ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 02 сентября 2022 по административному делу № 2а-2095/2022
(43RS0002-01-2022-003374-47)
Октябрьский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Стародумовой С.А.,
при секретаре судебного заседания Сильвеструк А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании распоряжения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании распоряжения. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме по адресу: , с 01.11.2010. По настоящее время земельный участок, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого дома по указанному адресу, не образован. При рассмотрении дела Первомайским районным судом г. Кирова ему стало известно о передаче части земельного участка, ранее предоставленного под строительство МКД, третьему лицу КОГАОУ «Центр дополнительного образования одаренных школьников» (далее КОГАОУ ДО ЦДООШ). Решение о передаче земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ, выраженное в распоряжении Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, до образования земельного участка под МКД незаконным по следующим основаниям: согласно разрешению на строительство № от 24.04.2008 под строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: , администрацией МО «Город Киров» предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:0056, 43:40:000290:0058, 43:40:000290:0057, 43:40:000290:0025. Эти же участки указаны в разрешении на ввод в эксплуатацию вышеуказанного многоквартирного дома. При этом земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:0058, 43:40:000290:0056 находились в муниципальной собственности, земельный участок 43:40:000290:0025 государственной собственности, земельный участок 43:40:000290:0057 собственность застройщика ООО «Кировский Домостроитель». С 2009 года в отношении застройщика ООО «Кировский Домостроитель» была введена процедура банкротства, работы по благоустройству придомовой территории не были окончены. В 2014 году за счет средств собственником помещений МКД была построена автомобильная стоянка, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД и на основании проекта строительства, согласованного с соответствующими службами и проверенного Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Кирова. Администрация города Кирова, являлась собственником 6308,8 кв.м жилых помещений в МКД, голосовала за принятие решения по вопросу о строительстве данной парковки. Данная автомобильная стоянка согласно проекту и фактически расположена в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000290:0056 и 43:40:000290:0025, указанных в проектной документации на МКД и предоставленных административным ответчиком для строительства МКД. Данная автомобильная стоянка является объектом, входящим в состав неотъемлемых элементов благоустройства МКД, обеспечивающих его эксплуатацию и нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, и подлежит включению в состав образуемого земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации МКД. В последствии распоряжением Правительства Кировской области «Об утверждении документации по планировке территории» от 14.08.2014 № 228 границы земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000290:0056 и 43:40:000290:0025 были изменены: из участка № 43:40:000290:0025 образован новый отдельный участок № 43:40:000290:820 (площадь участка уменьшена, часть участка отделена и включена в состав участков участок № 43:40:000290:823, 43:40:000290:830); из участка 43:40:000290:0056 образован отдельный участок № 43:40:000290:821 (площадь земельного участка уменьшена, часть участка отделена и включена в состав участков 43:40:000290:823, 43:40:000290:830). Таким образом, элемент благоустройства придомовой территории – автомобильная парковка стала располагаться на земельных участках с кадастровыми номерами 43:40:000290:820, № 43:40:000290:821, 43:40:000290:823, 43:40:000290:830. Позднее распоряжением Правительства Кировской области «О внесении изменений в распоряжение Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 228» от 12.09.2018 № 258 границы земельных участков были снова изменены и земельный участок, с кадастровым номером 43:40:000290:823, и часть земельного участка, с кадастровым номером 43:40:000290:830, включены в состав вновь образованного отдельного участка, с кадастровым номером 43:40:000290:1525. Таким образом, что в состав последнего частично вошла автомобильная стоянка собственников помещений МКД. Обжалуемым решением о передаче земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ, выраженным в распоряжении Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», земельный участок 43:40:000290:1525 вместе с частью элемента благоустройства придомовой территории МКД автомобильной стоянкой передан КОГАОУ ДО ЦДООШ. Министерством имущественных отношений Кировской области сообщалось ТСЖ «Преображенская, д. 82/1» о передаче земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 в постоянное бессрочное пользование КОГАОУ ДО ЦДООШ, а также о разработке проектной документации для строительства на указанном земельном участке объекта «Центр выявления и поддержки одаренных школьников». В данном письме министерство имущественных отношений указывало на отсутствие нарушений пав собственников помещений МКД, в том числе истца, а именно было гарантировано, что часть земельного участка, занятая стоянкой, не будет участвовать при разработке проекта документации для строительства объекта. Кроме того, в письме сообщалось, что о запланированном разделе данного земельного участка с целью исключения части, занятой стоянкой, для организации работы по формированию земельного участка под МКД. О нарушенных правах ему стало известно из письма КОГАОУ ДО ЦДООШ от 08.04.2022 № 061-95, получено 11.04.2022, где сообщалось о невозможности изменения границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 и запланированной прокладке сетей теплоснабжения по территории автомобильной стоянки. Просит признать незаконным решением Министерства имущественных отношений Кировской области о передаче земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ, выраженное в распоряжении Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», в части передачи земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:823 и части земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:830, в пределах которых расположен элемент благоустройства – автомобильная стоянка (парковка), принадлежащая собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: . Обязать Министерство имущественных отношений Кировской области внести в распоряжение Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» соответствующие изменения.
