ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2091/2020УИД230014-01-2020-002827-65 от 22.09.2020 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2091/2020 УИД 23RS0014-01-2020-002827-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей Неженской Е.С.,

при секретаре Хохловой Е.С.,

с участием помощника прокурора Тариченко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Прокурора Динского района к Управлению Роскомнадзора по Южному федеральному округу о признании информации, распространяемому в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Динского района обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Южному федеральному округу о признании информации, распространяемому в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указав, что Прокуратурой Динского района в ходе мониторинга сети Интернет выявлен электронный адрес https://zhytelu.rosfirm.info, на странице которого размещены персональные данные жителей Краснодарского края. Вход на страницу сайт https://zhytelu.rosfirm.info свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, и распространение – отсутствует. Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. В реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Предоставление возможности доступа к интернет-сайгу, на котором содержится вышеуказанная информация является, по существу, ее распространением. В связи с вышеизложенным прокуратура Динского района вынуждена была обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Динского района настаивала на заявленных требованиях, просила суд удовлетворить их.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на иск, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 150 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Изучив административное исковое заявление, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Прокуратурой Динского района в ходе мониторинга сети Интернет выявлен электронный адрес https://zhytelu.rosfirm.info, на странице которого размещены персональные данные жителей Краснодарского края.

Вход на страницу сайт https://zhytelu.rosfirm.info свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, и распространение – отсутствует.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу положений ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Статьей 6 Закона о персональных данных установлены условия обработки таких данных, в соответствии с которыми обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Частью 1 статьи 13.11. КоАП РФ предусмотрена ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена административная ответственность.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация является, по существу, ее распространением.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекать к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно онлайн сервису whois-service.ru сведений об администраторе сайта не имеется. Таким образом, сведения о лице, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, не установлены, однако в соответствии с ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ указанное не является препятствием для направления административного искового заявления.

При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Динского района к управлению Роскомнадзора по Южному федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российский Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https://zhytelu.rosfirm.info запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

После вступления решения суда в законную силу направить его копию в соответствии с ч. 3 ст. 265.5 КАС РФ в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателя страницы сайта: https://zhytelu.rosfirm.info в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд Краснодарского края.

Судья Динского районного суда

Краснодарского края Неженская Е.С.