РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 ноября 2020 г. г. Владикавказ
Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Лачинова С.Э., при секретаре судебного заседания Лозневой М.В., с участием административного истца Одинаева Т.Ш., его представителя Ермолаева Р.А., представителя административного ответчика - командира войсковой части № – Андросовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-208/2020 по административному исковому заявлению <данные изъяты> запаса Одинаева Толибшо Шириншоевича об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с не изданием приказа об установлении и выплате ежемесячной надбавки за особые условия службы и производстве дополнительных выплат,
установил:
Одинаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных в судебном заседании требований просил признать незаконным бездействие командира войсковой части № по не изданию приказа об установлении и выплате ему надбавок за особые условия службы и за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, обязать указанное должностное лицо издать приказ об установлении и выплате ему:
-ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности – в экипаже штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период с 1 сентября 2017 года по 31 января 2018 года;
- ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 2 % оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 % оклада по воинской должности в месяц за периоды с 12 июля по 15 сентября 2017 года; а также с 21 февраля по 24 апреля 2020 года.
В обоснование требований административный истец в судебном заседании пояснил, что за период прохождения военной службы по контракту в войсковой части № с 3 ноября 2015 года по 28 января 2018 года в воинской должности старшего механика – водителя зенитного ракетно-артиллерийского взвода ему не выплачена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности за прохождение службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси. Кроме того, ему не выплачена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, отработку задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, за периоды нахождения в полигоне войсковой части № с 6 июля по 15 сентября 2017 года, а также в № учебном центре войсковой части № с 20 февраля по 27 апреля 2020 года. Бездействием командира воинской части нарушено его право на получение указанных ежемесячных надбавок.
Представитель административного истца поддержал требования своего доверителя, при этом пояснил, что поскольку у командира войсковой части № сохранялась обязанность по установлению и выплате Одинаеву оспариваемых им надбавок до исключения его из списков личного состава воинской части, административным истцом в соответствии с ч. 1.1 ст. 219 КАС не пропущен установленный законом срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Представитель командира войсковой части № Андросова требования истца не признала, при этом пояснила, что Одинаеву за период нахождения с 20 февраля по 27 апреля 2020 года в 726 учебном центре войсковой части № командиром воинской части установлена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, отработку задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях вне пункта части. В удовлетворении требований административного истца в части оспаривания ежемесячных надбавок за особые условия военной службы в экипаже штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период с 1 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, и за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время за период с 12 июля по 15 сентября 2017 года просила отказать в связи с пропуском административным истцом установленного срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
Заинтересованные лица – руководитель федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - "Единый расчетный центр") и начальник федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания", а также их представители, надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Выслушав пояснения административного истца и представителей сторон, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Одинаев в период с 24 мая 2015 года по 9 сентября 2020 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №. При этом с 3 ноября 2015 года по 28 января 2018 года он проходил службу в воинской должности старшего механика – водителя зенитного ракетно-артиллерийского взвода.
За период прохождения военной службы в указанной воинской должности ему не была установлена и выплачена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности за прохождение службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси.
29 января 2018 года административный истец был назначен на воинскую должность командира зенитной самоходной установки зенитного ракетно-артиллерийского взвода.
В связи с назначением на указанную должность приказом командира войсковой части № от 23 ноября 2018 года ему была установлена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности за прохождение службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период с 29 января по 15 июля 2018 года.
Данная надбавка согласно расчетному листу Единого расчетного центра выплачена административному истцу в январе 2019 года.
6 марта 2017 года административный истец в составе подразделения убывал на полевой выход в 726 учебный центр войсковой части №, дислоцированный в г. <адрес>, где находился до 12 октября 2017 года и выполнял задачи, непосредственно связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время вне пункта постоянной дислокации воинской части.
При этом в период с 6 июля по 15 сентября 2017 года он был направлен и находился на полигоне войсковой части №, дислоцированной в <адрес>, где принимал участие в международном форуме "Армия – 2017" и отрабатывал задачи учебно-боевой подготовки в полевых условиях.
Приказом командира войсковой части № от 6 декабря 2017 года № № Одинаеву за выполнение указанных задач в период с 20 марта по 5 октября 2017 года, без учета периода нахождения его на полигоне войсковой части № с 6 июля по 15 сентября 2017 года, установлена надбавка за выполнение задач, непосредственного связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время и за отработку задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях, которая выплачена ему в декабре 2018 года, что усматривается из расчетного листа Единого расчетного центра.
В период с 20 февраля по 27 апреля 2020 года административный истец в составе подразделения находился в № учебном центре войсковой части №, где выполнял задачи, непосредственно связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время, и отрабатывал задачи учебно-боевой подготовки в полевых условиях вне пункта постоянной дислокации воинской части.
19 августа 2020 года он уволен с военной службы, а с 9 сентября 2020 года исключен из списков личного состава воинской части.
