ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2092/201817И от 17.07.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-2092/2018 17 июля 2018 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца и заинтересованного лица ФИО1,

представителя административного ответчика – заместителя Тосненского городского прокурора Костюкова Ю.В.,

заинтересованного лица ФИО2,

заинтересованного лица ФИО3 и его представителя ФИО4,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение ФИО5 к Тосненскому городскому прокурору о признании незаконными представлений,

установил:

глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 обратился в суд с административным иском к Тосненскому городскому прокурору Ленинградской области о признании незаконным представления от 05.03.2018 №7-54-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В обоснование административного иска указал, что в адрес главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области поступило представление Тосненского городского прокурора от 05.03.2018 №7-54-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенного депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО6 Представление мотивировано следующим, что согласно п.2.1 Положения о помощнике депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 10.04.2002 №Р-184 помощник, работающий на постоянной основе, – должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, установленная в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08 июня 2005 года №302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга». В ходе надзорных мероприятий установлено, что ФИО6, являясь депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, одновременно замещает должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга – помощника депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Была принята на государственную гражданскую службу и назначена на указанную должность с 07.11.2016 распоряжением председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №601-к и с ней заключен срочный служебный контракт от 07.11.2016 №СК-158/2016.

Представление было рассмотрено на внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Решением совета депутатов от 20.04.2018 №45 представление Тосненского городского прокурора от 05.03.2018 №7-54-2018 отклонено как необоснованное; главе муниципального образования рекомендовано подготовить и подать в суд общей юрисдикции соответствующее заявление в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании этого представления незаконным. На основании распоряжения председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 19.02.2018 №70-к ФИО6 была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы, с ней был расторгнут служебный контракт, она была уволена с государственной гражданской службы Санкт-Петербурга по инициативе государственного гражданского служащего (п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Таким образом, на дату внесения представления ФИО6 уже не занимала должность государственной гражданской службы, соответственно, допущенное нарушение было добровольно устранено ею, соответственно, административный истец в силу объективных причин не имел возможности устранить допущенное нарушение или принять конкретные меры по устранению допущенного нарушения закона.

В представлении содержится требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности с предоставлением в прокуратуру копий соответствующих приказов. В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2016 по делу №78-АД16-38 изложена позиция о том, что в законе отсутствуют правовые основания требовать исполнения лицом той обязанности, которая является его правом. Из понимания статьи 192 ТК Российской Федерации работодатель обладает правом налагать дисциплинарные взыскания и определять самостоятельно основания их применения.

Представление прокурора нарушает законные интересы административного истца, так как в соответствии со статьёй 17.7 КоАП Российской Федерации умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей. Непринятие действий по устранению нарушений закона может привести к вынесению прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП Российской Федерации (л.д.3-8).

Определением от 18 июня 2018 года административное дело по вышеуказанному административному иску было объединено с административным делом по административному иску главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 к Тосненскому городскому прокурору Ленинградской области о признании незаконным представления от 30.03.2018 №7-55-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (л.д.44).

В обоснование этого административного иска указано на схожие обстоятельства: в адрес главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области поступило представление Тосненского городского прокурора от 30.03.2018 №7-55-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенного депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО2 Представление мотивировано следующим, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что ФИО2, являясь депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, одновременно проходит службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности старшего научного сотрудника – заместителя начальника 32 НИО 3 НИУ НИЦ НИИ оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Представление было рассмотрено на внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Решением совета депутатов от 20.04.2018 №46 представление Тосненского городского прокурора от 30.03.2018 №7-55-2018 отклонено как необоснованное; главе муниципального образования рекомендовано подготовить и подать в суд общей юрисдикции соответствующее заявление. 16.09.2017 ФИО2 был избран депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. 14.09.2017 он подал рапорт на имя начальника НИЦ РЭВ и ФИР ВМФ ОСИС ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о приостановлении его военной службы и освобождении от занимаемой должности на срок исполнения полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. 10.10.2017 ФИО2 подал повторный рапорт на имя начальника 32 НИО 3 НИУ НИЦ РЭВ и ФИР ВМФ ОСИС ВМФ ВУНЦ «Военно-морская академия» с такой же просьбой. На данные рапорта ФИО2 получил отказы в их удовлетворении, в связи с чем обратился в 224 гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании отказа в приостановлении военной службы. 22.03.2018 названный суд отказал ФИО2 в удовлетворении административного иска. На момент проведения внеочередного заседания совета депутатов по рассмотрению представления прокурора, данное решение суда не вступило в законную силу.

