ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-209/2022 от 02.09.2022 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2022 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре судебного засе6дания Литвяковой Р.С., с участием представителя административного истца Ворониной К.И., представителя административного ответчика Смирнова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-209/2022 по административному иску прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского городского поселения о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по поддержанию безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал (с учетом уточнений), что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Киренского городского поселения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части выполнения требований об организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. По требованию прокуратуры Киренского района, 14.04.2022 должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Киренский» на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении юридического лица - администрации Киренского городского поселения проведено контрольное надзорное мероприятие - выездная проверка. В ходе выездной проверки было проведено обследование участков улично-дорожной сети Киренского городского поселения, на которых расположены детские образовательные организации, а также состояние пешеходных переходов, расположенных вблизи детских образовательных организаций. По результатам выездной проверки, проведенной в рамках Федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, 14.04.2022 по улицам: Полины Осипенко, Портовая, Коммунистическая, Ленина, Декабристов, Алексеева, Ивана Соснина, Воронинская, Трудовых Резервов, переулок Марата выявлены несоблюдения требований безопасности дорожного движения при содержании дорог, угрожающие безопасности дорожного движения, а именно: в нарушение п. 7.3.8. национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52289 – 2019 нерегулируемые наземные пешеходные переходы, расположенные по ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Ленина напротив д. №29, вблизи МКДОУ «Детский сад №9 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая напротив д. №4 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска, не обустроены светофорами типа Т-7. В нарушение п. 4.5.1.1. национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52766 – 2007 по улицам: Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; Трудовых Резервов вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска, отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки. Вопреки п. 8.1.29 национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52289 – 2019 по улицам: Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; Коммунистическая вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Киренска», отсутствуют ограничивающие перильные пешеходные ограждения. В нарушение п. 5.6.30 национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52289 – 2019 на нерегулируемых наземных пешеходных переходах, расположенных по: ул. Ленина напротив д. № 29, вблизи МКДОУ «Детский сад №9 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д.№10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая напротив №4, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». Вопреки п. 4.3.1. национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52766 – 2007 за 10-15 метров до нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных по: ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад № 8 и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад № 12 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска, отсутствуют искусственные неровности. В нарушение п.п. 5.19.1, 5.19.2 не обустроены пешеходным переходом, предусмотренным проектом организации дорожного движения в Киренском городском поселении, следующие образовательные организации: МКДОУ Детский сад № 1 г. Киренска, переулок Марата вблизи д. № 5; МКОУ «СОШ № 1 г. Киренска», ул. Алексеева вблизи д. № 1; МКДОУ «Детский сад № 13 г. Киренска», ул. Портовая; МКДОУ «Детский сад №11 г. Киренска», ул. Воронинская вблизи д. 14. Бездействие администрации приводит к ухудшению условий дорожного движения, не обеспечивает безопасность пешеходов, может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий и повышению уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Количество граждан, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется. Индивидуализировать указанных лиц не представляется возможным, в связи с чем прокурор обращается в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц. На основании изложенного, уточнив заявленные требования, прокурор Киренского района просит признать незаконным бездействие администрации Киренского городского поселения, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по поддержанию безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций, расположенных на территории Киренского муниципального образования; обязать администрацию Киренского городского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, руководствуясь национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766 - 2007, ГОСТ Р 52289-2019, принять меры по оборудованию (обустройству):

- светофорами типа Т-7 нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных по ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Ленина напротив д. №29, вблизи МКДОУ «Детский сад №9 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая напротив д. №4 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска;

- тротуаров по улицам: ул. Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Трудовых Резервов вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска;

- ограничивающих перильных пешеходных ограждений по улицам: ул. Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Киренска»;

- искусственными неровностями пешеходные переходы по ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад № 8 и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад № 12 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска;

- пешеходных переходов, предусмотренных проектом организации дорожного движения в Киренском городском поселении, следующие образовательные организации: МКДОУ «Детский сад № 1 г.Киренска» (переулок Марата вблизи д. № 5), МКДОУ «Детский сад № 13 г.Киренска» (ул. Портовая), МКДОУ «Детский сад № 11 г.Киренска» (ул.Воронинская вблизи д. № 14).

В судебном заседании представитель административного истца Воронина К.И., действующая на основании прав по должности, на заявленных уточненных исковых требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в административном иске и уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика администрации Киренского городского поселения Смиронов Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных административных исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования прокурора Киренского района подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании п. 1 п.2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 323-ФЗ), государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В силу п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ под обеспечением безопасности дорожного движения следует понимать деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Под дорогой следует понимать обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) под содержанием автомобильной дороги следует понимать комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Подпунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

В силу п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены в ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017), ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019), ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

В соответствии с п.6.4.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385, их типы и исполнение - ГОСТ Р 52282, размещение и режим работы - ГОСТ Р 52289, сигнал звукового устройства, дублирующий разрешающий сигнал светофора для пешеходов - ГОСТ Р ИСО 23600.

