ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2095/2023 от 18.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-2095/2023

25RS0001-01-2023-000491-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года г.Владивосток

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Третьяковой Д.К.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Лияскиной А.П.,

с участием административного истца Прасковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу к ЗАО «Информационные транковые системы», заинтересованное лицо МИФНС России № 15 по Приморскому краю о признании недействительной регистрации средства массовой информации – телеканала «Цифровое телевидение Приморья»,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ЗАО «Информационные транковые системы» о признании недействительной регистрации средства массовой информации – телеканала «Цифровое телевидение Приморья», ЭЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю. В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю зарегистрировано средство массовой информации телеканал «Цифровое телевидение Приморья», регистрационный номер ЭЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем которого является ЗАО «Информационные транковые системы». В ходе проведения планового мероприятия системного наблюдения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Роскомнадзора по ДВФО выявлены признаки, свидетельствующие о том, что деятельность телеканала «Цифровое телевидение Приморья» не осуществляется больше года, сведений о выходе в свет телеканала в 2019-2022 также не имеется, что подтверждается представленными доказательствами, полученными от операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания на территории Приморского края. Также указали, что в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «Цифровое Телевидение» не доставлялись в ФГУП «ВГТРК «Гостелерадиофонд», что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ и на основании требований статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» копия Устава редакции СМИ либо договора его замещающего учредителем СМИ в регистрирующий орган (Управление Роскомнадзора по ДВФО) не направлялись. Сославшись на положения статей 8, 15 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и пункта 9.1.1 Положения об Управлении Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от ДД.ММ.ГГГГ, полагают, что у них имеются компетенция и законные основания для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании регистрации СМИ – телеканала «Цифровое телевидение Приморья» недействительной, в связи с невыходом в свет СМИ более одного года.

Определением судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю.

Представитель административного истца Праскова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении. Полагает, что имеются достаточные доказательства, подтверждающие невыход в свет телеканала «Цифровое телевидение Приморья» более 1 года, в нарушение норм действующего законодательства, что является основанием в силу подпункта 2 статьи 15 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» для признания недействительной регистрации средства массовой информации– телеканала «Цифровое телевидение Приморья», ЭЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представители административного ответчика ЗАО «Информационные транковые системы», заинтересованного лица МИФНС России № 15 по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте извещались надлежащим образом.

От административного ответчика ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало, причины не явки суду не известны.

ЗАО «Информационные транковые системы» письменный отзыв по заявленным административным исковым требованиям в материалы дела не направило, своей правовой позиции по заявленным требованиям не выразило.

МИФНС России № 15 по Приморскому краю направлено суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Заинтересованное лицо письменный отзыв по заявленным административным исковым требованиям в материалы дела не направило, предоставив информацию об осуществлении ЗАО «Информационные транковые системы» деятельности, связанной с предоставлением услуг телефонной связи, нарушений налогового законодательства по итогам камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщика по прибыли организаций не выявлено.

В силу пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Пунктом 5.4.1 указанного Положения полномочия по регистрации средств массовой информации возложены на Роскомнадзор.

Приказом Роскомнадзора от 02.08.2021 № 150 утверждено Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу, которое устанавливает статус Управления, которое является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункты 1,2 Положения № 150).

В соответствии с пунктом 8 Положения № 150 Управление осуществляет деятельность на территории Приморского края, (подведомственной территории) на основании настоящего Положения.

На основании пункта 9.1 Положения № 150 Управление обладает, в том числе, полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной настоящим Положением, включая: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания (пункт 9.1.1).

Статья 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) содержит, в том числе следующие понятия, используемые для настоящего Закона.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (абзац 3).

Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации (абзац 6).

Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения (абзац 7).

Согласно статье 8 Закона о СМИ средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии со статьей 18 Закона о СМИ учредитель утверждает Устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации главным редактором.

Согласно статьи 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

На основании части 2 статьи 22 Закона о СМИ договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

Статьей 31 Закона о СМИ установлено, что телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

Исходя из положений Закона о СМИ, производство и распространение массовой информации включает в себя учреждение средства массовой информации, осуществление производства и выпуска средства массовой информации, производство продукции средства массовой информации, а также распространение этой продукции.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации.

При разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о СМИ регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года.

Регистрирующий орган обращается в суд с административным исковым заявлением о признании регистрации средства массовой информации недействительной (часть 2 статьи 15 Закона о СМИ).

В течение пяти рабочих дней с момента поступления в регистрирующий орган вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации средства массовой информации недействительной регистрирующий орган вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись (часть 3 статьи 15 Закона о СМИ).

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее – Закон № 77-ФЗ) определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.

На хранение во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию передаются материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир (часть 3 статьи 12 Закона №м 77-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю зарегистрировано средство массовой информации телеканал «Цифровое телевидение Приморья», регистрационный номер ЭЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем которого является ЗАО «Информационные транковые системы».

Вещание телеканала «Цифровое телевидение Приморья» должно осуществляться на основании лицензии на вещание от ДД.ММ.ГГГГ № ТВ № , которая дает право ежедневно круглосуточно осуществлять во всех средствах вещания телеканала «Цифровое телевидение Приморья» на территории г. Владивостока Приморского края.

Согласно Программной концепции, являющейся приложением к выписке из реестра лицензий, общий объем вещания телеканала «Цифровое телевидение Приморья» в неделю 168 часов.

На основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в 2022 году, утвержденного приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ, проведено плановое систематическое наблюдение в отношении телеканала «Цифровое телевидение Приморья» (реестровая запись от ДД.ММ.ГГГГ серия № ТУ ), по результатам которой должностным лицом оформлена докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ-дн.

В ходе проведения планового мероприятия системного наблюдения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Роскомнадзора выявлены признаки, свидетельствующие о том, что деятельность телеканала «Цифровое телевидение Приморья» не осуществляется больше года и не имеется сведений о выходе в свет телеканала в 2019-2022 годах.

Сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о распространении телеканала «Цифровое телевидение Приморья» не содержится.

Также должностными лицами Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу проанализированы полученные на запросы ответы от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ № вх. 21942/25, от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вх. , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вх. от операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания на территории Приморского края: ООО «ОктопусНет», ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ООО «Примтелеком», ООО «Сеть», ООО «Дальнереченск ТВ», ООО «Неоком», ООО «ЛТВ», ИП Дитятьев С.Ю., ИП Яковлева Н.А., ИП Фидичева Н.С., ИП Кривец С.С., из которых следует, что договорные обязательства данными операторами связи с ЗАО «Информационные транковые системы» не заключали, телеканал Цифровое телевидение Приморья» в их сетях связи не распространяется.

Согласно полученной на запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. информации, изложенной ФГУП «ВГТРК» «Гостелерадиофонд» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» не доставляются в соответствии с требованиями части 3 статьи 12 Закона № 77-ФЗ.

На основании статьи 20 Закона о СМИ копия устава редакции СМИ либо договора его замещающего, учредителем СМИ в регистрирующий орган (Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу) не направлялась.

В обоснование заявленных требований, административный истец в административном исковом заявлении указал, что на дату обращения в суд, уведомлений о прекращении деятельности телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» от учредителя средства массовой информации в адрес Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу не поступало.

Доказательств обратного, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения дела судом, административным истцом представлены ответы от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ДВ 01/00133и, полученные от операторов связи на территории Приморского края: ИП Кривец С.С., ИП Филичева Н.С., ООО ДАЛЬНЕРЕЧЕНСК ТВ», ИП Дитятьев С.Ю., ПАО Ростелеком, ООО «СЕТЬ», ООО «ЛТВ», ИП Шеремет Е.Н.,ООО «ОктопусНет»ИП Яковлева Н.А., ЗАО ТК «МАГИСТРАЛЬ»ООО «НЕОКОМ» - новые коммуникации и связь, ПАО «МТС» в Приморском крае на запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. о трансляции телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» в их сетях связи для целей кабельного вещания.

Из указанных ответов следует, что телеканал «Цифровое Телевидение Приморья» (лицензия № Л033-00114-77/00061190) не транслируется в сетях кабельного вещания данных организаций и индивидуальных предпринимателей и договоров на оказание услуг связи, распространению трансляции по сетям связи для целей кабельного вещания телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» не заключалось.

Согласно представленной МИФНС России № 15 по Приморскому краю информации, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ@, ЗАО «Информационные транковые системы» (ОГРН ) осуществляет деятельность по предоставлению услуг телефонной связи и предоставляет расчеты по страховым взносам в полном объеме, среднесписочная численность составляет за 6 месяцев 2023 года 5 человек, нарушений сроков предоставления отчетности не установлено, применяет ОСН, нарушения налогового законодательства по итогам камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщика по прибыли организации не выявлены.

Также налоговым органом сообщено, что ЗАО «Информационные транковые системы» (ОГРН ) имеет в собственности два объекта недвижимости, расположенные в <адрес> и в пгт <адрес>, указав, что обязанность по предоставлению отчетности выполняется своевременно и налог оплачен в полном объеме.

Таким образом, разрешая административный спор, суд, проанализировав положения статей 8, 15 Закона о СМИ в их взаимосвязи, установил, что учредитель телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» не приступил к осуществлению деятельности СМИ в течение одного года со дня регистрации данного СМИ.

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование и установленные обстоятельства настоящего административного дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению административного иска Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу на основании пункта 2 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», принимая во внимание, что факт невыхода в свет средства массовой информации - телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» более года с момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер ЭЛ № ), произведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю, подтвержден доказательствами, представленными административным истцом, и административным ответчиком не опровергнут.

Руководствуясь ст.175-180, 264 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу к ЗАО «Информационные транковые системы», заинтересованное лицо МИФНС России №15 по Приморскому краю о признании недействительной регистрации средства массовой информации – телеканала «Цифровое Телевидение Приморья», - удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию средства массовой информации – телеканала «Цифровое Телевидение Приморья» ЭЛ №ТУ 25-00638 от ДД.ММ.ГГГГ, произведенную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Д.К. Третьякова