ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2090/2021 от 14.12.2021 Кольского районного суда (Мурманская область)

дело № 2а-2090/2021 ***

***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021 года город Кола, Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Н.А. Ивановой,

при секретаре Кумейко В.С.,

с участием старшего помощника прокурора Кольского района Мурманской области Роговской Л.Ю.,

представителя административного истца – УМВД России по Мурманской области, по доверенности ФИО4,

иностранного гражданина, подлежащего депортации, – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Мурманской области о продлении срока содержания ФИО5, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области,

У С Т А Н О В И Л:

УМВД России по Мурманской области обратилось в суд с административным иском о продлении срока содержания гражданина *** ФИО5, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, указав в обоснование заявленных требований, что *** Управлением Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Мурманской области в отношении ФИО5 принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. *** Федеральной службой исполнения наказаний РФ вынесено распоряжение , которым пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина *** ФИО5, признано нежелательным. *** УМВД России по Мурманской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации указанного лица, отбывавшего наказание в виде лишения свободы. *** принято решение о помещении ФИО5 в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, расположенный по адрес*** (далее по тексту – ЦВС), после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда, на срок, не превышающий 48 часов. ****** судом *** принято решение о помещении ФИО5 в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области. Документ, удостоверяющий личность и позволяющий пересечь государственную границу РФ у ФИО5 отсутствуют, он не является гражданином РФ. По учетам СПО «Мигрант-1» в Российскую Федерацию ФИО5 прибыл совместно с родителями в несовершеннолетнем возрасте *** через контрольно-пропускной пункт *** по свидетельству о рождении, выданному в ***. Согласно заключению УМВД России по Мурманской области от *** ФИО5 гражданином Российской Федерации не является. *** в Генеральное консульство *** направлен запрос об оказании содействия в оформлении данному иностранному гражданину свидетельства на возвращение в ***. По сообщению Генерального консульства *** Российской Федерации от *** подтвердить принадлежность/непринадлежность ФИО5 к гражданству *** в настоящее время не представляется возможным, ***. *** в ГУ МВД России по Ростовской области направлен запрос об оказании содействия в направлении запроса в компетентные органы *** об оформлении ФИО5 документа, удостоверяющего личность и позволяющего пересечь государственную границу РФ. По сообщению ГУ МВД России по Ростовской области от *** оснований для документирования временным удостоверением личности ФИО5 *** не имеет. В настоящее время осуществить процедуру депортации ФИО5 не представляется возможным. Ссылаясь на положения ст. 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 9.4 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», просит принять решение о продлении срока содержания гражданина *** ФИО5, *** г.р., в указанный центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области до осуществления процедуры его депортации за пределы Российской Федерации, на срок до 60 суток.

При рассмотрении дела представитель административного истца заявленные требования поддержал по вышеуказанным доводам и основаниям, добавил, что в настоящее время УМВД России по Мурманской области готовятся запросы в Генеральное консульство *** и МВД *** о рассмотрении вопроса о возможности возвращения ФИО5, подлежащего депортации за пределы Российской Федерации в Республику ***

Административный ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал, что он с семьей прибыл на территорию Российской Федерации в *** году. Его мать, отец и брат в настоящее время получили гражданство Российской Федерации. Проживают и работают на территории ***. Отметил, что в связи с тем, что был осужден за совершение уголовного преступления, он не смог в установленном порядке вместе с родственниками оформить необходимые документы для получения гражданства Российской Федерации.

Суд, заслушав объяснения участвовавших в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела , учетного дела ФИО5, приходит к следующему.

Основания и порядок временного помещения лица без гражданства, подлежащего депортации, предусмотрены Федеральными законами от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Федеральный закон № 114-ФЗ), от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ) и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) предусматривает: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:.. . (f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче...».

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Частью 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан предусмотрено, что в целях настоящего закона применяются следующие основные понятия: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В силу ч. ч. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 9.3-9.4, 11, 12 ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трёх дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трёх рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Пунктом 6 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от *** (в редакции, действующей с ***), установлено, что решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, в том числе, Минюстом России.

Судом установлено, что ФИО5, прибывший с территории *** в *** году отбывал наказание в виде 02 лет лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области по приговору *** суда *** от *** по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ и *** освобождён по отбытию срока наказания.

