ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-209/20 от 14.08.2020 Целинного районного суда (Курганская область)

дело №2а-209/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное

14 августа 2020 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Тельманова А.С.,

с участием помощника прокурора Целинного района Грязных Д.И.,

при секретаре Заика А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Целинного района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Прокурор Целинного района обратился в Целинный районный суд Курганской области с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Указав в обоснование административного иска, что прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей среды в части мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Проверкой установлено, что на сайтах сети «Интернет» осуществляется коммерческая деятельность по реализации электрических изделий, способных на массовое истребление водных биологических ресурсов путем применения электротока. В ходе мониторинга сети «Интернет» обнаружены сайты, имеющие URL-адреса: <адрес>. Изучением содержания данных сайтов установлено, что целью их существования является реализация на всей территории Российской Федерации электроудочек и комплектующих товаров к ним, посредством применения которых возможно массовое истребление водных биологических ресурсов путем подачи электротока. Лицо, разместившее информацию в ходе проверки, не установлено.

В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Курганской области Грязных Д.И. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель Управления Роскомнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на административное исковое заявление, просили дело рассмотреть в их отсутствии.

Заслушав мнение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Установлено, что прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей среды в части мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Проверкой установлено, что на сайтах сети «Интернет» осуществляется коммерческая деятельность по реализации электрических изделий, способных на массовое истребление водных биологических ресурсов путем применения электротока. В ходе мониторинга сети «Интернет» обнаружены сайты, имеющие URL-адреса: <адрес> Изучением содержания данных сайтов установлено, что целью их существования является реализация на всей территории Российской Федерации электроудочек и комплектующих товаров к ним, посредством применения которых возможно массовое истребление водных биологических ресурсов путем подачи электротока. Лицо, разместившее информацию в ходе проверки, не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 указанного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с ч. 13 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно п. 15.2 Правил рыболовства для Западно - Сибирского рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 № 402) запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.

В силу п. б ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, является уголовно наказуемым деянием.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей реализацию электрических изделий, способных на массовое истребление водных биологических ресурсов путем применения электротока, является распространением запрещенной информации.

Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проведенной прокуратурой проверки и на день судебного заседания данный указатель страниц сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.

Установить личность или наименование административного ответчика-администратора (модератора), пользователя социальной сети, зарегистрированного по электронным адресам <адрес> в ходе проверки и судебного заседания не представилось возможным.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 265.1 - 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Целинного района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресам: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанного сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Целинный районный суд в течение месяца со дня его принятия. Мотивированное решение составлено 14 августа 2020 года.

Судья А.С. Тельманов