Таким образом, депутат совета депутатов ФИО2 в соответствии с законодательством, в том числе законодательством о противодействии коррупции, последовательно реализовывал приостановление своей военной службы, в связи с чем административный истец на момент получения представления прокурора в силу объективных причин не имел возможности устранить допущенное нарушение или принять конкретные меры по устранению допущенного нарушения закона. Требования прокурора, изложенные в представлении, не основаны на реальном положении дел, проверка проведена не полно и не объективно, в результате чего административный истец не имеет правовой возможности удовлетворить представление прокурора (л.д.65-70).

Глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.213).

Представитель административного истца ФИО1 поддержал административные иски, пояснил, что на заседании совета депутатов ФИО6 представила документы, что она уволена, признала, что занимала должность помощника депутата Законодательного Собрания, но добровольно ушла, подав соответствующее заявление, на основании которого было издано распоряжение об увольнении. Факт совмещения должностей подтвердился. Швец пояснила, что не должным образом изучила законодательство в этой части, перед всеми депутатами раскаялась в незнании закона и в том, что она совмещала должности. Были выявлены причины нарушений, это незнание рядом депутатов законодательства. Одним из условий, способствующим нарушениям, возможно, явилось недостаточность проверки ТИК данных об увольнении с военной службы; отсутствие контроля над фактическим осуществлением какой-то иной работы в государственном органе. Совет депутатов не наделен полномочием проверки работы, либо осуществления какой-либо деятельности кем-то из депутатов, кроме депутатов, работающих на постоянной основе. Ответственность Швец за совмещение должностей должен определить совет депутатов, но этот вопрос ещё не рассматривался. На момент рассмотрения представления она законодательство не нарушала. Депутаты приняли решение об обращении в суд в связи с тем, что представление поступило после того, как ФИО6 уволилась с государственной службы. Глава муниципального образования связан решением совета депутатов.

Представитель прокуратуры отсутствовал при рассмотрении представления на заседании совета депутатов. ФИО2 представил документы, которые свидетельствуют о том, что еще до момента его официального избрания депутатом он обращался к своему командованию с рапортами о приостановлении военной службы, подал исковое заявление в 224 гарнизонный военный суд, который вынес решение. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность приостановления военной службы. Депутаты решили, что депутат ФИО2 исполнял свою гражданскую обязанность по приостановлению военной службы на период его депутатства в органе местного самоуправления. Коль скоро этот факт был установлен, депутатами было принято решение об обращении с иском в суд. Если бы ФИО2 не производил никаких действий, чтобы покинуть место службы, полагает, что в этом случае решение было бы иным.

Как представитель заинтересованного лица – совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО1 поддержал административные иски, пояснил, что представления были рассмотрены на заседании совета депутатов, большинством голосов было принято решение, главе муниципального образования даны рекомендации обратиться в суд с подобными исками.

Заинтересованное лицо ФИО2 поддержал административный иск, пояснил, что 10 сентября 2017 года прошли выборы в Тельмановском сельском поселении, на котором он был избран депутатом муниципального образования. 13 сентября 2017 года его вызвали в ТИК, где вручили уведомление о необходимости представить документы о прекращении его полномочий либо об освобождении от обязанностей военнослужащего. Уведомление было основано на указе Президента Российской Федерации от 30.05.1997 №535, изменения в который внесены в 2012 году, в п.2 были исключены слова «на постоянной основе» для приостановления, либо увольнения с военной службы военнослужащих. Если бы он до 16 сентября не представил в ТИК свой рапорт о приостановлении, либо увольнении с военной службы, то он не был зарегистрирован депутатом. На тот момент он ещё не знал, будет ли он осуществлять полномочия депутата на постоянной основе или нет. Перед тем, как участвовать в выборах, он прочитал нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым служба военнослужащих приостанавливается, либо военнослужащий увольняется только связи с избранием депутатом представительного органа муниципального образования на постоянной основе. В указе Президента этот пункт удален. В решении суда указано, что Указ Президента №535 применению не подлежит, поскольку Федеральный закон выше Указа. После того, как ему стали отказывать в приостановлении военной службы, он пытался сделать всё через увольнение. Жаловался в прокуратуру, прокуратура вносила представление его работодателю, чтобы он рассмотрел увольнение. Это не приводило ни к какому результату до того момента, пока он не стал депутатом на постоянной основе. Как только решение было принято, его уволили с военной службы по подп.«д» п.3 ст.51. Доводы о том, что он мог уволиться по собственному желанию, он считает необоснованными, поскольку это означает разрыв контракта. Это дискредитирующие его основания. С военной службы нельзя просто так уволиться.