Приказом командира войсковой части № от 6 ноября 2020 года № № Одинаеву за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, и за отработку задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях в периоды с 27 по 29 февраля 2020 года, с 1 по 27 марта 2020 года и с 4 по 10 апреля 2020 года установлена соответствующая надбавка.
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде выписками из приказов командира войсковой части № от 23 мая 2015 года № №, от 10 ноября 2015 года № №, от 17 марта 2017 года № №, от 6 июля 2017 года № № от 13 октября 2017 года № №, от 6 декабря 2017 года № №, от 17 января 2018 года № №, от 7 февраля 2018 года № №, от 23 ноября 2018 года № №, от 17 февраля 2020 года № №, от 20 февраля 2020 года № № от 27 апреля 2020 года № №, от 19 августа 2020 года № №, от 21 августа 2020 года № №, от 6 ноября 2020 года № №, командировочным удостоверением 5 июня 2017 года № №, выпиской из приказа командира войсковой части № от 15 сентября 2017 года № 173 (вышестоящей для войсковой части №), расчетными листами Единого расчетного центра за декабрь 2018 года и за январь 2019 года.
Согласно ч. 12 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе ежемесячные надбавки за особые условия военной службы и за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 процентов оклада по воинской должности.
Правила выплаты указанных надбавок определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы и выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подп. "д" п. 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073, указанная надбавка выплачивается в размере до 20 % оклада по воинской должности военнослужащим в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси.
В соответствии с подп. "б" п. 3 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года № 1122, в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, указанная надбавка устанавливается и выплачивается военнослужащим в размере до 60 % оклада по воинской должности - за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части (органа) по перечню, определяемому руководителем соответствующего государственного органа.
Вышеуказанные надбавки выплачиваются военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения закреплены в подп. "д" п. 53 и п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (действовавшим до 6 декабря 2019 года) и в подп. 5 п. 49 и п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, определенного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727.
Как установлено судом, 6 ноября 2020 года командиром войсковой части № издан приказ о выплате Одинаеву за период нахождения в составе подразделения в № учебном центре войсковой части № надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, отработку задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях вне пункта постоянной дислокации воинской части.
При этом с учетом условий выполнения задач указанная надбавка установлена административному истцу за период непосредственного участия в учениях, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях с 27 по 29 февраля 2020 года, с 1 по 27 марта 2020 года и с 4 по 10 апреля 2020 года.
Довод административного истца, что указанная надбавка ему положена за весь период нахождения его в полевых условиях с 21 февраля по 24 апреля 2020 года, суд считает несостоятельным, поскольку данная надбавка устанавливается и выплачивается военнослужащим в зависимости от условий выполнения задач за период непосредственного участия в учениях, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях.
Учитывая изложенное, требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по изданию приказа об установлении и выплате ему надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за весь период нахождения его в полевых условиях с 21 февраля по 24 апреля 2020 года суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 5 и 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в экипаже штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период прохождения военной службы в воинской должности старшего механика – водителя зенитного ракетно-артиллерийского взвода с 1 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, при этом, учитывая, что в связи с назначением его 29 января 2018 года на воинскую должность командира зенитной самоходной установки зенитного ракетно-артиллерийского взвода, указанная надбавка ему была установлена и выплачена в январе 2019 года за период с 29 января по 15 июля 2018 года, суд считает, что о своем предполагаемом нарушенном праве административному истцу было известно в январе 2019 года.
Также учитывая, что приказом командира воинской части от 6 декабря 2017 года Одинаеву была установлена надбавка за период выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время с 20 марта по 5 октября 2017 года, без включения периода нахождения его на полигоне войсковой части № с 6 июля по 15 сентября 2017 года, при этом указанная надбавка за названный период ему была выплачена в декабре 2018 года, суд полагает, что о своем предполагаемом нарушенном праве административному истцу было известно в декабре 2018 года.
Между тем административное исковое заявление об оспаривании указанных надбавок за названные периоды административным истцом подано в суд 10 октября 2020 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что упомянутые надбавки выплачиваются военнослужащим в составе их денежного довольствия, суд полагает, что административным истцом в части указанных требований пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт пропуска установленного законом срока обращения с административным исковым заявлением в суд по уважительной причине, административным истцом либо его представителем суду не представлено, указанный срок пропущен без уважительных причин и возможности его восстановления судом не установлено.
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Одинаева в части требований о возложении на командира воинской части обязанности по установлению и выплате ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в экипаже штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период с 1 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, а также ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время с 12 июля по 15 сентября 2017 года, следует отказать в соответствии со ст. 219 КАС РФ в связи с пропуском административным истцом установленного законом срока обращения в суд.
Доводы представителя административного истца о том, что Одинаевым не пропущен установленный законом срок обращения с административным исковым заявлением в суд, так как у командира воинской части сохранялась обязанность по установлению и выплате административному истцу оспариваемых надбавок до исключения его из списков личного состава воинской части, суд отвергает, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Одинаева Толибшо Шириншоевича отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий С.Э. Лачинов
Решение изготовлено в окончательной форме 18 ноября 2020 года.