*** Управлением Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Мурманской области в отношении ФИО5 принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на 03 года после отбытия наказания до момента погашения судимости.

Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний РФ от *** пребывание ФИО5 в Российской Федерации признано нежелательным сроком на три года.

Документ, удостоверяющий личность и позволяющий пересечь государственную границу РФ у ФИО5 отсутствуют, он не является гражданином РФ.

Управлением по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области *** принято решение депортировать гражданина *** ФИО5 за пределы Российской Федерации после отбытия им наказания.

Решением Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области от *** ФИО5, освобождающийся из исправительного учреждения, помещён в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, расположенный по адрес***, с *** на срок, не превышающий 48 часов, и в настоящее время фактически содержится в указанном учреждении.

На основании решения *** суда *** от *** ФИО5 помещен специальное учреждение временного содержания иностранных граждан на срок 90 суток, до *** включительно.

В настоящее время ФИО5 фактически содержится в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, расположенном по адрес***.

По сообщению Генерального консульства *** от *** подтвердить принадлежность/непринадлежность ФИО5 к гражданству *** в настоящее время не представляется возможным, ***

*** в ГУ МВД России по Ростовской области направлен запрос об оказании содействия в направлении запроса в компетентные органы *** об оформлении ФИО5 документа, удостоверяющего личность и позволяющего пересечь государственную границу РФ. *** из ГУ МВД России по Ростовской области поступили сведения о том, что оснований для документирования временным удостоверением личности ФИО5 *** не имеет.

Определением суда от *** о подготовке административного дела к судебному разбирательству в соответствии с ч. 3 ст. 267 КАС РФ срок пребывания ФИО5 в ЦВС был продлен до *** включительно.

Из пояснений ФИО5, данных в судебном заседании следует, что на территории Российской Федерации у него на территории Российской Федерации, а именно, в Мурманской области, проживают близкие родственники, в обоснование своих доводов представил копии документов, из которых следует, что ***ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, ей *** УМВД России по Мурманской области выдан паспорт гражданина Российской Федерации, ***ФИО2 является гражданином Российской Федерации, ему *** УМВД России по Мурманской области выдан паспорт гражданина Российской Федерации, ***ФИО3 также является гражданином Российской Федерации, о чем в том числе свидетельствует паспорт гражданина Российской Федерации, который ему выдан *** УМВД России по Мурманской области. Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, родители административного ответчика зарегистрированы по адрес*** сроком до ***. Из справки, выданной ***ФИО1 работает в указанном государственном учреждении с *** в должности ***. Согласно пояснениям ФИО5, ***ФИО2 также работает в настоящее время в должности ***

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.02.1998 № 6-П указал, что из ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её ст. 55 (ч.2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободы и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание, как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении, превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренной законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

В Определении от 25.09.2014 № 1830-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, имеет ли выдворение из страны реальную перспективу, является ли помещение иностранного гражданина в центр временного содержания оправданным, или продолжает оставаться таковым.

Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.

Как следует из материалов дела, административный ответчик длительное время находится в специализированном учреждении. Сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации в ближайшее время административным истцом не представлено.

Суд считает, что содержание ФИО5 в специализированном учреждении в настоящее время приняло бессрочный характер, поскольку срок его депортации определить невозможно.

Продление срока пребывания ФИО5 в специальном учреждении не отвечает принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения в Центре временного содержания, ФИО5 вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления самого права на свободу и личную неприкосновенность.

С учетом изложенных обстоятельств, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку, в настоящее время административный истец не представил никаких доказательств, подтверждающих возможность получения соответствующих документов для депортации и необходимость продления срока содержания в отношении ФИО5 в специализированном учреждении.

Также в настоящее время суду не представлено данных, указывающих на то, что ФИО5 может скрыться и уклониться от исполнения решения о депортации.

При этом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие проживание на территории Российской Федерации родственников ФИО5, являющихся гражданами Российской Федерации.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 179-180, 267, 269 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

УМВД России по Мурманской области в удовлетворении административного искового заявления о продлении ФИО5 срока содержания в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

***

***

Судья Н.А. Иванова

***

***

***