Заинтересованное лицо ФИО6 извещена в зале суда о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.213).

Представитель административного ответчика – заместитель Тосненского городского прокурора Костюков Ю.В. административные иски не признал, пояснил, что по депутату Швец проверка проводилась на основании обращения главы муниципального образования ФИО5, по депутату ФИО2 – на основании поступившего в прокуратуру области обращения ФИО8. Тосненская городская прокуратура является структурным подразделением прокуратуры Ленинградской области, это единое юридическое лицо, соответственно взаимоотношения между структурными подразделениями – это внутренний вопрос прокуратуры. Объяснение от Швец не истребовалось. Была получена информация из службы кадров. Запрос направляла прокуратура области, а в дальнейшем и Тосненская городская прокуратура. Из представленного ответа от 26 февраля стало известно, что Швец замещает должность государственной гражданской службы, в ответе не указано, что её подано заявление об увольнении. В нарушение законодательства Швец совмещала муниципальную должность и должность государственной гражданской службы. Причем из материалов дела следует, что она это делала намеренно, поскольку сначала было подано заявление об увольнении, которое было представлено в избирательную комиссию, через несколько дней заявление было отозвано и далее она исполняла обязанности государственного гражданского служащего. По ФИО2 была истребована соответствующая информация, подтверждающая, что он имеет действующий статус военнослужащего. ФИО2 принимались меры сначала по приостановлению, затем по увольнению с военной службы, однако данные действия являлись не верными и им были получены законные отказы.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица – прокуратура Ленинградской области извещена о времени и месте судебного разбирательства, доверила представление своих интересов заместителю Тосненского городского прокурора Костюкову Ю.В. (л.д.215).

Вступивший в дело в качестве заинтересованного лица ФИО3 указал, что 20.04.2018 он присутствовал на заседании совета депутатов и голосовал против принятий решений №№45, 46, которым представления прокурора №№7-54-2018 и 7-55-2018 были отклонены.

ФИО6 с 07 ноября 2016 года по 28 февраля 2018 года замещала должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга – помощника депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО7

ФИО2 проходил службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеет воинское звание капитан третьего ранга, занимал должность старшего научного сотрудника – заместителя начальника 32 НИО 3 НИУ НИЦ НИИ оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», то есть замещал должность федеральной государственной службы.

С 10.09.2017 по настоящее время ФИО6 и ФИО2 являются депутатами совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Ими допущено прямое нарушение запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» для лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с чем их полномочия депутатов совета депутатов подлежат досрочному прекращению на основании п.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вышеуказанные представления прокурора являются обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению путём принятия советом депутатов решений о досрочном прекращении полномочий депутатов совета депутата ФИО6 и ФИО2

На рассмотрение совета депутатов он внес проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО6 и ФИО2» Предложенный им проект решения был отклонен.

Ранее 10.04.2018 на очередном заседании совета депутатов большинством голосов депутатов было принято решение №41 «О приёме на работу на постоянной основе депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО2», который утаил от депутатов факт замещения им должности федеральной государственной службы в Вооруженных силах Российской Федерации, а глава муниципального образования ФИО5 не довел до совета депутатов установленный представлением прокурора юридический факт совмещения должностей государственной и муниципальной службы.

Полагает, что указанные противоправные действия были совершены по предварительной договоренности между главой МО ФИО5 и ФИО2, что дало возможность ФИО2 использовать незаконное решение от 10.04.2018 №41 «О приёме на работу на постоянной основе депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО2» для увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации на максимально выгодных для него условиях, что является ярко выраженным коррупционным использованием должностных полномочий депутата для излечения личной выгоды при расторжении контракта с Министерством обороны Российской Федерации федеральным государственным служащим ФИО2 (л.д.21-25, 94-98).

