ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-209/2016 от 27.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело а-209/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» января 2016 года

Ленинский районный суд гор. Владимира в составе:

председательствующего судьи Уколовой Ж.П.,

при секретаре Немыкиной Д.И.,

с участием представителей

административного истца Цирулевой Е.М. (....),

административного ответчика Асликяна А.Р. (....)

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Владимире административное дело по административному иску Кузьмина Ю.А. к Военному комиссариату Владимирской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмин Ю.А., ...., подлежащий призыву на военную службу, обратился в суд с иском с учетом уточнений о признании незаконными действий отдела военного комиссариата по Ленинскому району г. Владимира (далее – ОВК) по отказу ему в ознакомлении с материалами личного дела призывника и связанных с призывом его на военную службу, а также об обязании ответчика провести мероприятия по изучению призывника, направления его на медицинскую комиссию и вынесении предварительного заключения об установлении категории его годности к военной службе (л.д. 181-183, 200-201).

В обоснование требований представитель административного истца указал, что с 01.09.2010 г. по настоящее время Кузьмин Ю.А. является студентом факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», срок окончания обучения – 03.07.2016 г. В связи с международной стажировкой 26.08.2013 г. он был направлен в Шанхайский университет, КНР, в счет академического отпуска: с 01.09.2013 г. по 01.09.2014 г. и с 01.09.2014 г. по 30.06.2015 г. По выходу из академического отпуска с 01.09.2015 г. он был зачислен на 4 курс образовательной программы «Востоковедение», направления подготовки 41.03.03. «Востоковедение и африканистика», очной формы обучения.

Однако отделом Военкомата по Ленинскому району г. Владимира ему была выслана повестка о явке 30.10.2015 г. в ОВК для проведения мероприятий, связанных с призывом.

09.11.2015 г. его представителем в ОВК было подано заявление об ознакомлении с личным делом призывника, но 27.11.2015 г. начальником ОВК в предоставлении копии материалов дела было отказано.

Кроме того, проведение ОВК в отношении Кузьмина Ю.А. мероприятий по розыску как уклоняющегося от призыва на военную службу 06.06.2014 г., 07.04.2015 г., 20.05.2015 г., 08.06.2015 г., 10.11.2015 г., а также обращения в УМВД России по г. Владимиру о доставлении гражданина в отдел военного комиссариата 24.03.2015 г., 01.10.2015 г., 08.10.2015 г. являются незаконными, поскольку ответчиком не были приняты надлежащие меры по установлению причин неявки Кузьмина Ю.А., не были вынесены заключения о предварительном предназначении призывника и отсутствии у него отсрочки от призыва, в связи с чем отсутствовали и основания для признания истца уклоняющимся от призыва на военную службу.

В судебное заседание административный истец Кузьмин Ю.А., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 195, 199), не явился, направив в суд своего представителя.

Представитель административного истца Цирулева Е.М. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно указав, что указанными действиями ответчика нарушено права истца на свободу передвижения и получение информации, а также предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе.

Представитель административного ответчика исковые требования Кузьмина Ю.А. не признал, указав, что право на отсрочку от призыва на военную службу у Кузьмина А.Ю. после окончания академического отпуска не сохранилось, документы о нахождении в академическом отпуске и восстановлении в ВУЗе им истец не представлял. В связи с чем он неоднократно вызывался по повесткам в отдел военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Поскольку вручить повестки лично Кузьмину Ю.А. и определить его местонахождение не представилось возможным, в отношении него неоднократно составлялись акты розыска гражданина, уклоняющего от призыва на военную службу, выносились определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также направлялись обращения в УМВД России по г. Владимиру о доставлении гражданина, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в целях составления протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, доверенному лицу Кузьмина Ю.А. не было позволено ознакомиться с личным делом призывника, являющегося служебным документом, доступ к которому согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ», строго ограничен.

Требования истца об обязании ответчика провести мероприятия по изучению призывника, направления его на медицинскую комиссию и определение категории его годности до начала весеннего призыва 2016г. являются излишними, поскольку это прямая обязанность призывной комиссии, предусмотренная Законом о воинской обязанности, но их проведение возможно лишь при личной явке истца, который от нее уклоняется.

Определением суда от 12.01.2016 г. по ходатайству представителя административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (л.д.193-194), представитель которого в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения по иску.

НИУ ВШЭ требования Кузьмина Ю.А. не поддержал, указав, что не обязан направлять в отдел военного комиссариата копии приказов, связанных с международной стажировкой, академическим отпуском и допущением учащегося на следующий курс образовательной программы. Согласно действующему законодательству призывник Кузьмин Ю.А. должен самостоятельно предоставлять в военный комиссариат документы, подтверждающие его право на отсрочку от призыва на военную службу (л.д.202-209).

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – 53-ФЗ) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате,

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 данного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую, имеющую государственную аккредитацию, образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

Согласно статье 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Кузьмин Ю.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира с 13.01.2008 г. Прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого решением комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет был признан временно не годным к военной службе.

Решением призывной комиссии Ленинского района г. Владимира от 10.12.2010 года Кузьмину Ю.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2014 г. в связи с зачислением его в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», имеющее свидетельство о государственной аккредитации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ (л.д. 121).

В периоды с 2011 г. по 2013 г. действие отсрочки от призыва на военную службу подтверждалось справками с места учебы Кузьмина Ю.А. (.....). Сроком окончания образовательного учреждения в указанных справках установлено 30.06.2014 г. (л.д. 18).

Приказом от 26.08.2013 г. Кузьмину Ю.А. предоставлен академический отпуск с 01.09.2013 г. по 01.09.2014 г. в связи с международной стажировкой. Приказом от 28.08.2013 г. направлен на обучение в Китайскую Академию Изящных Искусств с 01.09.2013 г. по июль 2014 г. (л.д. 19). Приказом от 19.12.2014 г. Кузьмину Ю.А. предоставлен академический отпуск с 01.09.2014 г. по 30.06.2015 г. (л.д. 20). Сообщение о предоставлении академического отпуска было получено отделом военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира 04.06.2015 г. (л.д. 162).

Приказом ректора ГУ ВШЭ от 24.09.2015 г. Кузьмин Ю.А. был допущен к учебному процессу на 4 курс факультета «Востоковедение, африканистика» в связи с окончанием академического отпуска, срок окончания образовательного учреждения – 2016 год (л.д. 164).

Из вышеуказанных документов следует, что срок окончания Кузьминым Ю.А. образовательного учреждения был продлен с 30.06.2014 г. до 30.06.2016 г., то есть увеличился более чем на 1 год. Соответственно, его право на отсрочку от призыва на военную службу у Кузьмина Ю.А. не сохранилось в силу положений пп. А п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Из материалов личного дела призывника усматривается, что отделом военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира неоднократно предпринимались меры к розыску Кузьмина Ю.А., как лица, уклоняющегося от призыва на военную службу (л.д. 159, 169. 171, 172, 173). Определением начальника отдела военного комиссариата Владимирской области от 07.10.2014 г. в отношении Кузьмина Ю.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ и в УМВД России по г. Владимиру направлено обращение о доставлении Кузьмина Ю.А. в отдел военного комиссариата для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 160а). При этом, указанными мероприятиями не удалось установить место пребывания истца или применить к нему меры административного воздействия.

Учитывая изложенное и положения ст.31 № 53-ФЗ суд полагает, что проведенные отделом военного комиссариата в отношении Кузьмина Ю.А. мероприятия по его розыску, а также обращения в УМВД России по г. Владимиру о доставлении его в отдел военного комиссариата являлись после 30.06.2014г. законными и обоснованными, и никоем образом не нарушали прав и законных свобод истца.

Требования истца об обязании ответчика провести мероприятия по изучению призывника, направления его на медицинскую комиссию и определение категории его годности до начала весеннего призыва 2016г. (п.3 уточненного иска – л.д.201 оборот) являются необоснованными, поскольку истцом и его представителем суду не представлено никаких доказательств и фактов нарушения этих прямых обязанностей призывной комиссии, предусмотренных ст. 28 Закона № 53-ФЗ и Положением о призыве на военную службу граждан РФ (утв. постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006г.), а проведение указанных мероприятий, как и принятие решения комиссией о призыве истца на военную службу, возможны лишь при личной явке истца, который от нее уклоняется.

Таким образом, в удовлетворении вышеизложенных исковых требованиях Кузьмину Ю.А. должно быть отказано.

Вместе с тем, в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со статьей 14 Закона «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на доступ к его персональным данным, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, согласно которой право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Поскольку личное дело призывника, содержащее его персональные данные, не относится к перечню, приведенному в ч.8 ст.14 Закона о персональных данных, то у ответчика не имелось законных оснований для отказа в предоставлении представителю Кузьмина Ю.А. - Цирулевой Е.М., действующей на основании доверенности (в которой такое право специально оговорено – л.д.186), ...., личного дела призывника для ознакомления в присутствии работника ОВК.

Поэтому суд полагает необходимым исковые требования Кузьмина Ю.А. в части признания незаконным отказа начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира в предоставлении для ознакомления личного дела призывника, удовлетворить. Но с учетом ознакомления представителя истца с материалами личного дела в ходе рассмотрения дела судом, суд считает излишним обязывать ответчика в повторном ознакомлении истца и представителя с ним.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца в возврат госпошлины подлежит взысканию 100 руб. в виду частичного удовлетворения требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление КУЗЬМИНА Ю.А. удовлетворить частично.

признать незаконным отказ начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира за от 27.10.2015 г. в предоставлении для ознакомления представителю Кузьмина Ю.А. личного дела призывника.

В удовлетворении остальных исковых требований Кузьмину Ю.А. отказать.

Взыскать с Военного комиссариата Владимирской области в пользу Кузьмина Ю.А. в возврат госпошлины .... рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца с момента составления его в мотивированном виде.

Председательствующий судья Ж.П. Уколова