Дело №2а-2091/2018 03 июля 2018 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика и заинтересованных лиц Дорожкина В.В.,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение о признании незаконным решения о создании Уставной комиссии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения от 10.04.2018 №36 «О создании Уставной комиссии».
В обоснование административного иска указал, что 10 апреля 2018 года советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принято решение №36 «О создании Уставной комиссии» (далее решение №36). В соответствии с пунктом 5 решения №36 аппарату по обеспечению деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области предписано обеспечить официальное опубликование (обнародование) этого решения в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. Согласно пункту 6 решения №36, оно вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.
Он является депутатом совета депутатов указанного муниципального образования, 10 апреля 2018 года присутствовал на заседании совета депутатов и голосовал за принятие данного решения. Решение №36 по настоящее время не опубликовано в официальных СМИ муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, следовательно, оно не вступило в законную силу, в связи с чем должно быть признано незаконным и недействующим с момента его принятия.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Абзацем 3 части 1 статьи 42 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области определено, что муниципальные ненормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в срок, предусмотренный для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, только в случае указания на необходимость такого опубликования непосредственно в таких правовых актах. В соответствии с пунктом 6 статьи 41 Устава, определяющим порядок принятия муниципальных правовых актов, подписание решений совета депутатов отнесено Уставом к исключительной компетенции главы муниципального образования – решение совета депутатов МО подписывает глава МО. Согласно пункту 7.15 Регламента работы совета депутатов, утвержденного решением совета депутатов от 07.07.2011 №190, после принятия решения в целом подлинник решения в течение 3 календарных дней представляется на подпись главе муниципального образования. Глава муниципального образования в течение 10 календарных дней подписывает решение и обнародует его. Вступление решения в силу происходит в порядке и сроки, устанавливаемые советом депутатов.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абз.2, 3 ч.2 ст.47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 42 Устава определено, что муниципальный правовой акт МО ФИО2 считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объёме (кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну) в любом из следующих источников: в официальном муниципальном средстве массовой информации МО ФИО2 – в сетевом издании «тельмана47.рф», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.тельмана47.рф; на официальном сайте МО ФИО2, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; в печатном средстве массовой информации – газете «Тосно Time». В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Устава датой официального опубликования муниципального правового акта МО ФИО2 считается: дата первого размещения правового акта МО ФИО2 в полном объёме в сетевом издании «тельмана47.рф» и на официальном сайте МО ФИО2, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; дата выхода в свет очередного номера выпуска печатного издания «Тосно Time», в котором этот муниципальный правовой акт МО ФИО2 был впервые опубликован в полном объёме.
Решение №36 было размещено 09 мая 2018 года на сайте www.telmana.info, на одной из страниц указанного сайта по электронному адресу: http://telmana.info/reshenie-36-10-aprelya-2018-goda-o-sozdanii-ustavnoj-komissii/.
Положения пунктов 3 и 6 статьи 42 Устава в части допущения размещения на сайте www.telmana.info муниципальных нормативных правовых актов, как способа их официального опубликования (обнародования), и, соответственно, изменяющие установленный статьёй 47 ФЗ-131 порядок вступления НПА в силу – не могут применяться, поскольку сайт www.telmana.info не является официальным СМИ. Этот сайт не учреждался органами местного самоуправления МО ФИО2 как официальное СМИ исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов органов власти, поэтому в отношении него не применимы положения статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации» (далее также Закон о СМИ), не требующие регистрации данного сайта в качестве сетевого издания. В то же время, сайт www.telmana.info не зарегистрирован в соответствии со статьёй 8 Закона о СМИ в качестве официального СМИ.
Следует отметить, что Федеральным законом от 14.06.2011 №142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» в абзац третий статьи 2 Закона о СМИ внесены изменения, вступившие в силу с 10 ноября 2011 года, в соответствии с которыми вводится новая форма периодического распространения массовой информации – сетевое издание, представляющее собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем, оценивая возможность использования сетевого издания в качестве официального публикатора муниципальных правовых актов, необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу второму статьи 12 Закона о СМИ не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. В то же время, в соответствии с абзацем 16 статьи 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. То есть, единственным признаком, отличающим обычный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от сетевого издания является именно регистрация сетевого издания в качестве СМИ. Согласно абзацу 2 статьи 8 Закона о СМИ сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Таким образом, Интернет-сайт, хотя и созданный органами государственной власти или органами местного самоуправления, но не прошедший в установленном Законом о СМИ порядке регистрацию, статуса средства массовой информации приобрести не может, если он не учреждался указанными органами власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, и его регистрация не требуется в соответствии со статьёй 12 Закона о СМИ.
Сайт www.telmana.info не зарегистрирован как сетевое издание в Роскомнадзоре, что подтверждается публичными сведениями, размещенными на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: https://rkn.gov.ru/mass-communication-reestr-media/.