В судебном заседании ФИО3 возражал против удовлетворения административных исков, пояснил, что 13 сентября ФИО6 подала заявление об увольнении, 18 сентября заявление отозвала. Это свидетельствует об умысле в действиях Швец одновременно совмещать и государственную службу, и занимать муниципальную должность. Будучи государственным служащим, она не могла не знать Закон «О государственной гражданской службе», в статье 15 которого указаны основные обязанности гражданского служащего. Доводы Швец по реагированию на это представление сводились к тому, что на момент заседания она ничего не нарушает, нет оснований для реагирования, совет депутатов должен её простить. Единственным способом реагирования ФИО2 при желании быть депутатом на момент его избрания таковым была только одна возможность – уволиться с военной службы по собственному желанию. Он этого не сделал, никаких рапортов и обращений по такому основанию не имеется. Все его попытки подавать рапорта о приостановлении службы, об увольнении по подп.«д» п.3 ст.51 были исключительно способом уйти от ответственности, поскольку он четко осознавал, что он хочет уволиться из армии, когда на это будет кем-то обращено внимание, только на выгодных условиях. Увольнение по собственному желанию не является дискредитирующим фактором, такой позиции в законе нет. Нет оснований полагать, что ФИО2 были совершены добросовестные действия. 10 апреля, когда встал вопрос о принятии ФИО2 депутатом на постоянной основе, он задал вопрос о том, является ли тот государственным служащим. Получил ответ, что его это не касается.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4 пояснил, что при подаче документов в ТИК на регистрацию в качестве депутата, если гражданин состоит на службе в Вооруженных силах, он, прежде всего, пишет заявление о том, что в случае своего избрания он в течение пяти дней представит либо приказ об увольнении, либо заявление о сложении депутатских полномочий. ФИО2 и Швец такие заявления писали, о том, что они представят приказы об увольнении, но ничего представлено не было.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, объяснения заинтересованных лиц, объяснение представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

Судом установлено, что по результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов ФИО3, ФИО2, ФИО6 избраны депутатами совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, что подтверждается решениями территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №31 от 11.09.2017 №44/406; территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №32 от 11.09.2017 №44/407 (л.д.26, 40, 100).

Из решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение от 06 марта 2018 года №54/474 следует, что в соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. ФИО2 и ФИО6 указанные документы были представлены в установленные сроки. На основании этого территориальная избирательная комиссия приняла решение о регистрации избранных депутатов ФИО2 и ФИО6 избранными (л.д.228).

22.01.2018 Тосненскому городскому прокурору поступило обращение главы муниципального образования ФИО5 с просьбой незамедлительного реагирования на нарушение закона, которое выразилось в том, что депутат ФИО6 с государственной гражданской службы не уволилась, в течение 4 месяцев продолжает работать помощником депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО7 (л.д.46).

На запрос прокуратуры Ленинградской области управление государственной службы и кадров Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга сообщило письмом от 26.02.2018 о том, что ФИО6 замещает должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга – помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО7, на указанную должность назначена с 07 ноября 2016 года (л.д.47).

26.02.2018 в прокуратуру Ленинградской области поступило заявление ФИО8 в котором он указал, что 18.09.2017 территориальной избирательной комиссией Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №32 были зарегистрированы в качестве избранных депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО2, место работы: ФГК ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр военно-морского флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза ФИО9», старший научный сотрудник – заместитель начальника 32 научно-исследовательского отдела 3 научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (радиоэлектронного вооружения и формирования информационных ресурсов ВМФ, г.Пушкин) НИИ (ОСИС ВМФ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»; ФИО6, место работы: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, занимаемая должность – помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО7 Вышеуказанные депутаты в настоящее время являются государственными служащими. При подаче документов в ТИК для регистрации в качестве кандидатов ФИО2 и ФИО6 написали обязательство, что в случае избрания депутатом совета депутатов обязуются уволиться с государственной службы в течение 10 дней после получения удостоверения об избрании депутатом. Прошло уже более пяти месяцев, но вышеуказанные депутаты грубо нарушают законодательство Российской Федерации, до настоящего времени не уволились с государственной службы и не сложили депутатские полномочия (л.д.220-221).

На момент избрания депутатом ФИО2 проходил военную службу по контракту, занимал должность старшего научного сотрудника – заместителя начальника 32 научно-исследовательского отдела 3 научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (радиоэлектронного вооружения и формирования информационных ресурсов ВМФ, г.Пушкин) Научно-исследовательского института оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», откуда был уволен досрочно 23 мая 2018 года (л.д.75, 116, 222).

14.09.2017 ФИО2 подал рапорт на имя начальника НИЦ РЭВ и ФИР ВМФ НИИ ОСИС ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о приостановлении его военной службы и освобождении от занимаемой должности на срок исполнения полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №32 (л.д.75). 10.10.2017 ФИО2 подал повторный рапорт на имя начальника 32 НИО 3 НИУ НИЦ РЭВ и ФИР ВМФ НИИ ОСИС ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с такой же просьбой (л.д.76-80). Начальник ВУНЦ письмом от 24.10.2017 сообщил ФИО2 о том, что ему отказано в приостановлении военной службы ввиду того, что он избран депутатом на непостоянной основе (л.д.82). 26.02.2018 ФИО2 обратился в 224 гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании отказа в приостановлении военной службы. Решением 22.03.2018 по делу №2а-120/2018 названный суд отказал ФИО2 в удовлетворении административного иска (л.д.81-83, 225-227). Решение вступило в законную силу 12.07.2018.

24.11.2017 ФИО2 подал рапорт начальнику НИИ ОСИС ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», в котором ходатайствовал о своем увольнении с военной службы, в связи с избранием депутатом представительного органа муниципального образования. 31.01.2018 ФИО2 отказано в увольнении с военной службы. Решением 224 гарнизонного военного суда от 15.03.2018 по делу №2а-103/2018 отказано в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконным отказа начальника ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в увольнении с военной службы. Решение вступило в законную силу 19.06.2018 (л.д.199-200, 201-204, 207-209).

Главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 Тосненским городским прокурором советником юстиции Григоряном Д.К. внесено представление от 05.03.2018 №7-54-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предлагалось незамедлительно принять меры к устранению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, копии соответствующих приказов представить в Тосненскую городскую прокуратуру. В ходе надзорных мероприятий установлено, что ФИО6, являясь депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, одновременно замещает должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга – помощника депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Была принята на государственную гражданскую службу и назначена на указанную должность с 07.11.2016 распоряжением председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №601-к и с ней заключен срочный служебный контракт от 07.11.2016 №СК-158/2016. ФИО6 допущено нарушение требований ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В представлении также указано, что в силу ч.5 ст.12.1 данного Закона лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д.9-11).

Отраженные в представлении факты замещения ФИО6 должности помощника депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подтверждены документами (л.д.49-57). 13.09.2017 в управление государственной службы и кадров Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга поступило заявление ФИО6, помощника депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО7 об увольнении по собственной инициативе. 18.09.2017 ФИО6 отозвала своё заявление. На эту дату распорядительный акт об увольнении не был издан. 19.02.2018 ФИО6 вновь написала заявление об увольнении и была уволена 28.02.2018 по распоряжению Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 19.02.2018 №70-к (л.д.48, 55-56).

Главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 Тосненским городским прокурором советником юстиции Григоряном Д.К. внесено представление от 30.03.2018 №7-55-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предлагалось незамедлительно принять меры к устранению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, копии соответствующих приказов представить в Тосненскую городскую прокуратуру. В ходе надзорных мероприятий установлено, что ФИО2, являясь депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, одновременно проходит службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности старшего научного сотрудника – заместителя начальника 32 НИО 3 НИУ НИЦ НИИ оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». В представлении также указано, что в силу ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д.71-72).

На внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 20 апреля 2018 года, на котором присутствовало 12 депутатов, большинством голосов оба представления Тосненского городского прокурора были отклонены (л.д.188-195). Решения совета депутатов оформлены в виде отдельных документов и получили номера 45 и 46 (л.д.12-13, 73-74).

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:

1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Внося оспариваемые представления, Тосненский городской прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона N 2202-1.

Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принят решением совета депутатов этого муниципального образования от 23 декабря 2015 года №177, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области 14 апреля 2016 года (л.д.132), далее Устав. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Устава глава муниципального образования возглавляет совет депутатов МО поселения и исполняет полномочия председателя совета депутатов МО. Он организует работу совета депутатов МО и вправе требовать созыва внеочередного заседания совета депутатов (ст.27 Устава – л.д.160-161).

Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 26 января 2018 года №26 главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области избран ФИО5 депутат этого совета.

Таким образом, представления были внесены надлежащему лицу – главе муниципального образования ФИО5, который исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, организует работу совета депутатов.

Указанные в представлении факты совмещения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации депутатом ФИО6 и военной службы депутатом ФИО2 подтверждены документально и не оспариваются сторонами и заинтересованными лицами. Прокурорские проверки проведены непроизвольно, а на основании обращения главы муниципального образования ФИО5 и заявления ФИО8, заявителям сообщено о результатах проверки и внесении представлений (л.д.31-32, 36-37).

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов (пункт 1 статьи 2); государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 2); 3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2).

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (пункт 4 статьи 10).

Пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" должности гражданской службы учреждаются Законом Санкт-Петербурга о Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственных органов Санкт-Петербурга либо лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга.

В реестр должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга включена должность помощника депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Из служебного контракта, заключенного со ФИО6 следует, что должность помощника депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга является должностью государственной гражданской службой Санкт-Петербурга (л.д.50).

Статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что государственному гражданскому служащему запрещается замещать должность государственной службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления (подпункт "б" пункта 2 части 1).

Данный запрет действует независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) осуществляются полномочия депутата.

Согласно ч.6 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные должностные лица местного самоуправления не могут занимать должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

Таким образом, содержание представления прокурора от 05.03.2018 №7-54-2018 соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. То обстоятельство, что ФИО6 уволилась с государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за пять дней до внесения представления, не означает незаконность представления, сведениями об увольнении ФИО6 Тосненский городской прокурор на момент внесения представления не располагал, в вышеуказанном ответе управления государственной службы и кадров Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 26.02.2018 об этом не сообщалось. В представлении предлагалось принять меры к устранению причин нарушений закона и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Из части 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ следует, что совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области был обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата данного совета.

В соответствии со статьей 27.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе имеют право либо на увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом HYPERLINK consultantplus://offline/ref=8679EC104EE73E4BE7EB1D44C0F95B3046F262E996EABDAC30BC44CF126BA893906C667037F294B5m4o6Q "д" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы.

3. Приостановление военной службы военнослужащим в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона.

Норма пункта 1 статьи 45 указанного Закона не допускает иного толкования, право на приостановление либо на увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=8679EC104EE73E4BE7EB1D44C0F95B3046F262E996EABDAC30BC44CF126BA893906C667037F294B5m4o6Q" "д" пункта 3 статьи 51 этого же Закона, имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими полномочия на постоянной основе.

ФИО2 был принят на работу на постоянной основе в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в соответствии с решением совета депутатов от 10.04.2018 №41 (л.д.115), а до этого он был депутатом совета депутатов, осуществляющим полномочия на непостоянной основе. Руководство обоснованно отказало ФИО2 в удовлетворении его рапортов о приостановлении военной службы и в увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=8679EC104EE73E4BE7EB1D44C0F95B3046F262E996EABDAC30BC44CF126BA893906C667037F294B5m4o6Q" "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Законность действий органов военного управления подтверждена вышеуказанными решениями 224 гарнизонного военного суда, вступившими в законную силу. Таким образом, вина ФИО2 в нарушении запрета, предусмотренного пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", установлена. С учетом изложенного доводы административного искового заявления о том, что ФИО2 предпринимал предусмотренные законом меры к приостановлению своей военной службы, суд находит не состоятельными; действия этого депутата не были основаны на законе. Работодатель ФИО2 не допустил незаконного удержания его на военной службе. В апелляционном определении Ленинградского окружного военного суда от 19 июня 2018 года указано на механизм предотвращения конфликта интересов в данном случае, в том числе увольнение военнослужащего в добровольном порядке, отказ в принятии депутатского мандата (л.д.201-203).

Суд пришёл к выводу о том, что содержание представления прокурора от 30.03.2018 №7-55-2018 соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подводя итог, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исков.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5 отказать в удовлетворении административных исков к Тосненскому городскому прокурору Ленинградской области о признании незаконными представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесенных Тосненским городским прокурором советником юстиции Григоряном Д.К., от 05.03.2018 №7-54-2018 и от 30.03.2018 №7-55-2018.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (22 июля 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись