Дело № 2а-208/2019. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Арсеньев. 18 февраля 2019 года. Арсеньевский городской суд Приморского края в составе: председательствующего Пилипенко Б.Л., с участием административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика – МО МВД России «Арсеньевский» – ФИО2, административного ответчика – заместителя начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» – ФИО3, при секретаре судебного заседания Ливинской С.С., рассмотрев дело по административному иску ФИО4 к МО МВД России «Арсеньевский» и врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» ФИО3 об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства ФИО4 изложенного в письме от 18.01.2019 года, установил: ФИО1 в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери А.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что 14.01.2019 года ею было подано заявление о регистрации по месту жительства от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А.И.. в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» через МФЦ г. Арсеньева. 18.01.2019 года ею был получено решение об отказе в регистрации, подписанное врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» ФИО3, которая сослалась на нарушение с её стороны п. 49 Приказа МВД РФ № 984 от 31.12.2017 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ». Данное решение об отказе в регистрации она считает незаконным и необоснованным, просит признать его таковым и обязать административного ответчика осуществить регистрацию её и дочери по месту жительства по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. <адрес> В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила удовлетворить его. Представитель МОМВД России «Арсеньевский» ФИО2 и врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» ФИО3 иск не признали и просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на его необоснованность. При этом, они пояснили, что истице и её дочери было отказано в регистрации по месту жительства на том основании, что они в нарушение абз. 2 п. 49.4 Административного регламента не предоставили согласие на их вселение в жилое помещение, удостоверенное лицом, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, либо в соответствии с законодательством РФ о нотариате. Выслушав участников судебного заседания и исследовав представленные доказательства, суд пришёл к следующему. Судом установлено, что административный истец ФИО1 избрала постоянным местом жительства дом своего отца К.Ю.С. который дал свое согласие на ее регистрацию в доме, расположенном по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес> 14.01.2019 года ФИО1 обратилась через МФЦ г. Арсеньева с заявлением о регистрации по месту жительства от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А.И. в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский». При этом, вместе с заявлением о регистрации по месту жительства ею были предоставлены документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, заявление. 18.01.2019 года ею было получено письменное решение об отказе в регистрации, подписанное врио начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» ФИО3, в обоснование которого последняя сослалась на нарушение со стороны ФИО1 п. 49 Приказа МВД РФ № 984 от 31.12.2017 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно не предоставлено письменное согласие о вселении от собственника. Кроме того, в качестве причины отказана в регистрации указано, что в предоставленном ею документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение указано, что объектом права по адресу: г. Арсеньев, <адрес> является жилое строение без права регистрации проживания. Регистрация по месту жительства может осуществляться только в жилом помещении. Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на следующих доказательствах. Согласно расписке в получении документов 14.01.2019 года ФИО1 были поданы в Арсеньевское отделение г. Арсеньева краевого ГАУ Приморского края «МФЦ» следующие документы: документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, заявление. Из заявления от 14.01.2019 года К.Ю.С. (собственника жилого помещения, в котором намеревалась зарегистрироваться ФИО1 со своей дочерью), подписанного от его имени на основании доверенности К.Л.Ф. следует, что он просит зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу: г. Арсеньев, <адрес> Данное заявление заверено подписью сотрудника принявшего документы. Согласно заявлениям ФИО4 от 14.01.2019 года о регистрации по месту жительства в отдел по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский», в которых они просили зарегистрировать их по адресу: г. Арсеньев, <адрес>, зам. начальника отдела по вопросам миграции МОМВД России «Арсеньевский» ФИО3 16.01.2019 года принято решение в регистрации отказать. Из письменного ответа врио начальника отдела по вопросам миграции ФИО3, данного ФИО1, следует, что последней было разъяснено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель предоставляет паспорт, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, а также письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение собственника жилого помещения. Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за приём, передачу в органы регистрационного учёта документов, либо в соответствии с законодательством РФ о нотариате. При этом указано, что в предоставленном ею документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение указано, что объектом права по адресу: г. Арсеньев, <адрес> является жилое строение без права регистрации проживания. Регистрация по месту жительства может осуществляться только в жилом помещении. В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту жительства ФИО5 зарегистрирована по месту жительства по адресу: Приморский край, <адрес> Согласно свидетельству о рождении А.И. родилась <данные изъяты>. Отец – К.И.Ю.. Мать – ФИО1. Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что К.Ю.