ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/2021 от 28.04.2021 Щигровского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-208/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2021 г. г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Пономаренко Ю.Ю.

с участием административного истца Щигровского межрайонного прокурора Курской области в лице старшего помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Зайцевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к главе Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов,

У С Т А Н О В И Л:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к главе Администрации Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенного мониторинга муниципальных правовых актов было установлено, что последние изменения в Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области внесены решением Собрания депутатов Вышнеольховатского сельсовета от 28 октября 2020 г. № 61-131-6 и зарегистрированы в Минюсте РФ 09 декабря 2020 г. за № 465283032020001. При этом изменения в Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вступившим в законную силу 06 августа 2019 г., которым уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения, упрощен порядок декларирования доходов депутатами представительных органов местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, в соответствии с Федеральным законом от 02 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 02 августа 2019 г., которым расширены полномочия сельских поселений в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», вступившим в законную силу 27 декабря 2019 г., в соответствии с которым внесены изменения в ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по состоянию на 25 января 2021 г. не были внесены, последние внесенные изменения не затронули нормы указанных законов. Сроки внесения изменений в Устав муниципального образования истекли 02 февраля 2020 г., 06 февраля 2020 г. и 27 июня 2020 г., в связи с чем в адрес главы Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые на момент подачи административного иска не были устранены. В связи с этим административный истец просил признать незаконным бездействие главы Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области, выразившееся в неприведении Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов, возложить обязанность на главу Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца Зайцева А.Н. административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Административный ответчик в лице главы Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте административный ответчик извещен надлежащим образом, не представил суду сведений об уважительности неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что на момент рассмотрения административного дела решение о внесении изменений в устав муниципального образования принято Собранием депутатов Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области, необходимые документы направлены для государственной регистрации.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться: 1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования; 2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области глава Вышнеольховатского сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 58 Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области инициатива по внесению на рассмотрение Собрания депутатов Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района проектов нового Устава, а также решения о внесении изменений и дополнений в Устав может исходить от главы Вышнеольховатского сельсовета, от депутатов Собрания депутатов Вышнеольховатского сельсовета и от инициативных групп граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом указанные условия должны иметь место в совокупности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 19 марта 2021 г. Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка законности муниципальных правовых актов, в том числе своевременности приведения Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с федеральным законом, в ходе которой было установлено, что последние изменения в Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области внесены решением Собрания депутатов Вышнеольховатского сельсовета от 28 октября 2020 г. № 61-131-6 и зарегистрированы в Минюсте РФ 09 декабря 2020 г. за № 465283032020001.

Также было установлено, что в нарушение приведенных выше норм действующего законодательства изменения в Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вступившим в законную силу 06 августа 2019 г., которым уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения, упрощен порядок декларирования доходов депутатами представительных органов местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, в соответствии с Федеральным законом от 02 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 02 августа 2019 г., которым расширены полномочия сельских поселений в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», вступившим в законную силу 27 декабря 2019 г., в соответствии с которым внесены изменения в ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по состоянию на 25 января 2021 г. своевременно не были внесены.

25 января 2021 г. в адрес главы Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области Щигровским межрайонным прокурором Курской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие со вступившими в законную силу законодательными актами о внесении изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ, не приведен.

Доводы административного ответчика о том, что на момент рассмотрения административного дела решение о внесении изменений в устав муниципального образования принято Собранием депутатов Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области и необходимые документы направлены для государственной регистрации, суд отклоняет, поскольку представленные административным ответчиком решение Собрания депутатов Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области и протокол заседания не содержат подписей должностных лиц, не скреплены печатью, а значит, не отвечают требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам. Сведения о том, что необходимые документы были направлены в Управление Минюста РФ по Курской области для регистрации, не представлены.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законодательства главой Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области, что выразилось в неприведении Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов, суд, принимая во внимание значимость указанных правоотношений, а также то, что срок для выполнения данных мероприятий должен быть разумным и достаточным, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к главе Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области, выразившееся в неприведении Устава муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов.

Обязать главу Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 02 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 14 мая 2021 г.

Председательствующий С.Н. Зуборев