В ходе судебного заседания административный истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Кировской области о передаче земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 КОГАОУ ДО ЦДООШ, выраженное в распоряжении Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», в части передачи земельного участка, в пределах которой расположен элемент благоустройства придомовой территории МКД, расположенного по адресу: автомобильная стоянка. Обязать ответчика внести в распоряжение от 25.09.2020 № 1015 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» соответствующие изменения. Просит восстановить срок на обжалование решения органа государственной власти.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МО «город Киров» в лице администрации города Кирова, Управление Росреестра по Кировской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что на момент обращения КОГАОУ ДО ЦДООШ к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 часть земельного участка уже 6 лет использовалась собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: , в качестве обустроенной автомобильной стоянки. Кроме того, административному ответчику было известно о том, что участок под МКД не образован, а также о притязаниях жильцов на данный земельный участок. О нарушенных своих правах административному истцу стало известно из письма КОГАОУ ДО ЦДООШ от 08.04.2022 № 061-05, где сообщалось о невозможности изменения границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 и запланированной прокладке сетей теплоснабжения по территории автомобильной стоянки. Ранее об использовании данной части земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ умалчивало. Считает, что оспариваемое решение нарушает права истца как лица, владеющего земельным участком МКД и использующего его часть для стоянки. Считает, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, просила его восстановить.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Кировской области ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что 25.08.2020 КОГАОУ ДО ЦДООШ обратилось в Министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 в постоянное (бессрочное) пользование. Распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 КОГАОУ ДО ЦДООШ в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 43:40:000290:1525, в целях эксплуатации объекта недвижимости, закрепленного за ним на праве оперативного управления в соответствии со ст. 10, 39.2, 39.9, 39.14 ЗК РФ. Земельный участок, с кадастровым номером 43:40:000290:1525, находится в собственности Кировской области. Спорное распоряжение полностью соответствует требованиям законодательства. На спорном земельном участке планируется строительство объекта «Центр выявления и поддержки одаренных детей» в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2020 № 240-П «О предоставлении бюджетных ассигнований за счет субсидий из областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Кировской области». Выполнены проектные работы с учетом всего земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525. В письме от 06.09.2021 министерством указывалось на то, что на дату 06.09.2021 КОГАОУ ДО ЦДООШ ведется разработка проектной документации. Указание на то, что часть земельного участка занятая стоянкой, не будет учитываться при разработке проектной документации для строительства объекта представлялась указанным учреждением. В настоящее время по сообщению данного учреждения проектные работы выполнены с учетом всего спорного земельного участка. Удовлетворение исковых требований не восстановит права заявителя в виду того, что признание незаконным распоряжения Министерства от 25.09.2020 № 1015 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование даже в части, не прекращает право собственности Кировской области на спорный земельный участок. МУП «Горэлектросеть» согласовало проведение земляных работ с условием, согласование с собственником земельного участка отсутствует. Кроме того, в целях размещения автомобильной стоянки в 2014 году необходимо было получить ордер на проведение земляных работ. 18.08.2022 министерством направлено в администрацию города Кирова письмо о передаче земельного участка с кадастровыми номерами 43:40:000290:820, 43:40:000290:829 в муниципальную собственность. Правительство Кировской области поддерживает необходимость формирования администрацией города Кирова земельного участка под многоквартирным домом № по путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000290:5, 43:40:000290:57, 43:40:000290:58, 43:40:000290:821, 43:40:000290:829, 43:40:000290:820 и готово в установленном порядке передать находящиеся в собственности Кировской области земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:820, 43:40:000290:829 в муниципальную собственность города Кирова. ФИО1 обратился в суд с иском 08.06.2022, то есть с пропуском трехмесячного срока. Оснований для восстановления срока не усматривают, каких-либо уважительных причин не представлено.
Представитель заинтересованного лица МО «Город Киров» в лице администрации города Кирова ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что смена зон прошла в соответствии с требованиями законодательства. Были проведены публичные слушания. Представлены документы, что проектная документация согласована с ответственными лицами администрации. Вместе с тем, есть дежурный план и топографическая съемка, из которых видно, что часть парковки находится за пределами границ домостроения, и соответственно, выходит на спорный земельный участок. Если и было согласование, то только в той части, которая отображена в схеме, и не относится к спорному земельному участку. Считает, что собственник вправе распоряжаться земельным участком, спорный участок не входил в состав земельного участка, предназначенного для МКД. Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Заинтересованное лицо КОГАОУ ДО ЦДООШ в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, направило письменные пояснения, из которых следует, что Министерством имущественных отношений Кировской области земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525 в 2021 году был передан КОГАОУ ДО ЦДООШ в постоянное (бессрочное) пользование (оперативное управление). На земельном участке планируется строительство объекта «Центр выявления и поддержки одаренных детей» в г. Кирове. 05.01.2021 КОГАОУ ДО ЦДООШ с ООО «Зодчий» был заключен Государственный контракт на разработку проектной документации по строительству объекта «Центр выявления и поддержки одаренных детей» по адресу: . В соответствии с проектной документацией по части земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525, занятого несанкционированной стоянкой, запланирована прокладка сетей теплоснабжения, таким образом изменение границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 невозможен.
Заинтересованное лицо ТСЖ «Преображенская, 82/1» в судебное заседание не явились, извещены, ранее в судебном заседании представитель ФИО5 исковые требования поддержала, просят рассмотреть дело без их участия..
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явились, извещены, направили письменный отзыв, согласно которому земельный участок, с кадастровым номером 43:40:000290:1525, находится в собственности субъекта Российской Федерации «Кировская область» на основании распоряжения Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 228, Соглашения № 04-319 о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 29.10.2015. Постоянное (бессрочное) пользование КОГАОУ ДО ЦДООШ на основании распоряжения Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области № 1015 от 25.09.2020. Спорный земельный участок был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000290:822, 43:40:000290:823, 43:40:000290:827, 43:40:000290:828, 43:40:000290:830, 43:40:000290:831, 43:40:000290:832. Все указанные земельные участки принадлежали на праве собственности субъекту Российской Федерации «Кировская область» на основании распоряжения Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 228, Соглашения № 04-319 о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 29.10.2015. земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:56 был снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него путем перераспределения земельных участков 43:40:000290:821, 43:40:000290:823, 43:40:000290:830. Права на земельный участок 43:40:000290:821 не зарегистрированы. Сведения о правах на земельный участок 43:40:000290:58 отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:25 снят с кадастрового учета 02.10.2015. Из него путем перераспределения образованы земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:820, 43:40:000290:823, 43:40:000290:827, 43:40:000290:830. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:820 является субъект Российской Федерации «Кировская область». Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области № 1015 от 25.09.2020 заинтересованному лицу переданы не указанные земельные участки, а земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525. Земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:823 и 43:40:000290:830 сняты с кадастрового учета. Соответственно, признание незаконным распоряжения само по себе не повлечет снятие с кадастрового учета земельного участка 43:40:000290:1525 и восстановления земельных участков 43:40:000290:823 и 43:40:000290:830.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.4, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.12 ЗК РФ.
Судом установлено, что является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разрешению на строительство № RU43306000-075 от 24.04.2008 под строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: , администрацией МО «Город Киров» предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:0056, 43:40:000290:0058, 43:40:000290:0057, 43:40:000290:0025.
Земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525 находится в собственности субъекта Российской Федерации «Кировская область» на основании распоряжения Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 228, Соглашения № 04-319 о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 29.10.2015.
Спорный земельный участок был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000290:822, 43:40:000290:823, 43:40:000290:827, 43:40:000290:828, 43:40:000290:830, 43:40:000290:831, 43:40:000290:832. Все указанные земельные участки принадлежали на праве собственности субъекту Российской Федерации «Кировская область» на основании распоряжения Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 228, Соглашения № 04-319 о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 29.10.2015.
Земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:56 был снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него путем перераспределения земельных участков 43:40:000290:821, 43:40:000290:823, 43:40:000290:830. Права на земельный участок 43:40:000290:821 не зарегистрированы. Сведения о правах на земельный участок 43:40:000290:58 отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:25 снят с кадастрового учета 02.10.2015. Из него путем перераспределения образованы земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000290:820, 43:40:000290:823, 43:40:000290:827, 43:40:000290:830. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:820 является Субъект Российской Федерации «Кировская область».
25.08.2020 КОГАОУ ДО ЦДООШ обратилось в Министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 в постоянное (бессрочное) пользование.
Распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.09.2020 № 1015 КОГАОУ ДО ЦДООШ в постоянное (бессрочное) пользование в целях эксплуатации объекта недвижимости, закрепленного за ним на праве оперативного управления за КОГАОУ ДО ЦДООШ, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525, имеющий следующие характеристики: адрес: , площадь 15352+\-43 кв.м. (том 1 л.д. 10-11).
06.10.2020 право постоянного бессрочного пользования указанным земельным участком за КОГАОУ ДО ЦДООШ было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Кировской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из ответов Министерства имущественных отношений Кировской области, данных ТСЖ «Преображенская, 82/1» 06.09.2021 № 33-40/01-09/М-44 и ФИО2 от 10.09.2021 № 36-40/01-09/Я-42 по вопросу образования земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: следует, что земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525, находится в собственности Кировской области и предоставлен в постоянное бессрочное пользование КОГАОУ ДО ЦДООШ. По информации, представленной учреждением, часть земельного участка, занятая стоянкой, не будет участвовать при разработке проектной документации при строительстве объекта.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Доводы истца о том, что часть земельного участка с кадастровым номером № 43:40:000290:1525 уже 6 лет использовалась собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: , в качестве обустроенной автомобильной стоянки, в связи с чем решение Министерства имущественных отношений Кировской области о передаче данной части земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ является незаконным, суд находит несостоятельными, доказательств, что автомобильная стоянка оборудована в соответствии с установленным порядком в границах земельного участка, сформированного для МКД, не представлено. Как следует из материалов дела, земельный участок сформирован был из земельных участков 43:40:000290:823 и 43640:000290:830, которые в свою очередь были образованы и распределены из земельного участка № 43:40:00025:25, которые ранее относились к собственности субъекта РФ «Кировская область» на основании ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение законно и обоснованно, не нарушает права ФИО1 в части передачи земельного участка КОГАОУ ДО ЦДООШ, поскольку принято в установленном порядке, собственником на момент принятия оспариваемого акта земельного участка, с кадастровым номером 43:40:000290:1525, являлся субъекта РФ «Кировская область», в связи с чем Министерство имущественных отношений Кировской области обладало исключительным правом распоряжаться указанным земельным участком, в том числе, передавать в постоянное (бессрочное) пользование.
Истцом фактически оспаривается формирование земельных участков 43:40:000290:823 и 43:40:000290:830 (которые сняты с кадастрового учета), а также зарегистрированное право собственности субъекта РФ «Кировская область» на земельный участок 43:40:000290:1525, его формирование, и зарегистрированное право постоянного (бессрочное) пользование, правообладатель – КОГАОУ дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников».
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ (с 15 сентября 2015 года глава 22 КАС РФ) или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Определение границ и площади земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, объединение земельных участков, оспаривание зарегистрированного права КОГАОУ дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников», не имеет взаимосвязи с обжалуемым распоряжением.
ФИО1 имеет право на защиту своих прав и интересов с применением иного способа защиты, то есть административным истцом избран неверный способ защиты.
Кроме того, признание незаконным распоряжения само по себе не повлечет снятие с кадастрового учета земельного участка 43:40:000290:1525 и восстановления земельных участков 43:40:000290:823 и 43:40:000290:830, и восстановление прав ответчика. По информации ЕГРН МКД по указанному адресу расположено на земельном участке с кадастровым номером 43640:000290:57. Положениями части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Более того, административным истцом пункт 2 исковых требований не сформулирован, административный истец не может определить способ восстановления права при оспаривании данного распоряжения. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав данным распоряжением. Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания решения незаконным, не установлено.
Ответчиком заявлено о попуске срока исковой давности. Истец просит восстановить срок для предъявления административного искового заявления.
Частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Согласно части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания распоряжения от 25.09.2020, требования заявлены по истечении трехмесячного срока, с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав, административный иск подан истцом 08.06.2022.
Доводы о том, что истцу стало известно о нарушенном праве из письма КОГАОУ ДО ЦДООШ от 08.04.2022, где сообщалось о невозможности изменения границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 и запланированной прокладке сетей теплоснабжения по территории автомобильной стоянки суд отклоняет, поскольку земельный участок с кадастровым номером 43:40:000290:1525 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование КОГАОУ ДО ЦДООШ административному истцу стало известно из ответа на обращение от 06.09.2021 № 33-40/01-09/М-44 Министерства имущественных отношений Кировской области ТСЖ «Преображенская, 82/1», о чем указывает административный истец в административном заявлении, а также из ответа на обращение от 10.09.2021 № 36-40/01-09/Я-42 Министерства имущественных отношений Кировской области ФИО2, которая является представителем истца. Обстоятельств, при которых допускается восстановление пропущенного срока, не усматривается.
С учетом вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании распоряжения Министерства имущественных отношений Кировской области о передаче земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 КОГАОУ ДО ЦДООШ незаконным, внесении соответствующих изменений в распоряжении следует отказать, в том числе, по основаниям пропуска срока на обжалование.
Руководствуясь ст.ст. 175,177, 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству имущественных отношений Кировской области о признании распоряжения № 1015 от 25.09.2020 года о передаче земельного участка с кадастровым номером 43:40:000290:1525 в постоянное (бессрочное) пользование, в части передачи земельного участка, в пределах которого расположен элемент благоустройства придомовой территории - автостоянка, незаконным и обязании внести в распоряжение соответствующие изменения отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Стародумова
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022
Решение22.09.2022