С. на праве собственности принадлежит жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес> Существующих ограниченной права не зарегистрировано. Копий паспорта подтверждается, что К.Л.Ф., зарегистрирована по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, <адрес> Из доверенности <данные изъяты> следует, что К.Ю.С. уполномочил К.Л.Ф. управлять и распоряжаться всем своим имуществом, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось, в частности быть его представителем по вопросу снятия и постановки на регистрационный учёт любых лиц, подписывать и подавать от его имени заявления… Приведённые доказательства суд оценивает как относимые, допустимые, достоверные, и в совокупности достаточные для разрешения данного дела. Принимая решение, суд руководствовался следующими правовыми нормами. В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, если полагает, что этими решением, действием (бездействием) нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1). При отсутствии совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2). Правоотношения по поводу регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства урегулированы Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила регистрации), Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Приказом МВД РФ от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Административный регламент). Согласно части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, пункту 16 Правил регистрации, пунктам 49, 49.1, 49.2 Административного регламента для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом. Представление всех этих документов, за исключением документов, которые могут быть получены регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренном абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, указывает на соблюдение гражданином установленного вышеназванными нормативными правовыми актами порядка обращения за предоставлением государственной услуги по регистрационному учету гражданина по месту жительства. При этом, обязанность регистрационного органа зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, возникает с момента предоставления гражданином всех необходимых для этого документов, либо после получения их органом регистрационного учета в порядке межведомственного взаимодействия, что следует из части 3 статьи 6 Закона № 5242-1. В силу пунктов 1, 4, 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2). Заявление лица (лиц), предоставившего жилое помещение для проживания, пунктом 49 вышеназванного Административного регламента расценивается, как документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. В то же время, если жилое помещение находится в долевой собственности нескольких лиц, то исходя из положений статей 288, 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации другому лицу это помещение может быть предоставлено во владение и (или) в пользование только по соглашению всех собственников этого помещения. Следовательно, для регистрации гражданина в жилом помещении, находящемся в долевой собственности нескольких лиц, документом, являющимся основанием для вселения в жилое помещение, в силу пункта 49.4 Административного регламента является письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности. При этом, норма, содержащаяся в абз. 2 указанного пункта относится к письменному согласию, о котором идёт речь в абз. 1 данного пункта. Однако, судом установлено и подтверждается материалами дела, что д. <адрес> в г. Арсеньеве на момент обращения административного истца с вышеуказанным заявлением о регистрации по месту жительства находился в собственности одного лица – К.Ю.С. следовательно оснований требовать от административного истца предоставления письменного согласия о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности, предусмотренного п. 49.4 Административного регламента, не имелось. Таким образом, административным истцом, в соответствии с требованиями части 1 статьи 6 Закона № 5242-1, Правилами регистрации и Административным регламентом были представлены все необходимые документы для регистрации по месту жительства. При этом, по смыслу ч. 3 ст. 6 Закона № 5242-1 предоставление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. В соответствии с ч. 7 ст. 54 Федерального Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ от 29.07.2017 года для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Согласно ч. 9 указанной правовой нормы, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом, замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей. С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что отказ ФИО1 и её дочери А.И. в регистрации по месту жительства не соответствует нормативным правовым актам и нарушает их права, свободы и законные интересы. Поэтому иск является обоснованным и подлежит полному удовлетворению. При этом, требование о взыскании в пользу административного истца с МОМВД России «Арсеньевский» 1000 рублей в порядке компенсации расходов на составление административного искового заявления удовлетворению не подлежит, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих несение данных расходов административным истцом суду не предоставлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд решил: Признать оспоренное решение врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» ФИО3 об отказе ФИО4 в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административных истцов. Заявленное требование о признании неправомерным отказа ФИО4 в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства удовлетворить полностью. Обязать врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Арсеньевский» ФИО3 предоставить ФИО4 государственную услугу по регистрации по месту жительства в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО4 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с МО МВД России «Арсеньевский» в пользу ФИО1 в порядке возврата госпошлины 300 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 22 февраля 2019 года. Судья Б.Л. Пилипенко |