Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года Видновский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кравченко С.О.,
при секретаре <адрес>
с участием прокурора Булыгиной Д.Е.
с участием: административного истца Егоровой Е.А.,
представителя заинтересованного лица ТИК <адрес> – Матлахова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2089/18 по административному иску Егоровой Евгении Александровны к Участковой избирательной комиссии № <адрес> о признании бюллетеней избирателей не соответствующими установленной форме, осуществлении пересчета голосов избирателей, аннулировании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и внесении новых данных в протокол об итогах голосования,
У С Т А Н О В И Л:
Егорова Е.А. обратилась в суд с иском к Участковой избирательной комиссии № о признании бюллетеней избирателей, принявших участие в голосовании на избирательном участке №, не соответствующими установленной форме, осуществлении пересчета голосов избирателей, аннулировании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и внесении новых данных в протокол об итогах голосования.
В обоснование заявленных требований Егорова Е.А. указала, что Территориальной избирательной комиссией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены данные об итогах голосования на избирательном участке № расположенном по адресу: <адрес>, указанные результаты размещены на портале Избирательной комиссии <адрес> в сети «Интернет». В день голосования по выборам Президента Российской Федерации -ДД.ММ.ГГГГ истица прибыла для голосования на избирательный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании ранее поданного заявления через портал Госуслуги. Для голосования истице был выдан бюллетень, на котором в верхнем правом углу лицевой стороны стоял штамп с номером участковой избирательной комиссии № и две подписи, с обратной стороны избирательного бюллетеня был наклеен специальный знак посредине бюллетеня. Пройдя в кабину для голосования Егорова Е.А. поставила отметку не в том месте, в связи с чем, была вынуждена обратиться к члену УИК с решающим голосом, выдавшему бюллетень с просьбой погасить испорченный бюллетень и выдать другой. Егоровой Е.А. был выдан новый бюллетень, о чем была сделана запись в списке избирателей, и истица приняла участие в голосовании, опустив бюллетень в комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), на повторно выданном бюллетене также в верхнем правом углу лицевой стороны стоял штамп с номером участковой избирательной комиссии № и две подписи, с обратной стороны избирательного бюллетеня был наклеен специальный знак посредине бюллетеня.
Егорова Е.А. полагает, что ее права в день голосования по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ были нарушены, а именно нарушена установленная форма избирательного бюллетеня. Также истица предполагает, что оба бюллетеня, выданные ей на УИК попали в раздел «Недействительные» протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке №, тогда как первый выданный бюллетень Егоровой Е.А. должен был попасть в раздел «погашенные», а второй выданный бюллетень за одного из кандидатов, в связи с чем ее голос не был учтен в графе за кандидата и результаты отраженные в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № не отражают истинного волеизъявления избирателей.
В судебном заседании административный истец Егорова Е.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ТИК <адрес> Мо в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что установленные формы бюллетеней были соблюдены. Также ответчик указал, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства существенных нарушений избирательного законодательства, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателя Егоровой Е.А., как на то указывает Конституционный суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
Представитель заинтересованного лица ЦИК РФ в судебное заседание не явились, представил отзыв, в котором просил в заявленных требованиях отказать.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные Егоровой Е.А. требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
В силу п. 16 ст. 239 КАС РФ избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Как установлено в судебном заседании Территориальной избирательной комиссией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены данные об итогах голосования на избирательном участке № расположенном по адресу: <адрес>, указанные результаты размещены на портале Избирательной комиссии <адрес> в сети «Интернет». В день голосования по выборам Президента Российской Федерации -ДД.ММ.ГГГГ истица прибыла для голосования на избирательный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании ранее поданного заявления через портал Госуслуги. Для голосования истице был выдан бюллетень, на котором в верхнем правом углу лицевой стороны стоял штамп с номером участковой избирательной комиссии № и две подписи, с обратной стороны избирательного бюллетеня был наклеен специальный знак посредине бюллетеня. Пройдя в кабину для голосования Егорова Е.А. поставила отметку не в том месте, в связи с чем, была вынуждена обратиться к члену УИК с решающим голосом, выдавшему бюллетень с просьбой погасить испорченный бюллетень и выдать другой. Егоровой Е.А. был выдан новый бюллетень, о чем была сделана запись в списке избирателей, и истица приняла участие в голосовании, опустив бюллетень в комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), на повторно выданном бюллетене также в верхнем правом углу лицевой стороны стоял штамп с номером участковой избирательной комиссии № и две подписи, с обратной стороны избирательного бюллетеня был наклеен специальный знак посредине бюллетеня.
Егорова Е.А. полагает, что ее права в день голосования по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ были нарушены, а именно нарушена установленная форма избирательного бюллетеня. Также истица предполагает, что оба бюллетеня, выданные ей на УИК попали в раздел «Недействительные» протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке №, тогда как первый выданный бюллетень Егоровой Е.А. должен был попасть в раздел «погашенные», а второй выданный бюллетень за одного из кандидатов, в связи с чем ее голос не был учтен в графе за кандидата и результаты отраженные в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № не отражают истинного волеизъявления избирателей.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах Президента Российской Федерации" Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах Президента Российской Федерации" законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.
В силу ч.1,2 и 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах Президента Российской Федерации" подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Статья 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает порядок голосования, согласно которому:
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 настоящего Федерального закона, к позиции "За" или "Против".
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования.
Как усматривается из материалов дела, голосование на избирательном участке №, расположенном по адресу: <адрес> голосование проходило с техническим средством подсчета голосов, а именно был установлен комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010).
Постановлением Центральной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации
Согласно вышеуказанной инструкции, комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее - КОИБ-2010) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума (далее - участковая комиссия) об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2010, проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.
В соответствии с п.2.5 указанной инструкции Бюллетени классифицируются КОИБ-2010 следующим образом:
"Действительный", если он является бюллетенем установленной формы (геометрические параметры бюллетеня соответствуют исходным данным), на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов;
"Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если в нем число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;
"Неустановленной формы", если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные пунктом 2.4 настоящей Инструкции.
Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как недействительные, маркируются цветной линией на оборотной стороне в верхней или нижней части бюллетеня (в зависимости от того, какой стороной был опущен бюллетень в сканирующее устройство КОИБ-2010).
Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток.
Результаты классификации бюллетеня, опущенного в сканирующее устройство КОИБ-2010, можно просматривать на информационном табло КОИБ-2010 только в режиме тестирования.
Сканирующее устройство, входящее в состав КОИБ-2010, - устройство, обеспечивающее считывание информации с бюллетеня, его распознавание (классификацию).
Данные классификационные требования не предъявляются к бюллетеням с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней.
Как усматривается из п.6 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, по указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2010 распечатывают результаты голосования на избирательном участке, участке референдума по каждому виду выборов. Полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии.
Распечатки результатов голосования подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии с указанием даты и времени подписания и заверяются печатью участковой комиссии, а затем оглашаются.
По указанию председателя участковой комиссии результаты голосования по каждому виду выборов, референдума оглашаются в помещении для голосования с использованием КОИБ-2010 через встроенный в него громкоговоритель (динамик).
Данные, содержащиеся в распечатках результатов голосования, заносятся в увеличенные формы протоколов участковой комиссии.
В своем административном исковом заявлении административный истец Егорова Е.А. указывает на то, что бюллетени, предоставленные ей для голосования на выбора Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ не соответствовали форме, установленной Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации», а именно: «на обратной стороне избирательного бюллетеня строго в правом верхнем углу не ближе 30 мм от краёв листа, предусматривается место для наклеивания специального знака (марки).
Однако суд не может согласиться с указанным доводом административного истца ввиду следующего.
Согласно п.3 ст. 67 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
Порядок изготовления, передачи и использования специальных знаков (марок) для бюллетеней на выборах Президента Российской Федерации утвержден Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены требования к изготовлению бюллетеней для голосования с использованием КОИБ-2010, представленные в приложении №.
Согласно указанному приложению, бюллетени для голосования с использованием КОИБ-2010 должны быть должны быть прямоугольной формы и удовлетворять следующим требованиям:
углы должны быть равны 90,0° +/- 0,1°;
кривизна края обреза бюллетеня в точке максимального прогиба не должна превышать 1 мм;
разность диагоналей бюллетеня не должна превышать 2 мм;
ширина бюллетеня - 210 +/- 1 мм;
длина бюллетеня - (148 - 600) +/- 1 мм.
Материалом для изготовления бюллетеней должна быть бумага однородная целлюлозная белая плотностью от 80 до 100 г/м2.
Поверхность бумаги не должна иметь специальных покрытий (клеящий слой, слой для самокопирования и т.п.) и оставлять загрязнений на контактном сенсоре сканирующего устройства КОИБ-2010, должна быть сухой.
На оборотной стороне бюллетеня допускается наклеивание специального знака (марки), нанесение надписи микрошрифтом и (или) защитной сетки любого цвета без ограничения по всей поверхности оборотной стороны бюллетеня. Нанесение иных изображений на оборотной стороне бюллетеня не допускается.
Не допускаются вкрапления краски, особенно в зоне квадратов для отметок, масштабирование и иные нарушения исполнения электронного макета.
Приложением № к Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, указаны правила и образцы оформления бюллетеней, выдаваемых избирателям, участникам референдума.
Согласно указанному приложению Прямоугольная печать соответствующей комиссии ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии (в правом верхнем углу бюллетеня), цифры номера избирательного участка, участка референдума на оттиске печати должны находиться в нижней части зоны печати комиссии. Оттиск печати должен быть четким, не смазанным. Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии. Подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии на оттиске печати соответствующей комиссии. Подписи не должны пересекать рамку зоны печати комиссии, также не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.
Специальный знак (марка) размещается только на оборотной стороне бюллетеня не ближе 3 см к краям бюллетеня.
Специальный знак (марка) не должен размещаться в проекции зоны печати комиссии и в проекции зоны расположения квадратов.
Лицевая поверхность специального знака (марки) не должна иметь специальных покрытий (клеящий слой, слой для самокопирования и т.п.), должна быть сухой.
Клеящий состав марки не должен оставлять загрязнений на контактном сенсоре сканирующего устройства КОИБ.
В указанном приложении приедена схема правильное размещение марки на оборотной
стороне бюллетеня:
В своем заявлении истица указывает, что оба выданные ей бюллетеня имели следующие характеристики: в верхнем правом углу лицевой стороны стоял штамп с номером участковой избирательной комиссии № и две подписи, с обратной стороны избирательного бюллетеня был наклеен специальный знак посредине бюллетеня. То есть в полном соответствии с правилами и образцам оформления бюллетеней, выдаваемых избирателям, участникам референдума, указанными в приложении № к Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации.
Учитывая, что КОИБ предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования и является техническим средством, его деятельность и деятельность по подготовке бюллетеней, регламентируется инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, а не Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ, как на то указывает административный истец.
Более того, в своем Постановлении 129/1072- 7 от ДД.ММ.ГГГГ "Об использовании при голосовании на выборах Президента Российской Федерации технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней», ЦИК указал, что использование участковыми избирательными комиссиями КОИБ и подсчет голосов избирателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", а также инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В указном постановлении ЦИК РФ не делает ссылок на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ 127/1063-7 «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации», а прямо указывает на необходимость руководствоваться инструкцией, утвержденной ЦИК РФ. Ввиду чего суд не усматривает нарушений со стороны Участковой избирательной комиссии в предоставлении избирателям бюллетеней не установленной формы и приходит к выводу, что административным истцом не правильно истолкованы нормы регламентирующие спорные правоотношения.
Также суд учитывает, что п.2.5 вышеуказанной инструкции, бюллетени классифицируются КОИБ-2010, само устройство КОИБ-2010 обеспечивает считывание информации с бюллетеня, его распознавание (классификацию). То есть при нарушении установленной формы бюллетеней, КОИБ-2010, считывая информацию, распознал был бюллетень "Неустановленной формы", что нашло бы свое отражение в распечатке сведений о результатах голосования на избирательном участке, а в последствии и в увеличенных формах протоколов участковой комиссии.
Административный истец Егорова Е.А. приложила к своему административному исковому заявлению данные об итогах голосования на избирательном участке №, размещенные на портале избирательной комиссии <адрес> в сети Интернет, указывая, что оба бюллетеня выданные ей попали в раздел «Недействительные», в то время как один из бюллетеней должен был попасть в раздел «Погашенные», а второй бюллетень «За одного из кандидатов».
Представленная распечатка с сайта Избирательной комиссии <адрес> содержит следующие сведения: …6. Число погашенных избирательных бюллетеней -263,.. .9. число недействительных избирательных бюллетеней -6.
Таким образом суд, приходит к выводу, что доводы административного истца о том, что ее избирательный бюллетень попал в раздел «недействительные» являются надуманными и основанными на ее личном убеждении и предположении.
В заявленных требованиях Егорова Е.А. просит произвести перерасчет голосов избирателей, проголосовавших на избирательном участке № без учета бюллетеней неустановленной формы, а также аннулировать протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и внести соответствующие данные на основании перерасчета в протокол УИК № об итогах голосования.
Статья 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает следующее.
После установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая эти протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке в случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 настоящей статьи.
Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П указывает, что судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судом установлено, что процедура проведение выборов на избирательном участке № полностью соответствовала законодательству о выборах Президента Российской Федерации, а форма бюллетеня установленная инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации не была нарушена, ввиду чего у суда не имеется оснований для перерасчета голосов избирателей, аннулирования протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и внесения новых данных в протокол об итогах голосования, также нет оснований полагать, что административный ответчик нарушил права Егоровой Е.А., что не позволило выявить ее действительную волю. Доказательств существенного нарушения избирательного законодательства административным истцом не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд:
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Егоровой Евгении Александровны к Участковой избирательной комиссии № <адрес> о признании бюллетеней избирателей не соответствующими установленной форме, осуществлении пересчета голосов избирателей, аннулировании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и внесении новых данных в протокол об итогах голосования - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Видновский городской суд в течение одного месяца.
Судья Кравченко С.О.