Поскольку абзац третий части 2 статьи 42 Устава в части допустимости официального опубликования НПА на официальном сайте муниципального образования, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info, как и абзац второй части 6 статьи 42 Устава в части приравнивания даты официального опубликования НПА дате размещения такого НПА в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info – противоречат абзацам 3 и 16 статьи 2, статьям 8 и 12 Закона о СМИ, а также абзацам 2 и 3 части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ, то положения статьи 42 Устава в указанной части являются незаконными и не подлежат правоприменению, как противоречащие нормам федерального законодательства.
Официальное СМИ в виде сетевого издания «тельмана47.рф», расположенное по электронному адресу www.тельмана47.рф, учреждено решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04.09.2015 №161 «Об учреждении средства массовой информации в виде сетевого издания «тельмана47.рф». Однако в сетевом издании «тельмана47.рф» решение №36 не публиковалось. Газета «Тосно Time» зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу 27 июня 2013 года, свидетельство ПИ №ТУ 78-01373. Однако, в газете «Тосно Time» решение №36 не публиковалось.
Как депутат совета депутатов он не может руководствоваться в своей текущей деятельности решением №36, в том числе и как член Уставной комиссии. Указанными обстоятельствами созданы неустранимые препятствия, как для исполнения им решения №36, так и для реализации самим советом депутатов полномочий, отнесенных пунктом 1 части 1 статьи 22 Устава к его исключительной компетенции: принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений (л.д.3-9).
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что telmana.info – это просто доменное имя, владельцем которого является местная администрация. На этом сайте размещается не только официальные сообщения органов местного самоуправления, но и сообщения Ленэнерго, касающиеся отключения электроэнергии, сведения об отключении воды, фотоотчёты о деятельности Дома культуры, сведения о ТСЖ, об управляющей компании. Направлением этой информации для размещения занимался ведущий специалист аппарата по обеспечению деятельности совета депутатов, а размещал на сайте администратор сайта, которым по 30 апреля 2018 года было ООО «ТЕРРА». Процедура регистрации сайта telmana.info как официального СМИ не реализовалась, поскольку тельмана47.рф как сетевое СМИ и газета «Тосно Time» регулярно использовались органами местного самоуправления для публикации нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов для уведомления населения о деятельности органов местного самоуправления. На тельмана47.рф ничего, кроме официальной информации и муниципальных правовых актов, не публиковалось.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации использование средств массовой информации только в электронном виде не допустимо с точки зрения соблюдения основных принципов деятельности этих органов власти. Налицо очевидное несоответствие тех позиций Устава поселения об опубликовании муниципальных правовых актов на telmana.info нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Поэтому доводы, которые представлены ответчиком в возражениях, не состоятельны. Им была запрошена информация у администратора официального сайта telmana.info, а также у администратора официального сетевого средства массовой информации тельмана47.рф. В ответе генеральный директор сообщил, что с 1 января 2018 года по настоящее время никакие муниципальные правовые акты, включая решение №36 в сетевом средстве массовой информации тельмана47.рф не публиковались. Налицо прямое нарушение законодательства ответчиком.
Решение, не опубликованное в официальных СМИ, не подлежит применению, но оно применяется. Членов Уставной комиссии собирают на основании этого решения, проводят какие-то мероприятия. Решение является незаконным, потому что не вступило в законную силу. Нарушение устраняется путём опубликования в официальных средствах массовой информации, которым является газета «Тосно Time» либо тельмана47.рф. Другой вариант принять новое решение и опубликовать в официальных СМИ.
Совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области представил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. В статье 42 Устава поселения перечислены три источника, публикация в одном из них муниципального правового акта МО ФИО3 даёт основание считать его официально опубликованным. Оспариваемое решение полностью соответствует законодательству Российской Федерации и Уставу муниципального образования, подписано главой поселения и опубликовано на официальном сайте МО ФИО3, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info 09 мая 2018 года. Решение №36 принято советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 10.04.2018, с соблюдением процедуры его принятия и при наличии необходимого кворума, что подтверждается протоколом заседания совета депутатов от 10.04.2018. Во исполнение этого решения 31.05.2018 проведено одно заседание уставной комиссии. В работе уставной комиссии на данном заседании принял участие сам административный истец, по сути, не оспаривая законность создания и работы уставной комиссии.
Официальный сайт МО ФИО2, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info учрежден органом местного самоуправления – муниципальным образованием Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области для издания официальных сообщений, материалов, а также нормативных правовых актов, в связи с чем, в регистрации не нуждается согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-I «О средствах массовой информации».
Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в здании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, расположенном по адресу: <...>, на втором этаже, «в помещении приемной» оборудовано и должным образом функционирует «Рабочее место для обеспечения доступа населения к информации о деятельности МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и ознакомления с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» (фото прилагается), на котором постоянно открыт для просмотра официальный сайт МО ФИО2, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info (л.д.32-35).
В судебном заседании представитель совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Дорожкин В.В. административный иск не признал, пояснил, что административный истец голосовал за создание Уставной комиссии, принимал участие в её работе, обнаружил публикацию на сайте telmana.info, который является официальным сайтом, что прямо указано в его названии. На этом сайте размещены решения совета депутатов за все года, постановления и распоряжения администрации. На заседаниях Уставной комиссии планируется исключение из статьи 42 Устава сведений о печатном издании газете «Тосно Time» и сайта тельмана47.рф, потому что никаких отношений с провайдером этого сайта у совета депутатов в настоящее время не имеется. Все нормативные акты официально публикуются на сайте telmana.info, что соответствует Уставу и закону. Полагает, что наличие соответствующего договора на доменное имя у органа местного самоуправления и работы по размещению – и есть владение и осуществление прав владельцем сайта, что равносильно учреждению данного сайта субъектом. Официальный сайт поименован в Уставе, полагает, что дополнительное решение совета депутатов не требуется. Решение о создании Уставной комиссии ни коим образом интересы жителей не затрагивает. Интересы жителей будет затронуты, когда Уставная комиссия объявит публичные слушания по проекту изменений в Устав, подготовленному Уставной комиссией.
Глава администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.28-29).
Как представитель главы муниципального образования Дорожкин В.В. административный иск не признал, заявил о поддержке позиции административного ответчика, пояснил, что, обладая полномочиями, глава подписал данное решение, принятое советом депутатов; процедура полностью соблюдена.
Как представитель администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Дорожкин В.В. административный иск не признал, подтвердил вышеуказанное объяснение.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из пункта 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Согласно части 5 этой же статьи председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Статья 47 Федерального закона N 131-ФЗ определяет вступление в силу муниципальных правовых актов.
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Судом установлено, что советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 10 апреля 2018 года принято решение №36 «О создании Уставной комиссии». Совет депутатов решил образовать совместную комиссию совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области по подготовке проектов решений совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Пунктом 2 решения утвержден количественный и персональный состав Уставной комиссии, в которую вошли ФИО4, глава поселения, председатель; депутаты: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7; глава администрации ФИО8 и юрист Дорожкин В.В. Пунктом 3 решения утверждено положение об Уставной комиссии. Признано утратившим силу решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №215 от 17 ноября 2016 года «О создании Уставной комиссии по подготовке внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области». В соответствии с пунктом 5 решения аппарату по обеспечению деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области предписано обеспечить официальное опубликование (обнародование) этого решения в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. Согласно пункту 6 решения оно вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.17-19, 120-125).
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принят решением совета депутатов этого муниципального образования от 23 декабря 2015 года №177, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области 14 апреля 2016 года (л.д.42), далее Устав.
Пункт 6 статьи 21 Устава предусматривает образование постоянных, рабочих и временных комиссий, регламенты работы которых утверждаются советом депутатов МО (л.д.65). Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний совета депутатов МО, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия депутатов совета депутатов МО, должностных лиц администрации МО, других органов местного самоуправления МО ФИО2, представителей общественности, населения МО ФИО2 в работе заседаний Совета депутатов МО, комиссий, групп устанавливается регламентом Совета депутатов МО, который утверждается Советом депутатов МО, заседание Совета депутатов МО считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (п.п.3 и 4 ст.23 Устава – л.д. 67).
Регламент совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области утвержден решением совета депутатов второго созыва муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 07.07.2011 №190 (л.д.97), далее Регламент. Согласно п.п. 2.2, 2.2.1 и 2.2.2 к временным рабочим органам совета депутатов относятся временные рабочие группы, временные комиссии. Временные рабочие группы и временные комиссии формируются из состава депутатов совета депутатов для обсуждения вопросов местного значения и координации работы рабочих органов совета депутатов. К работе временных рабочих органов могут быть привлечены служащие местной администрации МО ФИО2, исполнительных органов государственной власти, эксперты, представители общественности, СМИ. По результатам деятельности временный рабочий орган представляет совету депутатов доклад по существу вопроса, в связи с которым он был создан. По докладам временного рабочего органа совет депутатов правомочен принять решение. Временный рабочий орган прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на него задач или досрочно по решению совета депутатов (л.д.99-100).
Согласно пункту 7.15 Регламента после принятия решения в целом подлинник решения в течение 3 календарных дней представляется на подпись главе муниципального образования. Глава муниципального образования в течение 10 календарных дней подписывает решение и обнародует его. Вступление решения в силу происходит в порядке и сроки, устанавливаемые советом депутатов (л.д.109).
