Дело№2а-2089/2022
УИД 58RS0027-01-2022-004735-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2022 года г.Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составепредседательствующего судьи Аргаткиной Н.Н.,при секретаре судебного заседания Хайровой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Публично- правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения и возложении обязанности произвести начисления и выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 14.12.2006 ООО «Север-траст» получено разрешение на строительство № от 14.12.2006 объекта капитального строительства: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по адресу: . 01.10.2014 между ФИО1 и ООО «Север-траст» (далее - Застройщик) был заключен договор № участия в долевом строительстве жилья от 01.10.2014 в отношении двухкомнатной квартиры № 37 проектной площадью 81,08 кв.м., на 10 этаже многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенного по адресу: . Государственная регистрация договора была произведена Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 02.10.2014, номер регистрации №. Цена договора в сумме 3405360,00 руб. была оплачена полностью двумя платежами. Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передачи ФИО1 квартиры не исполнил. 30.07.2019 в отношении Застройщика возбуждено дело о банкротстве № А49-7849/2019. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.10.2019 Застройщик признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2. Требование ФИО1 как участника долевого строительства включено в реестр требований участников строительства (далее -РТУС) с суммой требования 3 405 360.00 руб., что подтверждается извещением конкурсного управляющего от 03.12.2019 и выпиской из РТУС от 20.12.20121 №. 01.07.2019 Федеральным законом № 151-ФЗ от 27.06.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены два федеральных механизма восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, путем принятия Наблюдательным советом публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (до 01.01.2022 наименование - публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства») (далее - Федеральный фонд) решения: - о финансировании завершения строительства многоквартирных жилых домов, по которым застройщиком не были в установленном порядке исполнены обязательства перед участниками долевого строительства (т.е. решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 29.07.2017 «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №218-ФЗ», - о финансировании выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в РТУС (т.е. решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ). Одновременно законодатель установил возможность принятия Наблюдательным советом Федерального фонда решения о нецелесообразности финансирования указанных выше мероприятий (завершения строительства/выплаты возмещения), закрепив ее частью 3.1 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ. 30.12.2020 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда № НС-29/2020 от 30.12.2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-№. На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области (далее - Регфонд) было заключено Соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов Застройщика № ФЗП-28/270-21 от 10.02.2021. Регфонд в рамках дела о банкротстве Застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства Застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС. 02.06.2021 определением Арбитражного суда Пензенской области отказано в удовлетворении заявления Регфонда о намерениях. 03.12.2021 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда № НС-34/2021 от 03.12.2021 принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-№ В соответствии с Правилами выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1233 от 07.10.2017, административный истец обратилась с заявлением о выплате возмещения, предоставив необходимый пакет документов. 24.02.2022 Федеральный фонд письмом № 08-4585-ОН от 24.02.2022 отказал ей в выплате возмещения. В качестве основания отказа Федеральный фонд ссылается на то, что в соответствии с частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ Федеральный фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков в случае, если застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Считает отказ Федерального фонда незаконным, ее нарушенное право на защиту от недобросовестных действий Застройщика - подлежащим восстановлению, с учетом следующего. Строительство объекта Застройщик предполагал осуществить в три этапа. 1-й этап: фундаменты под весь дом и строительство 2, 3 подъездов (1-я очередь строительства), 2-й этап: строительство 1 подъезда (2-я очередь строительства), 3-й этап: строительство 4 подъезда (3-я очередь строительства). В рамках полученного разрешения на строительство 1-ой очереди Застройщик выполнил работы по устройству фундаментов под весь дом, 2-ая блок-секция была выполнена до уровня 11 этажа. 3-я блок-секция - до уровня 7-го этажа, строительство 1-й и 4-й блок-секций Застройщик не осуществлял. При этом договоры участия в долевом строительстве жилья заключались Застройщиком в отношении всех очередей строительства, государственная регистрация всех договоров производилась Управлением Федеральной- службы кадастра и картографии по Пензенской области. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором Железнодорожного районного суда г. Пензы от 02.04.2021 (дело № 1-5/2021), которым генеральный директор ООО «Север-траст» ФИО4 признан виновным по ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года 6 месяцев условно, истец, как и другие участники строительства, признана потерпевшей. В рамках рассмотрения дела о банкротстве Застройщика № А49-7849/2019 вступившими в законную силу определением Арбитражного суда Пензенской области от 2.06.2021г., постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5.07.2021, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2021 установлено следующее: доводы Федерального фонда об отсутствии разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очередей противоречат установленным по делу обстоятельствам, из материалов дела следует, что у ООО «Север-траст» имелось разрешение на строительство в отношении объекта: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом). Доказательств того, что ООО «Север-Траст» выполняло какие-либо строительные работы, не предусмотренные разрешением на строительство, не представлено. Наличие разрешения на строительство не только первой очереди, но и фундаментов остальных очередей, позволило заключить договоры участия в долевом строительстве, данные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области и никем не оспорены. Требования в отношении всех квартир включены в единый реестр требований участников строительства определениями суда, никем не оспорены. В соответствии со статьей 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Пункт 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что в случае, когда застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Федеральный фонд принимает решения о нецелесообразности финансирования, однако такое решение Федеральным фондом не принималось, напротив. Федеральный фонд принял решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения (протокол № НС-34/2021 от 03.12.2021). 10.01.2022 Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пензенской области возбуждено еще одно уголовное дело в отношении руководителей и учредителей ООО «Север-траст» по части 4 статьи 159 УК РФ. В рамках расследования уголовного дела дана правовая оценка действиям регистраторов Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области по факту государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве жилья 2-ой и 3-й очередей строительства. Действия регистраторов признаны законными с учетом правовой позиции, изложенной арбитражным судом при рассмотрении дела № А49-5376/2006 (вступившие в законную силу решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.11.2006, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2007, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2007), согласно которой полученное разрешение на строительство нулевого (подготовительного) цикла делает легитимным заключение договоров участия в долевом строительстве жилья, их государственную регистрацию и привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 4. 17. 24, 45. 124, 125, 218-221 КАС РФ, просит суд признать незаконным отказ публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате ФИО1 предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещения как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-115358). Обязать публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществить начисление и выплату ФИО1 предусмотренное пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возмещение как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-115358).
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным отказ публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате ФИО1 предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещения как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства OОО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-115358). Обязать публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» осуществить начисление и выплату ФИО1 предусмотренное пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возмещение как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-115358). Представила также письменные объяснения, в которых указывает, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, установленный ст. 219 КАС РФ, ей не пропущен. Административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с данным административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 218-ФЗ), а именно частью 2 статьи 13.1, предусмотрена возможность для Фонда принять решение о финансировании (часть 3.2 статьи 13.1 Закона №218-ФЗ): а) мероприятий по завершению строительства проблемного объекта; б) мероприятий по выплате возмещения гражданам -участникам строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила). В соответствии с п. 3 Правил решение о финансировании принимается в отношении объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых в соответствии с проектной документацией входят объекты долевого строительства, при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, либо в пределах нескольких разрешений на строительство в соответствии с градостроительным планом земельного участка или утвержденным проектом планировки территории. В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять застройщику строительство объекта. В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств застройщиком в отсутствие разрешительной документации не допускается. Согласно пункта 4 Правил Решение о нецелесообразности финансирования принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Решение о нецелесообразности финансирования может быть принято как в отношении жилого комплекса, так и в отношении отдельных объектов