ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/19 от 18.02.2019 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-208/2019.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев. 18 февраля 2019 года.

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе: председательствующего Пилипенко Б.Л.,

с участием административного истца – Колтыга А.В.,

представителя административного ответчика – МО МВД России «Арсеньевский» – Миненко Л.Л.,

административного ответчика – заместителя начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» – Кузьменко Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Ливинской С.С., рассмотрев дело

по административному иску Колтыга А.В. и А.И. к МО МВД России «Арсеньевский» и врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В. об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства Колтыга А.В. и А.И. изложенного в письме от 18.01.2019 года,

установил:

Колтыга А.В. в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери А.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что 14.01.2019 года ею было подано заявление о регистрации по месту жительства от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А.И.. в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» через МФЦ г. Арсеньева.

18.01.2019 года ею был получено решение об отказе в регистрации, подписанное врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В., которая сослалась на нарушение с её стороны п. 49 Приказа МВД РФ № 984 от 31.12.2017 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ».

Данное решение об отказе в регистрации она считает незаконным и необоснованным, просит признать его таковым и обязать административного ответчика осуществить регистрацию её и дочери по месту жительства по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. <адрес>

В судебном заседании административный истец Колтыга А.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила удовлетворить его.

Представитель МОМВД России «Арсеньевский» Миненко Л.Л. и врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В. иск не признали и просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на его необоснованность. При этом, они пояснили, что истице и её дочери было отказано в регистрации по месту жительства на том основании, что они в нарушение абз. 2 п. 49.4 Административного регламента не предоставили согласие на их вселение в жилое помещение, удостоверенное лицом, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, либо в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

Выслушав участников судебного заседания и исследовав представленные доказательства, суд пришёл к следующему.

Судом установлено, что административный истец Колтыга А.В. избрала постоянным местом жительства дом своего отца К.Ю.С. который дал свое согласие на ее регистрацию в доме, расположенном по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес>

14.01.2019 года Колтыга А.В. обратилась через МФЦ г. Арсеньева с заявлением о регистрации по месту жительства от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А.И. в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский». При этом, вместе с заявлением о регистрации по месту жительства ею были предоставлены документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, заявление.

18.01.2019 года ею было получено письменное решение об отказе в регистрации, подписанное врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В., в обоснование которого последняя сослалась на нарушение со стороны Колтыга А.В. п. 49 Приказа МВД РФ № 984 от 31.12.2017 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно не предоставлено письменное согласие о вселении от собственника. Кроме того, в качестве причины отказана в регистрации указано, что в предоставленном ею документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение указано, что объектом права по адресу: г. Арсеньев, <адрес> является жилое строение без права регистрации проживания. Регистрация по месту жительства может осуществляться только в жилом помещении.

Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на следующих доказательствах.

Согласно расписке в получении документов 14.01.2019 года Колтыга А.В. были поданы в Арсеньевское отделение г. Арсеньева краевого ГАУ Приморского края «МФЦ» следующие документы: документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, заявление.

Из заявления от 14.01.2019 года К.Ю.С. (собственника жилого помещения, в котором намеревалась зарегистрироваться Колтыга А.В. со своей дочерью), подписанного от его имени на основании доверенности К.Л.Ф. следует, что он просит зарегистрировать Колтыга А.В. по месту жительства по адресу: г. Арсеньев, <адрес> Данное заявление заверено подписью сотрудника принявшего документы.

Согласно заявлениям Колтыга А.В. и А.И. от 14.01.2019 года о регистрации по месту жительства в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский», в которых они просили зарегистрировать их по адресу: г. Арсеньев, <адрес>, зам. начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В. 16.01.2019 года принято решение в регистрации отказать.

Из письменного ответа врио начальника отдела по вопросам миграции Кузьменко Ю.В., данного Колтыга А.В., следует, что последней было разъяснено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель предоставляет паспорт, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, а также письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение собственника жилого помещения. Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за приём, передачу в органы регистрационного учёта документов, либо в соответствии с законодательством РФ о нотариате. При этом указано, что в предоставленном ею документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение указано, что объектом права по адресу: г. Арсеньев, <адрес> является жилое строение без права регистрации проживания. Регистрация по месту жительства может осуществляться только в жилом помещении.

В соответствии со свидетельством о регистрации по месту жительства Колтыга А.И. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Приморский край, <адрес>

Согласно свидетельству о рождении А.И. родилась <данные изъяты>. Отец – К.И.Ю.. Мать – Колтыга А.В..

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что К.Ю.С. на праве собственности принадлежит жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес> Существующих ограниченной права не зарегистрировано.

Копий паспорта подтверждается, что К.Л.Ф., зарегистрирована по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес>

Из доверенности <данные изъяты> следует, что К.Ю.С. уполномочил К.Л.Ф. управлять и распоряжаться всем своим имуществом, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось, в частности быть его представителем по вопросу снятия и постановки на регистрационный учёт любых лиц, подписывать и подавать от его имени заявления…

Приведённые доказательства суд оценивает как относимые, допустимые, достоверные, и в совокупности достаточные для разрешения данного дела.

Принимая решение, суд руководствовался следующими правовыми нормами.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, если полагает, что этими решением, действием (бездействием) нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1). При отсутствии совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Правоотношения по поводу регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства урегулированы Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила регистрации), Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Приказом МВД РФ от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Административный регламент).

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, пункту 16 Правил регистрации, пунктам 49, 49.1, 49.2 Административного регламента для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом.

Представление всех этих документов, за исключением документов, которые могут быть получены регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренном абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, указывает на соблюдение гражданином установленного вышеназванными нормативными правовыми актами порядка обращения за предоставлением государственной услуги по регистрационному учету гражданина по месту жительства. При этом, обязанность регистрационного органа зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, возникает с момента предоставления гражданином всех необходимых для этого документов, либо после получения их органом регистрационного учета в порядке межведомственного взаимодействия, что следует из части 3 статьи 6 Закона № 5242-1.

В силу пунктов 1, 4, 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2).

Заявление лица (лиц), предоставившего жилое помещение для проживания, пунктом 49 вышеназванного Административного регламента расценивается, как документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.

В то же время, если жилое помещение находится в долевой собственности нескольких лиц, то исходя из положений статей 288, 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации другому лицу это помещение может быть предоставлено во владение и (или) в пользование только по соглашению всех собственников этого помещения. Следовательно, для регистрации гражданина в жилом помещении, находящемся в долевой собственности нескольких лиц, документом, являющимся основанием для вселения в жилое помещение, в силу пункта 49.4 Административного регламента является письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности. При этом, норма, содержащаяся в абз. 2 указанного пункта относится к письменному согласию, о котором идёт речь в абз. 1 данного пункта.

Однако, судом установлено и подтверждается материалами дела, что д. <адрес> в г. Арсеньеве на момент обращения административного истца с вышеуказанным заявлением о регистрации по месту жительства находился в собственности одного лица – К.Ю.С. следовательно оснований требовать от административного истца предоставления письменного согласия о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности, предусмотренного п. 49.4 Административного регламента, не имелось.

Таким образом, административным истцом, в соответствии с требованиями части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, Правилами регистрации и Административным регламентом были представлены все необходимые документы для регистрации по месту жительства. При этом, по смыслу ч. 3 ст. 6 Закона № 5242-1 предоставление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Федерального Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ от 29.07.2017 года для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Согласно ч. 9 указанной правовой нормы, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом, замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что отказ Колтыга А.В. и её дочери А.И. в регистрации по месту жительства не соответствует нормативным правовым актам и нарушает их права, свободы и законные интересы. Поэтому иск является обоснованным и подлежит полному удовлетворению.

При этом, требование о взыскании в пользу административного истца с МОМВД России «Арсеньевский» 1000 рублей в порядке компенсации расходов на составление административного искового заявления удовлетворению не подлежит, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих несение данных расходов административным истцом суду не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать оспоренное решение врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В. об отказе Колтыга А.В. и А.И. в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административных истцов.

Заявленное требование о признании неправомерным отказа Колтыга А.В. и А.И. в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства удовлетворить полностью.

Обязать врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» Кузьменко Ю.В. предоставить Колтыга А.В. и А.И. государственную услугу по регистрации по месту жительства в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Колтыга А.В. и А.И. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МО МВД России «Арсеньевский» в пользу Колтыга А.В. в порядке возврата госпошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 22 февраля 2019 года.

Судья Б.Л. Пилипенко