Согласно п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, в случае если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений, для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов применяют светофоры Т.7 любых вариантов конструкции.

Пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Согласно п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289.

В соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие перильные пешеходные ограждения применяют на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.

Пунктом 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что сборно-разборные искусственные неровности должны соответствовать требованиям ГОСТ 32964, быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605 и ГОСТ 33151. Монолитные искусственные неровности должны быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605.

Искусственные неровности применяют по ГОСТ Р 52605 (п. 4.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).

В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий: в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.

Согласно п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м.

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования вышеназванных Государственных стандартов Российской Федерации являются обязательными к исполнению, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из материалов дела следует, что администрация Киренского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом Киренского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

Проектом организации дорожного движения в Киренском городском поселении, утвержденного в 2020 году, предусмотрено размещение пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений по пер. Марата, ул. Портовая, ул.Воронинская, ул. Ленина, ул.Декабристов, ул. Коммунистическая, ул. И.Соснина, ул.П.Осипенко, ул.Трудовых резервов.

В ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Киренский» по требованию прокуратуры Киренского района в отношении администрации Киренского городского поселения, было проведено обследование участков улично-дорожной сети Киренского городского поселения, на которых расположены детские образовательные организаций, а также состояние пешеходных переходов, расположенных вблизи детских образовательных организаций.

По результатам выездной проверки установлены многочисленные нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по ул.П.Осипенко вблизи Детского сада № 8 г.Киренска и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Киренска», отсутствует светофор типа Т-7, на стороне улицы с четными номерами строений отсутствуют ограничивающие перильные ограждения, на стороне улицы с нечетными номерами строений отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, отсутствуют искусственные неровности;

- участок улицы Портовой вблизи Детского сада № 13 г.Киренска не обустроен пешеходным переходом, предусмотренным проектом организации дорожного движения Киренского городского поселения;

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по улице Коммунистическая вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Киренска», отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует светофор типа Т-7, отсутствуют ограничивающие перильные пешеходные ограждения;

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по улице Ленина вблизи Детского сада № 9 г.Киренска, отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует светофор типа Т-7;

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по улице Декабристов вблизи Коррекционной школы интерната и Детского сада № 12 г.Киренска, отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует светофор типа Т-7, отсутствуют ограничивающие перильные пешеходные ограждения, отсутствуют искусственные неровности;

- участок улицы Алексеева вблизи начальной школы № 1 г.Киренска не обустроен пешеходным переходом, предусмотренным проектом организации дорожного движения Киренского городского поселения;

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по улице Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Киренска» отсутствует освещение, отсутствует светофор типа Т-7, отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, ограничивающие перильные пешеходные ограждения, искусственные неровности;

- участок улицы Воронинская вблизи Детского сада № 11 г.Киренска не обустроен пешеходным переходом, предусмотренным проектом организации дорожного движения Киренского городского поселения;

- на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном по улице Трудовых Резервов вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска» отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует светофор типа Т-7, отсутствуют искусственные неровности, тротуары и пешеходные дорожки;

- переулок Марата вблизи Детского сада № 1 г.Киренска не обустроен пешеходным переходом, предусмотренным проектом организации дорожного движения Киренского городского поселения.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом выездной проверки от 14.04.2022, протоколом осмотра № 3 от 14.04.2022, фототаблицей, протоклолом опроса № 1 от 14.04.2022.

Врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Киренский» в адрес администрации Киренского городского поселения внесено представление от 14.04.2022 об устранении выявленных нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности произвести на пешеходных переходах по ул.Декабристов, ул.Ленина, ул.Коммунистическая, ул.Трудовых резервов вблизи образовательных учреждений установку дорожных знаков 5.19.2 «Пешеходный переход».

В ходе рассмотрения настоящего дела, администрацией Киренского городского поселения частично были устранены выявленные нарушения, в частности на нерегулируемых пешеходных переходах по ул. Ленина, ул.Декабристов, ул.Коммунистическая, ул.Трудовых резервов установлены дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», что подтверждается актом от 17.06.2022, а также участок улицы Алексеева вблизи начальной школы № 1 г.Киренска обустроен пешеходным переходом.

Иные выявленные нарушения в сфере безопасности дорожного движения администрацией Киренского городского поселения до настоящего времени не устранены.

