны объектов культурного наследия, в зависимости от состояния, наличия и степени проработки ранее подготовленной проектной документации, вида и состава работ по сохранению, осуществляемых на объекте культурного наследия.

Из материалов дела следует, что оспариваемый отказ в согласовании проектной документации и проведения работ по перепланировке и переустройству помещения, выполненной АО «Орелагропромпроект», в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», ХIХ век, расположенного по адресу: (адрес обезличен), выраженной в письме от (дата обезличена)(номер обезличен), мотивирован Управлением тем, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Разъяснено право на обращение в Управление для получения Задания.

Суд соглашается с указанными доводами административного ответчика ввиду следующего.

Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2Перечня работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение к Постановлению Правительства РФ от (дата обезличена) N 349 (ред. от (дата обезличена))), разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относится к лицензированным видам деятельности.

Поскольку из проекта на перепланировку и переустройство нежилого помещения (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), выполненного АО «Орелагропромпроект», усматривается, что перепланировка предусматривает выполнение следующих видов работ: демонтаж части кирпичной ненесущей стены, демонтаж кирпичных перегородок и не действующих печей, монтаж новых ГКЛ-перегородок, закладка дверного проема, суд приходит к выводу, что данные работы относятся к ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поэтому, разработка проектной документации может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.Поскольку у АО «Орелагропромпроект» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, оснований для удовлетворения заявленного иска в части признания отказа от (дата обезличена) недействительным не имеется.

Помимо указанного, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными пунктов 6,8,9,10,11 Задания от (дата обезличена)(номер обезличен) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 15Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (пункт 13 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает, в том числе установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ).

Поскольку принадлежащее административному истцу здание признано объектом культурного наследия в установленном законом порядке, на него законом возлагаются определенные ограничения при его эксплуатации.

Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 45Федерального закона N73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Таким образом, производство любых строительных и земляных работ в границах территории объекта культурного наследия без соблюдения требований п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ невозможно.

В соответствии с п. 2. Перечня работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 17.10.2017)), разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относится к лицензированным видам деятельности.

ПриказомМинкультуры России от 08.06.2016 N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 N 43141) утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия согласно приложению к настоящему приказу.

Пунктом 5указанного выше Приказа предусмотрено, что выдача Задания (приложение N 1 к Порядку) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны объектов культурного наследия.

Согласно Приложению N 1 к указанному Порядку задание предусматривает 11 разделов, в том числе:

- раздел 6 - реквизиты документов об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, описание предмета охраны,

- раздел 8 с требованиями к составу и содержанию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно: предварительные работы (раздел 1), комплексные научные исследования (раздел 2), проект реставрации и приспособления (раздел 3), рабочая проектная документация (раздел 4), отчетная документация (раздел 5),

- раздел 9 с требованиями к Порядку и условиям согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,

- раздел 10 - требования по научному руководству, авторскому и техническому надзору:

- раздел 11 - дополнительные требования и условия.

Учитывая, что Задание от 29.04.2021 № 7 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения полностью соответствует приказу Минкультуры России от 08 июня 2016 года N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия", суд находит обоснованной позицию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области о необходимости соответствия представленной для согласования проектной документации заданию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия областного значения, которая основана на правильном применении положений Закона N 73-ФЗ и Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Довод административного истца о том, что Управлением не представлены какие-либо официальные документы, содержащие описание предмета охраны культурного наследия, наличие зон охраны культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информации о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия, сведения о времени возникновения или дате созданияобъекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта или датах связанных с ним исторических событий, ввиду чего административным ответчиком незаконно ему выдано оспариваемое Задание, суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерацииобластной суд в качестве суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Таким образом, районный суд не вправе давать оценку правовым актам, которыми спорный объект отнесен к категории памятников истории и культуры местного значения и внесен в соответствующий реестр.

Согласно ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациипри рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Учитывая изложенное выше, поскольку судом не установлено нарушение прав административного истца, должностным лицом принято оспариваемое решение в рамках предоставленных полномочий, соблюден порядок принятия решения, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области о признании действий незаконными.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного административного иска ФИО1 ФИО11 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области о признании действий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2021 года.

Судья Е.В. Зацепилина