ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/18 от 06.02.2018 Яковлевского районного суда (Приморский край)

№2а-20/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Яковлевка 06 февраля 2018 г.

Яковлевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Т.А.

при секретаре ФИО1,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

представителя административного ответчика – Администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО4,

представителя заинтересованного лица - Администрации Яковлевского муниципального района <адрес>ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образование – Яковлевское сельское поселение Яковлевского муниципального района <адрес> и Российской Федерации к Администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не реализации органом местного самоуправления в полном объеме полномочий, определенных требованиями ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ в части проведения работы в отношении выдела долей в земельных участках, находящихся в общей долевой собственности Яблоновского поселения и граждан, в натуре; обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения общих собраний с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона № 101-ФЗ, обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

В обоснование доводов заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес> о выполнении органами местного самоуправления Яковлевского муниципального района полномочий, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В ходе проведения указанного проверочного мероприятия установлено, что у администрации Яковлевского сельского поселения имеются земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения в совместной долевой собственности граждан и поселений.

Яковлевским районным судом <адрес> в период с 2013 года по 2016 год рассмотрен ряд дел о признании права собственности на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения за Яковлевским сельским поселением.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ если до ДД.ММ.ГГГГ участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ обязан:

провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона;

обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Из анализа местоположения указанных земельных участков, а также изучения данных в веб-приложении «Публичная кадастровая карта» (версия 5.0. ПКК © Росреестр 2010-2016), а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что имеется ряд земельных участков на территории Яковлевского сельского поселения, которые принадлежат физическим лицам - гражданам на праве общей долевой собственности, которые фактически являются долями из земель сельскохозяйственного значения.

Указанные земельные участки не имеют границ и имеют общие кадастровые номера , что в свою очередь свидетельствует об отсутствии выдела указанных долей в натуре.

До настоящего времени право собственности по своей сути является не конкретизированным, а земля фактически вследствие неосуществления указанных мероприятий может использоваться со значительными ограничениями в части субъекта передачи.

С момента истечения срока для «добровольного межевания» участниками общедолевой собственности в отношении всех сельскохозяйственных участков вступают в силу полномочия органов местного самоуправления - в частности администрации сельского поселения, поскольку в отсутствие иных собственников такие земельные доли фактически становятся бесхозяйными.

К числу основных последствий невозможности реализации земельной доли третьему лицу закон предусматривает необходимость выдела данной доли в качестве обособленного земельного участка, составляющего муниципальную собственность.

Таким образом, Закон гарантирует полноправность муниципального образования в отношении перешедшей к нему земельной доли, но только в случае ее выдела в натуре.

Обязанность по выделу участка отнесена к компетенции уполномоченного органа муниципального образования - в данном случае администрации сельского поселения.

Непроведение указанных мероприятий влечет за собой ряд негативных факторов, как то ограниченное распоряжение указанными земельными долями и невозможность их передачи в аренду, также приводит к возникновению споров между участниками общедолевой собственности.

Кроме того, фактически после осуществления мероприятий по выделению земельных участков и регистрации на них права собственности муниципального образования, поселение может свободно ими распоряжаться, в том числе сдавать их в аренду, что в свою очередь принесет определенный доход.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникают негативные последствия не проведения указанных мероприятий, выраженные в том, что при отсутствии земельного участка, выделенного в натуре (без межевания, кадастровых работ, регистрации права) указанные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование иным лицам в качестве земельного участка - «Дальневосточного гектара», и невозможности подтверждения права собственности на указанный земельный участок, в качестве земельной доли, в дальнейшем.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, просила признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района в части неисполнения обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, не обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, входящих в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также не обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами . Возложить на администрацию Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района обязанность, закрепленную ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ, а именно: провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона № 101-ФЗ; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами . Кроме того в ходатайстве просила увеличить срок для исполнения указанной обязанности до двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - Администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО4, действующий на основании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 13.03.2017г., с иском согласился, пояснив, что процедура проведения указанных кадастровых работ занимает много времени, а также требует больших финансовых затрат. Для этого надо отдельную статью в бюджете, а бюджет на 2018 год уже принят. В настоящее время решается вопрос о передаче земельных участков ТОР «Михайловский», соглашение о передаче земель пока не подписано. Просил продлить срок для исполнения обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.1 ФЗ № 101-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Яковлевского муниципального района – ФИО3, действующий на основании доверенности от 13.06.2017г., не возражал против удовлетворения иска, просил увеличить срок для исполнения возложенной обязанности до двух лет, в связи с необходимостью соблюдения всех требований Федерального закона № 101-ФЗ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что земельные участки с кадастровыми номерами являются общей долевой собственностью физических лиц и Яковлевского сельского поселения. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Доли в указанных земельных участках приобретены Яковлевским поселением в судебном порядке при признании их невостребованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» если до ДД.ММ.ГГГГ участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ обязан провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

<адрес> была проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Яковлевского муниципального района полномочий, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в результате которой было установлено, что администрацией Яковлевского сельского поселения требования ч. 3 ст. 19.1 указанного закона не исполняются.

Указанный факт представителем административного ответчика не оспаривается.

17.03.2017г. прокуратурой <адрес> внесено представление, в котором указывалось о не реализации органом местного самоуправления в полном объеме полномочий, определенных требованиями законодательства в части проведения мероприятий по выделу земельных участков в общей долевой собственности в натуре.

По результатам представления в прокуратуру района поступило письмо от 23.05.2017г. , согласно которому в связи с тем, что в бюджет Яковлевского сельского поселения на 2017 год не было запланировано средств на проведение кадастровых работ по землям сельскохозяйственного назначения, а именно паи, перешедшие по решению суда в собственность администрации Яковлевского поселения, провести работы по межеванию участков и определению границ не представляется возможным. На муниципальном комитете Яковлевского сельского поселения планируется заложить средства в бюджет Яковлевского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на проведение кадастровых работ по землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2017г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. » кадастровый квартал , вошел в территорию опережающего социально-экономического развития «Михайловский».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Доказательства передачи на праве собственности или аренды земельного участка с кадастровым номером ТОР «Михайловский» в судебное заседание представлены не были. Согласно пояснениям представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица данное соглашение только готовится.

Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности, закрепленной ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ, может привести к незаконному и бесконтрольному использованию земельных участков гражданами и хозяйствующими субъектами, не имеющими необходимых правоустанавливающих документов, и привести к возникновению споров между участниками общедолевой собственности.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, выразившееся в не реализации органом местного самоуправления полномочий, определенных требованиями части 3 статьи 19.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части неисполнения обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, не обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, входящих в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также в части не обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

Обязать администрацию Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:

провести общие собрания участников долевой собственности в земельных участках с кадастровыми номерами с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами ;

обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Нестерова