Допрошенный в ходе судебного заседания заместитель главы администрации Киренского городского поселения по ЖКХ К**, пояснил, что стоимость обустройства одного пешеходного перехода составляет около 1 млн. руб., таких денежных средств в бюджете не имеется. Технически выполнить обустройство пешеходных переходов в соответствии с требованиями ГОСТ практически не возможно, либо проходит высоковольтная линия электропередачи, под которой размещение запрещено, либо данный пешеходный переход будет упираться в территорию, не принадлежащую ни городской администрации, ни районной администрации. Возле школы № 3 невозможно обустроить пешеходную дорожку, поскольку там проходит высоковольтная линия электропередач, далее следует территория, принадлежащая колледжу. Возле школы № 5 по ул.И.Соснина обустройство не возможно, поскольку там отсутствует асфальт, из-за ширины улицы нет возможности обустроить пешеходные дорожки, вход в школу в этом году будет перекрыт и обустроен с улицы Ленрабочих, когда будет произведено асфальтирование. В районе школы № 6 и детского сада № 8 по ул.П.Осипенко обустройство пешеходной дорожки невозможно, пешеходный переход надо будет вытаскивать почти на 200 метров в сторону, соответственно, стоимость сразу будет повышена. Возле школы-интерната и детского сада № 12 улица Декабристов выполнена из гравийного покрытия и для того, чтобы обустроить там пешеходный переход, надо всю улицу покрыть асфальтом, а это порядка 3,5 млн. руб. Вблизи детского сада № 9 по ул.Ленина с одной стороны есть пешеходная дорожка, там можно обустроить пешеходный переход, но не в соответствии с ГОСТ, так как с другой стороны отсутствует пешеходная дорожка, и там нет возможности её обустроить, поскольку рядом расположена парковочная зона и проходят зеленые насаждения, разграничивающие две полосы движения. Часть пешеходных переходов можно будет обустроить, но это надо растягивать на 1,5-2 года для того, чтобы заложить в бюджет крупные денежные средства и начать работу. Общая стоимость по обустройству пешеходных переходов составляет около 7 млн. руб. Администрация пыталась войти в программу по обустройству данных пешеходных переходов, но одним из требований данной программы являлось то, что на этих пешеходных переходах должны были быть дорожно-транспортные происшествия, у нас таких ситуаций не было.

Оценивая показания данного свидетеля, суд принимает их, поскольку оснований им не доверять у суда не имеется.

Вместе с тем, содержание дорог и элементов их обустройства на территории Киренского муниципального образования вблизи образовательных учреждений МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска», МКДОУ «Детский сад №9 г. Киренска», ГОКУ ИО «Специальная коррекционная интернат г. Киренска», МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Киренска, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска, МКДОУ «Детский сад № 1 г.Киренска», МКДОУ «Детский сад № 13 г.Киренска», МКДОУ «Детский сад № 11 г.Киренска» не обеспечивает безопасность дорожного движения, в том числе детей, администрация Киренского городского поселения не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог вблизи образовательных учреждений.

Непринятие администрацией Киренского городского поселения мер к устранению выявленных нарушений в содержании улично-дорожной сети, ненадлежащее состояние пешеходных переходов, непосредственно расположенных у образовательных учреждений, повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе детского дорожно-транспортного травматизма, что противоречит требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а также может повлечь нарушение прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.

Доводы о нецелесообразности обустройства пешеходных переходов по ул.Трудовых резервов, ул.Портовая, ул.Воронинская являются несостоятельными, поскольку проектом организации дорожного движения в Киренском городском поселении, утвержденного в 2020 году, предусмотрено размещение пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений именно на указанных улицах.

Довод административного ответчика о невозможности обустройства пешеходных переходов, искусственных неровностей по ул. И.Соснина, ул.Декабристов, пер.Марата по причине отсутствия асфальтобетонного покрытия, не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части, поскольку требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 предусмотрено, что возле детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений должны быть устроены искусственные неровности за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов.

Отсутствие либо недостаточность финансирования само по себе не является основанием для неисполнения законодательства в области дорожной деятельности, кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий в области обеспечения безопасности дорожного движения в границах поселения.

Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административный иск прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку законом на ответчика как на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, их содержанию и ремонту.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского городского поселения о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по поддержанию безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Киренского городского поселения, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по поддержанию безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций, расположенных на территории Киренского муниципального образования.

Обязать администрацию Киренского городского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, руководствуясь национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», принять меры по обустройству:

- светофорами типа Т-7 нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных по ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Ленина напротив д. №29, вблизи МКДОУ «Детский сад №9 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая напротив д. №4 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска;

- тротуаров по улицам: ул. Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Трудовых Резервов вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска;

- ограничивающих перильных пешеходных ограждений по улицам: ул. Полины Осипенко вблизи МКДОУ «Детский сад №8 г. Киренска» и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»; ул. Декабристов вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад №12 г. Киренска»; ул. Коммунистическая вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Киренска»;

- искусственными неровностями пешеходные переходы по ул. Полины Осипенко напротив д. №15, вблизи МКДОУ «Детский сад № 8 и МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска; ул. Ивана Соснина напротив д. №40, вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»; ул. Декабристов напротив д. №10, вблизи ГОКУ ИО «Специальная коррекционная школа - интернат г. Киренска» и МКДОУ «Детский сад № 12 г. Киренска; ул. Трудовых Резервов напротив д. №8 вблизи МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска;

- пешеходных переходов, предусмотренных проектом организации дорожного движения в Киренском городском поселении, вблизи МКДОУ «Детский сад № 1 г.Киренска» (переулок Марата вблизи д. № 5), МКДОУ «Детский сад № 13 г.Киренска» (ул. Портовая), МКДОУ «Детский сад № 11 г.Киренска» (ул.Воронинская вблизи д. № 14).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова