ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-209/20 от 19.06.2020 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-209/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Омская область р.п. Москаленки 19 июня 2020 года

Москаленский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Барабанов А.Н.,

при секретаре Руденко О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Москаленского района Омской области Шнайдмиллер А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по разработке и размещению на официальном сайте в телекоммуникационной сети «Интернет» руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предъявляемых при осуществлении муниципального жилищного контроля, возложении обязанности разработать и разместить руководства по соблюдению указанных требований в течение месяца с момента вступления решения в законную силу,

установил:

Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер по разработке и размещению на официальном сайте в телекоммуникационной сети «Интернет» руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предъявляемых при осуществлении муниципального жилищного контроля, возложении обязанности разработать и разместить указанные руководства на официальном сайте.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении муниципального контроля, по результатам которой установлено, что в нарушение действующих положений закона, администрацией Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области не разработаны и не размещены на официальном сайте в телекоммуникационной сети «Интернет» руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предъявляемых при осуществлении муниципального жилищного контроля.

По выявленным нарушениям прокурором в адрес администрации было внесено представление, однако, нарушения не устранены.

Предъявление прокурором настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты прав и интересов всех граждан, проживающих на территории поселения, поскольку круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении суда, решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

Административный истец старший помощник прокурора Москаленского района Шнайдмиллер А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что выявленные нарушения не устранены.

Представитель административного ответчика администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с административными исковыми требованиями согласен.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Москаленского района, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Действие (бездействие) администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области также могут являться предметом судебной проверки.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9. ст.226 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 14 Кодекса КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Обязанность доказывания установлена статьей 62 КАС РФ.

Так, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений (часть 1 статьи 8.2 Закона).

Как указано в п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Закона, в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, в частности, обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Таким образом, анализируя вышеприведенное законодательство в совокупности с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о незаконности действий административного ответчика по факту неисполнения требований законодательства, о которых указано прокурором как в административном исковом заявлении, так и в представлении, которое было направлено прокурором административному ответчику до обращения в суд, но до настоящего времени выявленные прокурором нарушения устранены не были, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, вследствие чего требования прокурора законны, обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – один месяц с момента вступления судебного акта в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Москаленского района административных исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Учитывая характер заявленных требований, суд полагает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора Москаленского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области по непринятию мер по разработке и размещению на официальном сайте в телекоммуникационной сети «Интернет» руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предъявляемых при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и разместить на официальном сайте в сети "Интернет" руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предъявляемых при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение одного месяца.

Судья А.Н. Барабанов

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

______секретарь судебного заседания_______

(Наименование должности работника аппарата суда)

О.В. Руденко

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

УИД 55RS0020-01-2020-000317-75