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04 сентября 2015 года №161 учреждено средство массовой информации в виде сетевого издания, для которого определено название «тельмана47.рф» (л.д.116-117).
Из протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 10 апреля 2018 года №3/18/7 следует, что на этом заседании присутствовали 14 депутатов, приняли решение, которое получило номер 36 (л.д.126, 133-134).
31 мая 2018 года состоялось заседание уставной комиссии, на котором Дорожкину В.В. дано поручение в срок до 22.06.2018 представить заключение по изменениям в устав (л.д.148).
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, положения Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, Регламента совета депутатов позволяют совету депутатов создавать постоянные и временные комиссии, в число которых включать помимо депутатов, представителей администрации, общественности; поэтому решение №36 принято полномочным органом, а его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Процедура принятия решения также соблюдена, заседание совета депутатов было правомочным, поскольку на нем присутствовало не менее 50 процентов депутатов, решение принято единогласно, решение после его оформления как единого документа подписано главой муниципального образования ФИО4, который исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Решение об избрании ФИО4 главой муниципального образование Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принято советом депутатов этого муниципального образования 26 января 2018 года №26 (л.д.146-147). Персональный состав депутатов этого муниципального образования в данном деле не оспаривается.
Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов административного истца, а устанавливает право и процедуру его участия в работе Уставной комиссии.
Систематическое толкование статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу о том, что требование об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов относится только к муниципальным нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления. Отсутствие в абзацах втором и третьем части второй в части третьей этой статьи слова «нормативный» не должно вводить в заблуждение, во второй и третьих частях статьи 42 Закона речь идет именно о нормативных правовых актах, перечисленных в абзаце первом части второй этой статьи.
Требование об опубликовании, например, постановления администрации о предоставлении гражданину земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности строение (муниципального правового акта), не основано на нормах права.
В письме Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июня 2017 г. N 08-71886/17, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 43-АПГ16-14) сделан следующий вывод, что наличие в уставе муниципального образования положения, допускающего использование официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сетевого издания) в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, является противоречием федеральному законодательству.
Данная позиция выражена относительно муниципальных правовых актов нормативного характера, поэтому не применима в настоящем деле.
Остальные муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Оспариваемое решение совета депутатов не является нормативным правовым актом.
Статьёй 43 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области определено время вступления в силу муниципальных правовых актов: с момента принятия правового акта МО ФИО2; с даты (события), определенной непосредственно в самом муниципальном правовом акте МО ФИО2; по истечении установленного непосредственно в муниципальном правовом акте МО ФИО2 срока (события); со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта МО ФИО2 в порядке, предусмотренном Уставом (л.д.83).
В соответствии со статьёй 42 Устава муниципальные ненормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в срок, предусмотренный для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов только в случае указания на необходимость такого опубликования непосредственно в таких правовых актах.
В оспариваемом решении совета депутатов содержится указание на необходимость его официального опубликования в порядке, предусмотренном Уставом.
Согласно той же статьи Устава муниципальный правовой акт МО ФИО2 считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объёме (кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну) в любом из следующих источников: в официальном муниципальном средстве массовой информации МО ФИО2 – в сетевом издании «тельмана47.рф», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.тельмана47.рф; на официальном сайте МО ФИО2, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; в печатном средстве массовой информации – газете «Тосно Time».
Датой официального опубликования муниципального правового акта МО ФИО2 считается: дата первого размещения правового акта МО ФИО2 в полном объёме в сетевом издании «тельмана47.рф» и на официальном сайте МО ФИО2, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; дата выхода в свет очередного номера выпуска печатного издания «Тосно Time», в котором этот муниципальный правовой акт МО ФИО2 был впервые опубликован в полном объёме (л.д.82-83).
Решение №36 было размещено 09 мая 2018 года на официальном сайте муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области www.telmana.info (л.д.20), следовательно, оно вступило в силу 10 мая 2018 года.
В свете вышеуказанных позиций Министерства юстиции Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации можно говорить о том, что размещение на официальном сайте муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области www.telmana.info этого решения не является официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта. Однако совет депутатов решил именно так довести до сведения населения своё решение, на что имеет право. Публикация решения №36 произведена в строгом соответствии с Уставом, в указанном в нём источнике. Поэтому доводы административного истца о том, что указанный сайт не является сетевым изданием, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Эти доводы заслуживали бы внимания и подлежали бы проверке, если бы оспаривался нормативный правовой акт.
www.telmana.info является официальным сайтом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, поскольку такой статус ему придан Уставом этого муниципального образования.
Завершая анализ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Решение №36 10 мая вступило в силу, и с этого момента действует.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска расходы административного истца по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 10 апреля 2018 года №36 «О создании Уставной комиссии».
ФИО1 отказать в возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (08 июля 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись