к делу №2а-209/22 23RS0045-01-2021-003596-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 10 марта 2022 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ковальчук Н.В.,
при секретаре Пашинской А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС №11 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам, налогам.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что с 1 января 2017 года функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование возложены на налоговые органы. Налогоплательщик ФИО2 осуществляла предпринимательскую деятельность с 11.10.2012 по 18.03.2013 гг. В соответствии с положениями п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ. Статьёй 434 Налогового Кодекса Российской Федерации Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. В соответствии со ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщиком своевременно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в сумме 445849 руб., страховых взносов на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ - 20265,54 руб. В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ исчислены пени за нарушение срока исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в размере 442,60 руб., пени за нарушение срока исполнения обязанности страховых взносов на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ за 2018 г. - 2011,86 руб. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику направлены требования о добровольной уплате задолженности от 20.10.2020 (...), от 18.01.2021 г. (...), что подтверждается почтовым реестром отправки. Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения. Ранее, Межрайонная ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании суммы задолженности по страховым взносам с ФИО2 Судебный приказ по делу № 2а-1521/21 отменён определением мирового суда от 24.06.2021 г. Просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в сумме 445849 руб., по страховым взносам на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ - 20265,54 руб., пени за нарушение срока исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в размере 442,60 руб., пени за нарушение срока исполнения обязанности страховых взносов на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ за 2018 г. - 2011,86 руб. Общая сумма взыскания: 27178,49 руб.
Представитель административного истца ИНФС № 11 ФИО3 в судебном заседании уточнила исковые требования и показала, что ФИО2 с 15.02.2016 года по 05.10.2018 года осуществляла деятельность в качестве частнопрактикующего оценщика, что подтверждается уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе и уведомлением о снятии учета. В соответствии со ст. 419 НК РФ, т. 430 НК РФ, частнопратикующий оценщик является самостоятельным плательщиком страховых взносов.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что деятельность оценщика не осуществляла, взносы в организацию оценщиков не платила, полагала, что давно исключена из общества оценщиков, так как была принято в общество оценщиков после обучения в 2011 году. В 2011 году и позже работала по трудовому договору у предпринимателя Н.В.З. За это время закон в части налогообложения оценщиков изменился, о чем она не знала. Считает, что не должна уплачивать страховые взносы, та как деятельность не осуществляла.
Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2, в период с 15.02.2016 года по 05.10.2018 года являлась членом Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков, что подтверждается данными Россреестра.
Из информационной выписки саморегулиремой организации Региональной ассоциации оценщиков следует, что ФИО2 включена в реестр оценщиков в 2011 году, регистрационный номер (...) от 07.12.2011 года.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Законом, регулирующим оценочную деятельность в РФ является Федеральный закон от 29.07.1996 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Из ст. 24 указанного закона следует, что оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков, отвечающей требованиям настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями членства в саморегулируемой организации оценщиков являются: наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, наличие квалификационного аттестата.
Членство в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков на основании: заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков; утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении лица из членов саморегулируемой организации оценщиков.
Судом установлено, что в 2011 году ФИО2 была принята в саморегулируемую организацию оценщиков, а в 2018 году исключена из нее на основании решения коллегиального органа управления СРО, что подтверждается информационным письмом от 03.03.2022 года.
В случае отсутствия в Реестре сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, такой оценщик признается плательщиком страховых взносов в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса. При этом исчисление и уплата страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов производятся самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов оценщиком, занимающимся частной практикой, в установленный Налоговым кодексом срок сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, определяет налоговый орган (письмо ФНС России от 16.11.2018 N БС-4-11/22263@).
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из их дохода (при величине дохода до 300 000 рублей за расчетный период страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере, свыше 300 000 рублей - в фиксированном размере плюс 1,0 процент суммы дохода, превышающего 300 000 рублей).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают только в фиксированном размере независимо от величины их дохода.
Поэтому если физическое лицо относится к одной категории, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса (не работодатели), но осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и иную установленную законодательством Российской Федерации деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, медиатора, оценщика), то такой плательщик уплачивает страховые взносы в порядке, установленном для данной категории статьей 430 Кодекса.
Уплата страховых взносов плательщиками осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от предпринимательской деятельности доходов в конкретном расчетном периоде.
Таким образом, доводы ФИО2 о том, что деятельность оценщика в 2018 году не осуществляла, поэтому не обязана платить страховые взносы, не основаны на нормах действующего законодательства.
15.02.2016 года ФИО2 поставлена на налоговый учет в качестве оценщика.
Согласно ст. 434 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. В соответствии со ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящее статьей.
За 2018 год ФИО2 начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в сумме 4458,49 руб., на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ в сумме 20265,54 руб.
В установленный срок, до 22.10.2018 года, ФИО2 не уплатила страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за 2018 г. в сумме 4458,49 руб, на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР РФ в сумме 20265,54 руб., поэтому ей начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 442 рублей 60 коп. за несвоевременную уплату в бюджет ФФОМС страховых взносов в фиксированном размере за 2018 г., пени в размере 2011,86 руб. за своевременную уплату в бюджет в ПФ РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 г., что подтверждается расчетом пени.
В силу п.п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.
До обращения в суд, в порядке ст. 69,70 НК РФ, должнику заказным письмом было направлено требование (...) об уплате налога и пени, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, однако налогоплательщик не исполнила обязанность, определенную ст.45,69 НК РФ в сроки, указанные в требовании, до 08.12.2020 года.
На основании с ч.2 ст. 48 НК РФ, со дня истечения срока для исполнения налогового требования, в течение шести месяцев, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО2
04.06.2021 года мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки за 2018 года в размере 27178 руб. 49 коп., что подтверждается копией судебного приказа.
24.06.2021 года судебный приказ от 04.06.2021 года №2а-1521/21 отменен мировым судьей в связи с возражениями ФИО2
Следовательно, в отношении ФИО2 налоговым органом не пропущен срок для обращения в суд в порядке искового производства, так как с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 15.12.2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для взыскания задолженности по страховым взносам, пени с ФИО2
В соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 1015 руб. 35 коп.
Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС №11 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, (...) года рождения, проживающей в (...) пользу Межрайонной ИФНС №11 по Краснодарскому краю задолженность за 2018 год в размере 27 178 руб. 49 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 20265,54 руб; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 2011,86 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 4458 руб. 49 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 442,60 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в сумме 1015 руб.35 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Краснодарского кр,аевого суда через Славянский городской суд.
Копия верна
согласовано
Судья Ковальчук Н.В.