ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2092/2016 от 16.03.2016 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2 а-2092/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

с участием представителя ответчика Управления МЮ РФ по Республике Башкортостан - ФИО2 (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фонда Социальных целевых программ к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Фонд Социальных целевых программ обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения органа государственной власти, указав следующее.

Высшим коллегиальным органом Фонда Социальных целевых программ – Советом Фонда – были внесены изменения в Устав Фонда (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). После чего ДД.ММ.ГГГГ Устав Фонда в новой редакции был передан в Управление Министерства юстиции России по Республике Башкортостан для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Управлением Министерства юстиции России по Республике Башкортостан было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по следующему основанию: в соответствии со ст. 123.19 ГК РФ к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся, среди прочего, образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий».

Уставом Фонда в новой редакции (пункты 2 и 9 гл. 5 Устава) предусмотрено изменение состава высшего коллегиального органа по решению самого высшего коллегиального органа, что, по мнению административного ответчика, противоречит указанной выше норме ГК РФ и влечет за собой невозможность государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Фонд Социальных целевых программ просит суд признать решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда Социальных целевых программ, незаконными.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Управления МЮ РФ по Республике Башкортостан ФИО2 административные исковые требования не признал, представил возражение, просит суд отказать заявителю.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, представитель Фонда Социальных целевых программ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца по имеющимся материалам дела.

Суд, изучив и оценив представленные материалы дела, выслушав представителя ответчика Управления МЮ РФ по Республике Башкортостан, приходит к следующему.

В Управление ДД.ММ.ГГГГ поступили документы Фонда социальных целевых программ (основной государственный регистрационный номер ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Правовой экспертизой представленных учредительных документов установлено следующее.

В соответствии со ст.123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа фонда относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом; одобрение совершаемых сделок в случаях, предусмотренных законом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда.

Однако, в нарушение указанных требований законодательства п.п. 2, 9 главы 5 устава Фонда социальных целевых программ предусмотрено изменение состава Совета фонда (высшего коллегиального органа) по решению самого Совета, что в полномочия и компетенцию высшего коллегиального органа фонда не входит.

В представленном административном исковом заявлении истцом на основании содержания абзаца 9 пункта 1 ст.123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа может быть отнесено принятие решения по иным вопросам, истцом сделан безосновательный вывод о том, что формирование высшим коллегиальным органом собственного состава, если оно предусмотрено Уставом, соответствует законодательству.

Между тем, в соответствии с требованиями п.2 ст.123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации высший коллегиальный орган фонда является одним из органов фонда. В п.п. 1-2 ст.123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрены вопросы образования органов фонда, предусмотренных для данной организационно-правовой формы некоммерческой организации.

Таким образом, принятие решения по вопросу формирования состава высшего коллегиального органа, как органа фонда, не является иным вопросом, решение которого может быть отнесено Уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа. Иными вопросами, решение которых может быть отнесено к исключительной компетенции высшего коллегиального органа, могут быть лишь вопросы, не нашедшие отражение в ст.123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В п. 1 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определены основания отказа в государственной регистрации: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда социальных целевых программ, 20.10.2015 было отказано, о чем заявитель уведомлен в установленном законом порядке.

Суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Фонда Социальных целевых программ к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения органа государственной власти у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Фонда Социальных целевых программ к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда Социальных целевых программ, незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья А.Р. Курамшина