незавершенного строительства, входящих в состав жилого комплекса, а также объектов инфраструктуры в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 3.3 статьи 13.1 Закона. В силу части 3.3 статьи 13.1 Закона №18-ФЗ, Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования (за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное) если застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 3.3 части 3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ и Правил, в отношен жилых помещений в подъездах/секциях и на этажах объектов, строительство которых осуществлялось без полученного застройщиком в установленном законом порядке разрешения на строительство, Фондом не может быть принято решение о целесообразности финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства. 30.12.2020 Наблюдательны советом Фонда в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: (далее - Объект), застройщика ООО «Север-Траст» (далее - Застройщик), принято решение о восстановлении прав граждан путем завершения строительства. Разрешение на строительство от 14.12.2006 № 148, предусмотренное статьей 51 ГрК РФ, выдавалось Застройщику для строительства многоэтажного жилого дома со встроенным помещением жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом. Строительство объекта ООО «Север-Траст» предполагалось осуществить в три этапа: первая очередь (2, 3 подъезды), вторая очередь (1 подъезд) и третья очередь (4 подъезд). Администрацией г. Пензы 14.12.2006 выдано разрешение № 148 от 14.12.2006 на строительство первой очереди объекта. На вторую и третью очереди строительства застройщиком получено положительное заключение государственной ведомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.05.2007 №Э-04-83/2007, однако разрешение на их строительство не выдавалось. Привлечение денежных средств граждан для строительства 2 и 3 очередей объекта по договорам участия в долевом строительстве являлось незаконным ввиду отсутствия разрешения на строительство, что подтверждено вступившим в законную силу приговором Железнодорожного районного суда г. Пензы от 02.04.2021 (дело № 1-5/2021). Решение Наблюдательного совета Фонда принято в отношении жилых помещений в подъездах/секциях Объекта, строительство которых осуществлялось в соответствии с полученным Застройщиком разрешением на строительство. С учетом изложенного отсутствуют основания для восстановления прав граждан -участников строительства, имеющих требования в отношении жилых помещений, расположенных за рамками выданного в установленном порядке разрешения на строительства объектов (2 и 3 очереди строительства). Фондом принято решении в соответствии с Правилами и Законом №218 в отношении требований граждан – участников долевого строительства, которые приобрели помещения в части объекта, соответствующему требованиям Закона № 218, Правил и градостроительным норм. Отсутствует совокупность условий, предусмотренная КАС РФ, при которых возможно признание действий (бездействия) Фонда незаконными.
Представитель заинтересованного лица Правительства Пензенской области –ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала решение по делу на усмотрение суда, сославшись на доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Пензенской области ФИО6, действующая на основании устава, в судебном заседании полагала административный иск подлежащим удовлетворению, сославшись на доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица конкурсного управляющего ООО «Север-Траст» ФИО2 – ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал административный иск подлежащим удовлетворению, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение по делу полагала на усмотрение суда, сославшись на доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица АО «Банк ДОМ.РФ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам ст. 13 ФЗ от 29.07.2017 N 218 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 218-ФЗ) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1233 утверждены Правила выплаты возмещения, которая осуществляется на основании заявления гражданина (пункт 2 данных Правил).
Согласно ст. 201.15.2.2 ФЗ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Фонд, принявший решение о выплате возмещения, является приобретателем земельного участка, его неотделимых улучшений и проектной документации в качестве встречного предоставления за выплаченное возмещение.
Процесс передачи объектов осуществляется в рамках дела о банкротстве по заявлению Фонда.
Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1233 в п. 1 устанавливает порядок выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства.
Статья 1 Закона N 218-ФЗ под участником строительства понимает физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве понятие участник строительства включает в себя термин "участник долевого строительства" и определяется как физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование.
Требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме.
Денежное требование - требование участника строительства о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения; возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, которые признаны судом или арбитражным судом недействительными; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
По смыслу указанных норм, выплата возмещения возможна участнику строительства, не обязательно долевого, чьи требования основаны на любом возмездном договоре, включая требования об исполнении обязательства в натуре (передача объекта) или о возмещении убытков.
Требование о возврате денежных средств по расторгнутой, незаключенной или недействительной сделке, которая предполагала передачу объекта гражданину, также охватывается регулированием Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 N 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан- участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила). Решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ. принимается Наблюдательным советом фонда (пункт 2 Правил).
Как следует из материалов дела, 01.10.2014г. между ФИО1 и ООО «Север-траст» (Застройщик) был заключен договор № участия в долевом строительстве жилья в отношении двухкомнатной проектной площадью 81,08 кв.м., на 10 этаже многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенного по адресу:
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве жилья произведена Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 02.10.2014, номер регистрации 58-58-37/029/2014-026.
Цена договора в сумме 3 405 360,00 руб. оплачена ФИО1 полностью двумя платежами: за счет собственных средств (платежное поручение № 16 от 03.10.2014 на сумму 705 360.00 руб.), за счет средств ипотечного кредита, предоставленного ОАО Банк «Северный морской путь» на основании кредитного договора № № от 01.10.2014 (платежное поручение № 2 от 03.10.2014 на сумму 2 700 000,00 руб.).
Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передачи ФИО1 квартиры не исполнил.
30.07.2019 в отношении ООО «Север Траст» возбуждено дело о банкротстве № А49-7849/2019.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.10.2019г. ООО «Север Траст» признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО9.
Требование ФИО1 как участника долевого строительства включено в реестр требований участников строительства (РТУС) с суммой требования 3 405 360.00 руб., что подтверждается извещением конкурсного управляющего от 03.12.2019 и выпиской из РТУС от 20.12.20121 №.
30.12.2020 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда №НС-29/2020 от 30.12.2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-№
На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области было заключено Соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов Застройщика № ФЗП-28/270-21 от 10.02.2021.
Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области в рамках дела о банкротстве Застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства Застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС.
02.06.2021г. определением Арбитражного суда Пензенской области отказано в удовлетворении заявления Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области о намерениях.
03.12.2021г. Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда № НС-34/2021 от 03.12.2021 принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № 148 от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-№
ФИО3 в установленном порядке обратилась к административному ответчику с заявлением о выплате возмещения.
Уведомлением от 24.02.2022 №08-4585-ОН ППК «Фонд развития территорий» отказал ФИО1 в выплате возмещения со ссылкой на строительство принадлежащего ей помещения без получения в установленном порядке разрешения на строительство. В выплате отказано на том основании, что объект долевого строительства находится в части жилого дома, строительство которого осуществлялось без получения разрешения на строительство.
Пункт 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что в случае, когда застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Федеральный фонд принимает решения о нецелесообразности финансирования, однако такое решение Федеральным фондом не принималось, напротив. Федеральный фонд принял решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения (протокол № НС-34/2021 от 03.12.2021).
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств застройщиком в отсутствие разрешительной документации не допускается.
Согласно пункта 4 Правил решение о нецелесообразности финансирования принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Решение о нецелесообразности финансирования может быть принято как в отношении жилого комплекса, так и в отношении отдельных объектов незавершенного строительства, входящих в состав жилого комплекса, а также объектов инфраструктуры, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 3.3 статьи 13.1 Закона.
Как следует из материалов дела, 14.12.2006 ООО «Север-траст» получено разрешение на строительство № от 14.12.2006 объекта капитального строительства: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по адресу: 14.
Вступившими в законную силу определением Арбитражного суда Пензенской области от 2.06.2021 по делу № А49-7849/2019, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5.07.2021, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2021 установлено следующее: доводы Федерального фонда об отсутствии разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очередей противоречат установленным по делу обстоятельствам, из материалов дела следует, что у ООО «Север-траст» имелось разрешение на строительство в отношении объекта: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом). Доказательств того, что ООО «Север-Траст» выполняло какие-либо строительные работы, не предусмотренные разрешением на строительство, не представлено. Наличие разрешения на строительство не только первой очереди, но и фундаментов остальных очередей, позволило заключить договоры участия в долевом строительстве, данные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области и никем не оспорены. Требования в отношении всех квартир включены в единый реестр требований участников строительства определениями суда, никем не оспорены.
В соответствии со статьей 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из материалов настоящего дела следует, что требования административного истца включены в реестр требований должника арбитражным управляющим, учтены в реестре требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов в соответствии с правилами параграфа № 7 главы IX Закона № 127-ФЗ.
Факт того, что при строительстве объекта Застройщик вышел за пределы разрешения на строительство, при условии принятия Фондом решения о целесообразности финансирования, не может являться основанием для отказа в выплате участникам долевого строительства, требования которых признаны обоснованными и включены в реестр.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 Ж305-ЭС14-1186, в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
По мнению суда, производя выплаты одним участниками долевого строительства, включенным в реестр, и отказывая в выплатах участникам, в отношении помещений которых отсутствует разрешение на строительство, и также включенным в реестр, нарушается принцип равенства.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что договор долевого участия ФИО1 был заключен законно, зарегистрирован в установленном законом порядке, административный истец - участник долевого строительства включен в реестр требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда в рамках дела о банкротстве, договор зарегистрирован в ЕГРН, предметом договора является строительство и передача должником квартиры, ФИО1 были предприняты разумные и добросовестные доступные гражданину меры для проверки, минимизации рисков участия в незаконном строительстве (права застройщика на земельный участок, разрешение на строительство, зарегистрированный договор о передаче спорной квартиры), объекты строительства находятся в едином капитальном объекте незаверенного строительства, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выплате возмещения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения Фонда об отказе в выплате возмещения подлежат удовлетворению.
Какие-либо опровергающие доводы административных истцов доказательства ответчиком представлены не были, несмотря на то, что в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения.
Учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в ст. ст. 10 и 118, и требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности начисления и выплаты ей возмещения, поскольку данный вопрос Публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" не был предметно рассмотрен, при этом Фонд не может быть лишен права на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости понуждения Фонда к повторному рассмотрению заявления ФИО1 о выплате возмещения в отношении объекта строительства по адресу: .
Утверждение представителя административного ответчика о том, что ФИО1 пропущен установленный законом срок для обращения с настоящим административным иском подлежит отклонению судом по следующим основаниям.
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 17.01.2022г. ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о выплате возмещения. 25.01.2022г. ее обращение было вручено ответчику, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма. 24.02.2022 ответчик письмом № 08-4585-ОН от 24.02.2022 отказал ФИО1 в выплате возмещения. Согласно копии конверта и данных отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80099469022445, 28.02.2022г. отказ Фонда был направлен заказным письмом в адрес административного истца. 19.03.2022г. ФИО1 получен отказ ответчика, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80099469022445, именно с указанной даты начал течь трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Данный срок истекал 18.06.2022. 18.04.2022г. ФИО1 направила посредством почтового отправления в Октябрьский районный суд г. Пензы настоящее административное исковое заявление, что подтверждается почтовым конвертом с отметкой о дате отправления почтового отделения. Определением Октябрьского районного суда г.Пензы от 26.04.2022г. административное исковое заявление было возвращено ФИО1 Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 09.06.2022г. определение Октябрьского районного суда г.Пензы от 26.04.2022г. было отменено, административное исковое заявление направлено в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии.
Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 пропущен не был.
Довод представителя административного ответчика о том, что в данном случае отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренных положениями ст. 226 КАС РФ, для признания незаконным решения об отказе в выплате, суд полагает подлежащим отклонению, поскольку применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В данном случае отказ административного ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца на получение выплаты как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст».
Руководствуясь ст. ст. 174- 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Публично- правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения и возложении обязанности произвести начисления и выплату, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате возмещения ФИО1, предусмотренной пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-№
Возложить обязанность на Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» повторно рассмотреть вопрос о выплате возмещения ФИО1, предусмотренной пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-115358).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05.09.2022г.
Судья Аргаткина Н.Н.